Версия для печати 6064 Материалы по теме
Инвестиционная политика  в Москве меняется

черемин
Столица России — мегаполис с огромным потенциалом для развития, который привлекает деловых людей из разных стран мира. Такой потенциал позволяет ей выступать и в качестве субъекта большого бизнеса. Отдельные аспекты этой темы затронул в своем интервью министр правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Евгеньевич ЧЕРЁМИН.

— Сегодня главным источником инвестиций для Москвы, и этого никто не отрицает, является городской бюджет. Есть ли резервы для дальнейшего наращивания инвестиционной составляющей и насколько они велики? Планируете ли вы что-то изменить в инвестиционной политике по сравнению с тем, что делалось ранее?

— Действительно, город сегодня выступает основным инвестором. На 2013 год расходы бюджета запланированы в объеме 1,695 триллиона рублей. Из них примерно 90 процентов будут направлены на реализацию программных мероприятий. Это 16 государственных программ на 2012–2016 годы. До трети бюджетных расходов идут на инвестиции. В частности, расходы на адресную инвестиционную программу в 2013 году составят около 460 миллиардов рублей.

При этом важно подчеркнуть, что инвестиционная политика Москвы меняется. Если раньше подавляющая часть инвестиций шла на строительство жилья, а инвестиции в инфраструктуру были минимальными, то сегодня две трети затрат адресной инвестиционной программы направляются на развитие транспорта — строительство метрополитена, строительство и реконструкцию дорог, закупку новых троллейбусов, автобусов и трамваев. То есть инвестиции в недвижимость будут осуществляться с учетом возможностей городской инфраструктуры.

В целом мы ожидаем сохранение тенденции к увеличению инвестиций. Согласно прогнозам, рост ВРП Москвы в 2013–2015 годах составит около 4 процентов. Но риски по-прежнему велики. Например, доходная часть бюджета может существенно снизиться из-за нестабильности в глобальной экономике и продолжающихся колебаний цен на энергоресурсы. Дефицит бюджета остается на уровне текущего года — около 225 миллиардов рублей. Поэтому нам необходимо проводить взвешенную инвестиционную политику и усиленно привлекать частный капитал.

— Куда прежде всего стремится иностранный капитал и какие отрасли экономики Москвы, по вашему мнению, больше всего нуждаются в инвестициях?

— Иностранный капитал в основном концентрируется в секторах оптовой и розничной торговли, транспорта и связи, коммерческой недвижимости. Это связано со сравнительно высокими показателями рентабельности в этих сферах и разумными величинами сроков окупаемости инвестиционных проектов.

Напротив, в инфраструктурных отраслях, где любой проект является капиталоемким, а доходность практически ничем не гарантирована, инвестиционная активность остается низкой. Особенно это касается обрабатывающих отраслей промышленности и социальной сферы, в которых частные инвестиции очень востребованы. Прежде всего мы пытаемся привлечь частный капитал для реновации промышленных зон, формирования высокотехнологичных производств, модернизации социальной инфраструктуры.

— Как правительство Москвы собирается привлекать инвесторов на присоединенные 1 июля 2012 года территории? Имеется в виду именно частный капитал, а не государственные компании или компании с государственным участием...

— По нашим расчетам, земельный ресурс для размещения капитальных объектов составляет около 26 тысяч гектаров. Это колоссальный неосвоенный потенциал для реализации различного рода инвестпроектов как в пилотном, так и в полноценном режиме. Жилой фонд составляет не менее 10 миллионов квадратных метров, и он не обеспечен должным образом объектами социального, коммунального назначения и инженерно-транспортной инфраструктурой. Все это создает условия для формирования кластеров и функциональных зон различного назначения. Например, административно-промышленных и распределительно-логистических объектов, медицинских центров, специализированных производств.

Для привлечения инвестиций мы планируем задействовать такие формы государственно-частного партнерства, как энергосервисные контракты и концессионные соглашения, которые подтвердили свою жизнеспособность на ряде московских объектов в области здравоохранения, энергетики, системах водоочистки и водоотведения. Например, мы недавно инициировали разработку пилотного инвестиционного проекта «Энергосервис в городском освещении». Отрегулировали правовые и финансовые вопросы этого механизма, отразили возможности защиты интересов инвесторов, сформировали пул потенциальных инвесторов. В данный момент мы находимся на этапе подготовки размещения торгов на энергосервис.

— Все-таки некоторые эксперты говорят, что у зарубежных предпринимателей нет большого желания вкладывать деньги в московскую недвижимость и землю. Чем бы вы объяснили такие настроения? И насколько они серьезны?

— Такой тренд связан не столько с опасениями зарубежных предпринимателей по поводу вложения денег, сколько со сменой градостроительных приоритетов в городе. В последние годы в Москве наблюдался бурный рост инвестиций в недвижимость и землю. Но они привели к достаточно сложным проблемам, с которыми столкнулся город. Центр оказался плотно застроен офисами, а окраины — жильем. Отсюда — ежедневный интенсивный поток пассажиров, с которым не справлялась транспортная инфраструктура. Кроме того, приоритет отдавался крупным инвесторам, девелоперам, что влияло на архитектурный облик и особенности города. Город был вынужден инициировать прекращение инвестиционных контрактов примерно на 10 миллионах квадратных метров недвижимости.

