Об активном участии России в интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона — стратегический выбор руководства страны — заявила, открывая конференцию, Председатель Совета Федерации В. И. Матвиенко. Идеология освоения Сибири и Дальнего Востока в ХХI веке определена, направления движения указаны на саммите АТЭС во Владивостоке. Байкальский форум призван внести свой вклад в формирование соответствующих «дорожных карт» — тем более что на этой земле указанная тема воспринимается как актуальная в квадрате. Отметив величественную красоту края и спокойное достоинство населяющих его людей, Матвиенко сказала, что для Бурятии форум, который является одной из самых авторитетных дискуссионных площадок, стал прекрасной возможностью показать свой потенциал и инвестиционные возможности.
Говоря о практике таких конференций, глава и председатель Правительства Республики Бурятия В. В. Наговицын подчеркнул: «Мы должны открывать для себя новые горизонты». Каждый из присутствующих, по его мнению, хотел бы заглянуть лет на
Ускоренное развитие Сибири и Дальнего Востока — одна из приоритетных государственных задач, объявил в своем приветствии полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе В. А. Толоконский. Поэтому представителям всех органов власти, экспертному сообществу есть что обсудить. В частности, пора сформулировать новые подходы к решению проблем инфраструктуры, привлечения инвестиций, повышения качества жизни. Толоконский особо поблагодарил Совет Федерации за заинтересованное начиная с 2000 года, когда состоялся I Байкальский форум, участие в дискуссиях о перспективах территорий. По его мнению, сегодня необходимы сильная государственная политика и интеграция регионов, так как экономический рост Востока страны повышает потенциал всей России.
Больше динамики
Одной из ключевых тем, которые обсуждались на конференции 14 сентября, были территориальные кластеры как механизм реализации региональных приоритетов инновационного развития Сибири и Дальнего Востока. Такие кластеры в России только формируются, и в настоящее время их деятельность регулируется лишь подзаконными актами. Есть потребность в специальной государственной программе по кластерной политике, задал тон дискуссии первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике В. С. Косоуров. Между тем в США, например, более 50 % предприятий, на которые приходится свыше 60 % ВВП страны, сосредоточены в территориальных кластерах. И сенатор, хотя и не призывал механически копировать чужой опыт, дал повод задуматься над этим фактом.
Процесс формирования кластеров в мире усиливается, и правительства разных стран оказывают ему всяческую поддержку, сообщила заведующая Центром инновационной экономики РАН Е. Б. Ленчук. В 2010 году администрация Б. Обамы выделила 100 млрд долл. на высокотехнологичные кластеры, включая предприятия оборонно-промышленного комплекса, год спустя наблюдалась аналогичная картина. Кластеры важны для придания развитию динамики, сделала вывод эксперт. Чтобы государственная политика в данной сфере не превратилась в декларацию, следует в первую очередь выработать четкое определение инновационного кластера, так как единого понимания у регионов нет. Кроме того, формирование подобных образований не может происходить только «сверху», по воле властей, считает Ленчук. Ради ускорения инновационного развития властям в регионах и муниципалитетах не обойтись без реальной поддержки малого и среднего бизнеса. «Критическая масса» для одного кластера на Западе — примерно 130 малых высокотехнологичных предприятий... По мнению ученых, также необходим федеральный закон о государственно-частном партнерстве.
Опытом своего региона с участниками круглого стола поделился председатель комитета развития реального сектора экономики Томской области В. И. Филатов. Он подтвердил тезис о том, что успешное продвижение кластеров без развития малого и среднего бизнеса проблематично. В Томской области все начиналось в 2000 году с создания нефтегазового кластера, который дал импульс развитию других производств, включая машиностроение. Вокруг якорного предприятия надо создавать пояс инновационных предприятий, организуемых на базе университетов, полагает Филатов. Томская область занимает третье место в России по количеству студентов, и комитет считает это плюсом. Региональные власти поощряют инновационную деятельность, предоставляя льготы по налогу на прибыль и субсидируя процентные ставки по кредитам. «Без участия государства рынок не способен обеспечить комплексное развитие территорий», — резюмировал докладчик.
