Задачами института является создание стратегии развития кадрового потенциала по государственной службе, анализ лучших российских и международных практик в области подготовки кадров, разработка законодательства в данной сфере, а также методических рекомендаций по управлению человеческим капиталом. В рамках образовательной деятельности институт ведет разработку и внедрение программ для обучения действующих госслужащих и кадровых резервов, занимается развитием сотрудничества с ведущими российскими и зарубежными вузами, организацией стажировок.
Для того чтобы образовательный процесс был наиболее эффективным, применяются современные форматы обучения. Помимо обычных лекций и семинаров проводятся мастер-классы, обмен опытом, обучение на реальных примерах. Большое внимание уделяется практической работе, осуществляются краткосрочные стажировки госслужащих в России и за рубежом. Важным инструментом контроля эффективности является активная обратная связь и оценка работы управленцев по системе «360 градусов». Речь идет о систематическом сборе информации о деятельности сотрудника в реальных рабочих условиях и проявленных им деловых качествах. Сведения получают от лиц, так или иначе заинтересованных в работе управленца, а именно руководителя, подчиненных, коллег, клиентов, самого сотрудника.
Цели и особенности
Базовый курс института включает в себя несколько основных направлений. Прежде всего уделяется внимание развитию лидерских качеств госслужащих, обучению искусству слышать и убеждать, совершенствованию навыков управления персоналом. Изучаются лучшие практики современного муниципального управления, в том числе информационные технологии и программное обеспечение в этой области. Не менее важная задача — совершенствование знаний в сфере экономики муниципального образования, а также управления бюджетом и финансами. Ведется подготовка в части управления проектами, изменениями и рисками, а также обучение в области развития системы электронных государственных услуг, социальной сферы и повышения качества жизни. Еще одним модулем базового курса является подготовка госслужащих в вопросах противодействия коррупции, формирования организационной культуры и развития межведомственного взаимодействия.
Предполагается, что в результате обучения управленцы получат следующие навыки и компетенции:
- лидерство;
- коммуникативные навыки, включая публичные выступления;
- разрешение конфликтов и выстраивание консенсуса;
- стратегическое планирование;
- анализ и работа с информацией;
- ориентация на человека;
- знание законодательства.
Основной целью данной программы является создание четкой системы отбора и профессиональной подготовки новых кадров для государственной службы, формирование эффективной команды, владеющей лучшими управленческими практиками и способной повысить качество предоставления услуг. Все это должно привести к своевременной и полной реализации приоритетных задач государственной службы на местах.
Особенностью данной программы повышения квалификации является то, что создается постоянно действующий механизм поиска и профессиональной переподготовки государственных и муниципальных служащих. Уровень подготовки кандидатов на обучение проверяется специальным тестированием. Методика отбора учитывает профессиональную мотивацию, личные морально-этические качества, профессиональные знания, навыки и компетенции. Кадры в программу привлекаются из разных сфер и регионов. Кроме того, после трудоустройства осуществляется сопровождение и дальнейшее развитие управленцев.
Отбор
Для участия в программе приглашаются чиновники в возрасте от 28 до 55 лет. Обязательным условием является наличие высшего образования и стремление к обучению и развитию (курсы повышения квалификации, стажировки и т. д.). Опыт работы на должностях государственной или муниципальной службы должен быть не менее семи лет, в том числе на высших и главных позициях не менее трех лет. Также приглашаются кандидаты, работающие на руководящих должностях в бизнесе или общественных организациях не менее пяти лет. Обязателен опыт руководства коллективом от 30 человек. Кандидаты должны обладать аналитическими навыками, способностью к критическому и инновационному мышлению. Важен также опыт разработки и успешной реализации под их личным руководством проектов муниципального и регионального уровней. Большое значение имеют коммуникативные навыки, широкий кругозор, активная гражданская позиция (наличие примеров ее реализации), умение создавать команду и работать в ней, лидерские качества, стрессоустойчивость и высокая работоспособность.
Реализация проекта осуществляется в несколько этапов, причем некоторые из них могут проходить параллельно. Первый этап — информирование. Это сбор сведений о потенциальных кандидатах, которых можно пригласить к участию в проекте, а также сообщение жителям области о его старте, целях и условиях участия. Второй этап — регистрация. Кандидаты должны зарегистрироваться на специальном сайте, заполнить анкету для государственных и муниципальных служащих, включающую дополнительные вопросы, которые помогут раскрыть их потенциал. На этом этапе необходимо выполнить задание: решить конкретный муниципальный кейс (ситуационную задачу). Результат этого решения оценивается членами экспертного совета.
Далее осуществляется психологическое и профессиональное тестирование (оценка) кандидатов на основе апробированных на государственной службе методик РАНХиГС. На этом этапе используется такой способ оценки, как развертывание ассесмент-центра — наблюдение за кандидатом в процессе проведения деловых игр, презентаций, выполнения им определенных заданий. Такой метод позволяет получить наиболее полную и достоверную оценку, снизив до минимума фактор случайности. Далее следует собеседование. С каждым из кандидатов, отобранных на предыдущих этапах, проводится личное интервью. На этом этапе они должны защитить свои решения задания. Затем происходит служебная проверка в рамках установленных процедур. Решением конкурсной комиссии отбирается 10 % лучших участников. Курс обучения — 192 часа. При этом 40 % времени уделяется теории (лекции, мастер-классы), а 60 % — практикумам (решение кейсов, деловые игры). В настоящее время программа дорабатывается и совершенствуется. В нее вносятся коррективы в зависимости от потребностей заказчиков (региональных министерств и ведомств).
Федеральная налоговая служба
Игорь Викторович ШЕВЧЕНКО, начальник Управления кадров Федеральный налоговой службы
— Любой работодатель всегда желает привлекать к себе как можно больше подготовленных специалистов. В связи с исключением из перечня специальностей направлений подготовки высшего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337, специальности «налоги и налогообложение» хотелось бы, чтобы в вузах уделялось больше внимания специальным вопросам налогового администрирования при подготовке экономистов и юристов как наиболее востребованных в ФНС России специалистов. В условиях создания нового облика службы мы будем рады видеть в своих рядах молодых, инициативных, энергичных, клиентоориентированных людей с высшим профессиональным образованием, способных успешно решать задачи, стоящие перед ФНС России.