Сегодня избраны другие приоритеты. Это прежде всего режим щадящей застройки, нацеленный на сохранение исторического центра, полицентрическое развитие города, создание инновационных и финансовых центров. И конечно же, опережающее развитие инфраструктуры — транспорта, дорожного строительства, инженерии, здравоохранения. Наш департамент пытается вовлекать зарубежных инвесторов в инфраструктурные проекты, чтобы они делили с городом риски и при этом сохранялся баланс интересов.

— В пятерке стран, лидирующих по объемам инвестиций в экономику Москвы, значится Китай. Разделяете ли вы точку зрения, согласно которой за капиталом из этой страны — будущее?

— Китай достаточно активно проявляет себя на московском рынке. Инвестиции из этой страны, как и в целом из стран Азиатско-Тихо­океанского региона, набирают оборот. С этого года мы приступили к проведению инвестиционных road-show в крупнейших финансовых и экономических центрах мира. И не случайно первое такое мероприятие было проведено в сентябре в Пекине и Шанхае, где мы презентовали актуальные инвестиционные проекты и приоритетные программы правительства Москвы. Мероприятие привлекло внимание крупнейших китайских финансово-промышленных групп и инвесторов. Китайских инвесторов интересуют практически все сферы деятельности — от энергетики до развития городских парков и зон, лишь бы они приносили доход. С некоторыми партнерами мы приступили к предметному обсуждению имеющихся проектов.

— Прямые инвестиции московского происхождения в государства — участники СНГ составили в первом квартале 2012 года всего 16,5 миллиона долларов США. Согласитесь, это ничтожно малая сумма. Почему столичный бизнес так неохотно идет в соседние страны, с которыми нас связывает не только общее прошлое?

— Направленность инвестиций столичного бизнеса в большей степени в страны Западной Европы объясняется отсутствием в этих государствах ранее присущих странам СНГ многих сдерживающих факторов. Основными из них были неблагоприятный инвестиционный климат, коррупция и низкая деловая культура. Но сейчас прямые московские инвестиции в страны СНГ с каждым годом стремительно увеличиваются.

— Согласно официальной статистике, московский бизнес за рубежом инвестирует средства главным образом в оптовую и розничную торговлю, тогда как на обрабатывающие производства приходится всего 4,7 процента инвестиций. Нет настоящего интереса или не пускают конкуренты?

— Главным образом это связано с более высокими показателями рентабельности в сферах торговли и услуг в сравнении с отраслями обрабатывающей промышленности. Это отчетливая глобальная тенденция. Все наиболее крупные столицы европейских стран превратились в постиндустриальные города с преобладанием отраслей обслуживания. Прежде всего капитал устремлен в эти отрасли. Кроме того, проекты в обрабатывающих отраслях требуют долгосрочных инвестиций и качественного менеджмента, а управленческие традиции, равно как и опыт реализации капиталоемких проектов с длительными сроками окупаемости, у нашего бизнеса пока недостаточно богатые.

— Вы хотите, чтобы наши соотечественники, проживающие за рубежом, активнее вкладывали свои средства в экономику Москвы. Но любому бизнесу нужны гарантии, одних патриотических призывов мало. Что вы можете пообещать этим потенциальным инвесторам, какие преференции могли бы предложить?

— Потенциальным инвесторам правительство Москвы прежде всего гарантирует безопасность их бизнеса. В случае необходимости оно в лице нашего департамента и Московского дома соотечественника может стать омбудсменом для соотечественников-предпринимателей.

В отношении преференций могу сказать, что мы планируем осуществить налоговое стимулирование капитальных вложений, ускорить амортизацию, устранить избыточное администрирование при проведении различного рода проверок, укрепить права собственности и ее защиту. А в связи с расширением Москвы для бизнесменов из числа соотечественников, проживающих за рубежом, открываются обширные инвестиционные возможности.

Справка «Бюджета»

Сергей Евгеньевич ЧЕРЁМИН

Родился 5 июля 1963 г. в Кисловодске. В 1989 г. окончил МГИМО МИД РФ.

В 1992 г. прошел стажировку в Университете г. Нью-Йорка по программе «Инвестиции и международные расчеты», в 1993 г. — в Университете г. Фейрфилда (США) по программе подготовки банковских специалистов.

С 1991 по 1992 г. — первый заместитель председателя правления Принтбанка.

В 1992–1998 гг. — председатель правления Московского экспортно-импортного банка.

В 1999–2000 гг. — вице-президент Уральского трастового банка.

В 2000–2003 гг. — президент КБ «Северо-Восточный Альянс».

В 2004–2005 гг. — председатель правления Московского банка реконструкции и развития (МБРР).

С 2005 по 2009 г. — председатель совета директоров МБРР, старший вице-президент, руководитель комплекса внешних связей ОАО «АФК „Система“».

В 2009–2010 гг. — заместитель председателя совета директоров ОАО «АФК „Система“».

8 ноября 2010 г. назначен министром правительства Москвы, руководителем Департамента внешнеэкономических и международных связей.

Кандидат экономических наук.

Поделиться