Кластерные инициативы надо координировать с тем, что делалось ранее в сфере инноваций, дополнил коллег директор Департамента стратегического развития Министерства промышленности и торговли РФ В. С. Осьмаков. Нынешние кластеры, по его оценке, нередко «оформляют» уже сложившиеся производственные цепочки. Проблемами, которые мешают совершить реальный прорыв, он назвал недостаточную развитость инфраструктуры, нехватку финансовых ресурсов и вообще стимулов для роста. «Именно от нас зависит, на какой ступени технологического развития мы окажемся завтра», — заявил министр промышленности и торговли Республики Бурятия А. Г. Гребенщиков. Он напомнил, что его регион по итогам
За пространство развития
В начале пленарного заседания В. И. Матвиенко процитировала П. А. Столыпина, который говорил, что оставить Сибирь и Дальний Восток без внимания было бы «государственным расточительством». Здесь сосредоточено три четверти природных богатств страны, но Председатель Совета Федерации категорически против закрепления за этими землями статуса сырьевого придатка экономики. «Вчерашний день нам не нужен!» — сказала она о внедрении промышленных технологий и предложила ввести публичную экспертизу новых проектов. Тем не менее Матвиенко заметила, что традиционные отрасли полностью сохраняют свое значение. Было указано и на серьезные проблемы: доля частных инвестиций в регионах за Уралом невелика и концентрируются они в основном в добывающих отраслях; по данным соцопросов, около 40 % жителей Дальнего Востока хотят сменить место жительства; доля России во внешнеторговых связях стран АТЭС пока не превышает 2 %... Решения, необходимые для преодоления этих и других трудностей, по словам спикера, на федеральном уровне приняты. Дело теперь за их практической реализацией.
Развитие Сибири и Дальнего Востока является безусловным приоритетом для Правительства России, продолжил тему вице-премьер А. В. Дворкович. «Мы уже настроены и уже работаем», — сказал он. Говоря о госинвестициях, заместитель главы Правительства РФ сообщил, что заявок на бюджетное финансирование очень много, однако надо уметь не только тратить, но и зарабатывать деньги. По его мнению, государство должно жить по средствам и, как он выразился, «не залезать в карман нашим детям и внукам». В восточных регионах следует сочетать проектный подход и «пространства развития», и соответствующая государственная программа сейчас разрабатывается. Правительство страны совместно с крупными госкомпаниями ищет механизмы реализации амбициозных планов, и Дворкович пообещал, что они будут найдены. Главное условие успешности — инфраструктура, это слово понятно всем инвесторам.
С середины
Транссибирская железнодорожная магистраль и БАМ исчерпали свои возможности, согласился с ним президент ОАО «РЖД» В. А. Якунин. Годовой объем грузовых перевозок на данном направлении достиг 52 млн тонн (на 30 % больше, чем в СССР в 1988 году), а заявки подаются уже на 100 млн тонн. Прироста ВВП без инвестиций в железные дороги не будет, предупредил Якунин, который считает абсолютно необходимым, чтобы государство оставалось основным инвестором в инфраструктуру. И трехлетнего горизонта бюджетного планирования, по мнению руководителя компании, для решения стратегических задач явно недостаточно. Зарплаты железнодорожников тоже не слишком велики, дал понять он, обращаясь к Дворковичу. Вице-премьер отреагировал оперативно, сказав, что господдержка железнодорожных перевозок может быть удвоена со 100 до 200 млрд руб. в год.
За государственное финансирование ключевых проектов высказался и депутат Госдумы И. Д. Грачев, так как «взять» с потребителей суммы, необходимые для модернизации экономики, частный капитал не сможет. Китайские соседи планируют развитие на 100 лет вперед, и нам стоило бы ориентироваться на такие же сроки, выразил свое мнение глава Республики Бурятия В. В. Наговицын. Главное место при планировании, полагает он, должны занять человек и природа. А губернатор Иркутской области С. В. Ерощенко, например, считает актуальной задачу создания в Сибири и на Дальнем Востоке единого узла авиаперевозок, благодаря чему появится возможность обновить существующий парк техники. «Время романтиков прошло», — констатировал губернатор Забайкальского края Р. Ф. Гениатулин, имея в виду, что для успеха преобразований нужны материальные стимулы.
На форуме было подписано 21 соглашение об инвестициях в экономику Бурятии на общую сумму 69 млрд руб. 15 сентября его участники и гости посетили торжественную церемонию открытия особой экономической зоны «Байкальская гавань» в 115 километрах от Улан-Удэ, где будет создан центр международного туризма.