Версия для печати 7860 Материалы по теме
Технология учета бюджетных обязательств

дакаев
Внедрение технологий учета бюджетных обязательств рассматривается в качестве одной из основных задач на 2012 год по реализации Стратегической карты Федерального казначейства на 2010–2015 годы. Казначейством России заблаговременно подготовлен и утвержден план-график мероприятий, направленных на внедрение с 1 июля 2012 года процедур учета и исполнения бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, который успешно реализуется. Ислам Русланович ДАКАЕВ, и. о. заместителя руководителя УФК по Чеченской Республике

Инструмент повышения эффективности

Для учета расходных обязательств и определения объема средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, необходимых для их исполнения, Министерством финансов РФ ведется реестр расходных обязательств. При введении он позиционировался как документ, позволяющий проводить бюджетную политику на основе балансирования обязанностей по выплате средств из бюджета с реальными финансовыми возможностями эти обязанности выполнить. Данные реестра используются при формировании перспективного финансового плана Российской Федерации, разработке проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также при определении в плановом периоде объема бюджета действующих и принимаемых обязательств. В целях повышения эффективности планирования и расходования бюджетных средств за счет резервирования лимитов бюджетных обязательств под принятые к учету договоры (госконтракты) Минфином России приказом от 19 сентября 2008 г. № 98н (далее — Приказ № 98н) утвержден Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, который вступил в силу 1 января 2009 года, за исключением ряда положений, для которых установлен иной срок.

Учет бюджетных обязательств сам по себе не является принципиальным нововведением. Элементы такого учета использовались в практике работы органов Федерального казначейства и ранее. Так, до конца 2005 года действовали правила учета обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета, утвержденные приказом Минфина России от 13 августа 1999 г. № 55н, в соответствии с которыми принимались на учет бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств федерального бюджета по договорам на оказание коммунальных услуг. В отличие от действовавших ранее правил Приказ № 98н предусматривает распространение порядка учета денежных обязательств на всю совокупность заключаемых с получателями средств федерального бюджета государственных контрактов, иных договоров, а также обязательств, возникающих у получателей средств федерального бюджета (в том числе по публичным нормативным обязательствам).

Согласно Приказу № 98н с 1 января 2009 года органы Федерального казначейства на основании принятых к исполнению документов для оплаты денежных обязательств, представленных получателями средств федерального бюджета, принимают на учет бюджетные обязательства, возникающие у получателей средств федерального бюджета в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом (в том числе по публичным нормативным обязательствам) или в соответствии с договором, оформление в письменной форме по которому законодательством Российской Федерации не требуется. В качестве одной из мер по обеспечению права на исполнение судебного акта в разумный срок с 1 января 2009 года органами Федерального казначейства также реализовывались положения раздела III Приказа № 98н, определяющего порядок учета бюджетных обязательств, возникающих на основании исполнительных документов. Применение вышеуказанных норм позволило органам Федерального казначейства накопить определенный опыт, в результате чего прием и учет сведений об обязательствах, возникающих на основании государственных контрактов и иных договоров, не вызвали особых затруднений. Бюджетные обязательства, возникающие на основании исполнительных документов, учитываются в особом порядке на основании представленной должником в произвольной письменной форме информации на бумажном носителе об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа. Это способствует более качественному выполнению органами Федерального казначейства государственной функции по организации исполнения требований исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с получателей средств федерального бюджета.

Внедрение Приказа № 98н

Очередной этап модернизации казначейской системы Российской Федерации, завершившийся в конце 2011 года с вводом во всех территориальных органах Федерального казначейства в промышленную эксплуатацию нового программного обеспечения «Автоматизированная система Федерального казначейства», позволил ускорить процесс внедрения Приказа № 98н в полном объеме. В связи с этим его положения, устанавливающие порядок постановки на учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, возникающих на основании государственных контрактов, вступили в силу уже 1 января 2012 года. Основанием для постановки на учет бюджетных обязательств по государственным контрактам и иным договорам в соответствии с Приказом № 98н являются сведения о принятом бюджетном обязательстве, которые представляются получателями средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства по месту их обслуживания после заключения государственного контракта или вместе с документами, представленными для оплаты денежных обязательств по государственным контрактам или иным договорам.

