Версия для печати 6799 Материалы по теме
Эффективное управление бюджетными средствами

сулима
Нижегородская область в числе первых из субъектов РФ с 2001 года начала осуществлять казначейское исполнение областного бюджета, а с 2004 года — казначейское исполнение местных бюджетов. За эти годы система регионального и муниципальных казначейств показала свою перспективность и эффективность. Ольга Юрьевна СУЛИМА, министр финансов Нижегородской области

Единый счет бюджета

Внедрение модели единого счета дало возможность эффективно использовать бюджетные средства, обеспечить управленческий подход к исполнению областного бюджета, когда денежные средства не замораживаются на лицевых счетах бюджетополучателей, а всегда доступны для оперативного управления. Начиная с 2002 года все операции по казначейскому исполнению бюджета полностью автоматизированы, организован устойчивый электронный документооборот с бюджетополучателями с использованием электронно-цифровой подписи.

Для определения потребности в денежных средствах на едином счете бюджета в любой период (квартал, месяц, день) для проведения кассовых выплат получателям составляется кассовый план исполнения областного бюджета. На основании осуществленных расчетов выявляются периоды образования временных кассовых разрывов, которые связаны с неравномерным поступлением доходов в течение года и необходимостью осуществления отдельных крупных разовых выплат из бюджета, имеющих сезонный характер, например обслуживание государственного долга и другие срочные обязательства. Пополнение средств на счете областного бюджета в данные периоды может обеспечиваться за счет:

  • временного заимствования средств бюджетных и автономных учреждений (счет 40603);
  • целевых средств федерального бюджета, находящихся на лицевом счете областного бюджета;
  • использования средств Резервного фонда Нижегородской области;
  • привлечения кредитных ресурсов на период образования кассового разрыва.

Кассовые выплаты областных автономных учреждений осуществляются через лицевые счета, открытые в министерстве финансов Нижегородской области. Остатки средств на данных лицевых счетах также используются для обеспечения ликвидности единого счета бюджета. Такой порядок работы показал свою эффективность: за счет управления ликвидностью по счетам экономия только за первое полугодие 2012 года составила 250 млн руб.

Кроме того, в целях решения вопросов обеспечения ликвидности бюджетов субъектов РФ и регулирования кассовых разрывов было бы логичнее и целесообразнее открыть лицевые счета в финансовом органе региона для учета операций:

  • иных юридических лиц, в частности государственных унитарных предприятий;
  • территориального фонда обязательного медицинского страхования;
  • получателей средств бюджета субъекта РФ с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (такой порядок действовал в 2009 году).

Соответствующие предложения направлены в Министерство финансов РФ.

Лимиты бюджетных обязательств

Инструментом регулирования кассовых выплат из областного бюджета в течение года является установление лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования. Учет бюджетных обязательств не позволяет получателям бюджетных средств создавать просроченную кредиторскую задолженность — она отсутствует в областном бюджете уже более пяти лет. Предельные объемы финансирования дают возможность оперативно ограничивать расходы по каждому получателю бюджетных средств в текущем квартале.

Открытие и ведение лицевых счетов областных учреждений в министерстве финансов Нижегородской области позволяют осуществлять предварительный контроль за расходами областного бюджета на стадии подготовки платежных документов получателями средств областного бюджета. Для оценки качества использования бюджетных средств главными распорядителями в рамках бюджетного процесса ежеквартально проводится мониторинг качества финансового управления, в том числе по следующим направлениям:

  • наличие нормативной правовой базы по планированию и исполнению доходов и расходов;
  • количество вносимых изменений в предусмотренные бюджетные ассигнования;
  • равномерность произведенных расходов;
  • качество оформления платежных документов;
  • эффективность управления кредиторской и дебиторской задолженностью;
  • качество администрирования доходов.

Начиная с 2012 года отчеты о результатах проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств областного бюджета, представляются министерством финансов Нижегородской области с пояснительными записками в составе ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении областного бюджета в правительство области и размещаются на официальном сайте министерства финансов в Интернете.

Банковские карты

Одним из перспективных направлений совершенствования системы бюджетных платежей в секторе государственной экономики является решение задачи по минимизации наличного денежного обращения путем использования банковских карт. И если вопрос зачисления заработной плата работникам на банковские карты был решен ранее, то проблема расхода наличных денег на хозяйственные и командировочные нужды оставалась.

Отличие технологии обеспечения наличными деньгами с использованием банковских карт от действующего порядка обеспечения наличными денежными средствами заключается в замене инструментов получения и внесения денежных средств: вместо чеков и объявлений на взнос наличными используются банковские карты. Существенно и то, что все операции по получению и внесению наличных денежных средств с использованием банковских карт осуществляются учреждениями через подразделения уполномоченных банков, их банкоматы или пункты выдачи наличных денежных средств банка без взимания комиссии.

Министерством финансов Нижегородской области была организована работа по переводу организаций, которым открыты лицевые счета в министерстве финансов региона, на получение наличных денег на хозяйственные нужды и командировочные расходы посредством дебетовых пластиковых карт. Первоначально для эксперимента были выбраны областные учреждения в трех муниципальных районах области, а после успешного внедрения начата работа по переводу организаций, которым открыты лицевые счета в министерстве финансов Нижегородской области, на получение наличных денег посредством дебетовых пластиковых карт во всех оставшихся районах региона. В результате сокращены издержки, связанные с проведением наличных расчетов, а это уменьшение трудовых затрат работников казначейства на выписку денежных чеков, экономия сил и средств для обеспечения сохранности наличных денег при их транспортировке и хранении.

Поделиться