Если бюджетное обязательство превышает неиспользованный остаток бюджетных данных, орган Федерального казначейства доводит информацию о превышении до получателя средств федерального бюджета путем направления соответствующего уведомления. Аналогичное уведомление доводится и до распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится получатель средств, что позволяет распорядителям в оперативном порядке принимать необходимые решения.

Предвидя сложности, с которыми столкнутся на первом этапе участники бюджетного процесса, Минфином России приказом от 16 декабря 2011 г. № 176н в Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета внесены дополнения. В соответствии с ними получателям средств федерального бюджета предоставлено право принятия решения о применении до 1 июля 2012 года для учета бюджетных обязательств, возникающих на основании государственных контрактов, иных договоров, оплата по которым не осуществлялась ранее 2012 года, порядка, установленного п. 2.2 Приказа № 98н. То есть бюджетные обязательства, возникающие на основании государственных контрактов и иных договоров, принимаются к учету на основании принятых к исполнению органами Федерального казначейства документов для оплаты денежных обязательств, представленных получателями средств федерального бюджета.

Опыт Чеченской Республики

Управлением Федерального казначейства по Чеченской Республике во второй половине января 2012 года после проведения мероприятий, связанных с тестированием программного обеспечения на предмет готовности к внедрению технологий учета бюджетных обязательств, было проведено совещание с получателями средств федерального бюджета по вопросам реализации положений Приказа № 98н. В ходе проведенного совещания были освещены и разъяснены вносимые в него изменения. Большинством клиентов было принято решение не откладывать до 1 июля 2012 года процесс учета бюджетных обязательств, а запустить его с начала текущего года путем представления в управление сведений об обязательствах, возникших на основании договоров (госконтрактов).

Как и ожидалось, определенные сложности у клиентов все-таки возникли. Связаны они были в основном с неготовностью программного обеспечения, используемого клиентами для формирования и выгрузки в электронном виде сведений об обязательствах и заявок на внесение изменений в бюджетные обязательства, соответствующих утвержденным Федеральным казначейством форматам. Управление, предприняв все необходимые меры, в числе первых среди территориальных органов Федерального казначейства обеспечило внедрение технологий учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета начиная с января 2012 года. В результате проведенной работы за первое полугодие 2012 года от клиентов было принято и обработано 1740 сведений об обязательстве и 805 заявок на внесение изменений в бюджетное обязательство, из которых зарегистрировано соответственно 1439 и 744.

Выводы

Сложившаяся к настоящему моменту практика работы органов Федерального казначейства в условиях действия в полном объеме Приказа № 98н позволяет сделать ряд предварительных выводов, связанных, в частности, с процедурой санкционирования расходов федерального бюджета. Так, в соответствии с п. 11 порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н (далее — Приказ № 87н), при санкционировании оплаты денежного обязательства, возникающего по государственному контракту, осуществляется проверка соответствия информации, указанной в заявке, реквизитам и показателям бюджетного обязательства и сведениям о госконтракте в реестре госконтрактов. В соответствии с положениями п. 7 и 9 Приказа № 87н для подтверждения возникновения денежного обязательства получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства вместе с заявкой указанные в ней государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договор аренды и документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства. Таким образом, получателю бюджетных средств вменяется в обязанность представлять в орган Федерального казначейства госконтракт, прошедший все стадии контроля при включении в реестр госконтрактов. По существующему порядку при санкционировании оплаты денежного обязательства сотрудник органа Федерального казначейства обязан проверить наличие госконтракта даже в том случае, если тот включен в реестр госконтрактов, а также соответствие реквизитов госконтракта сведениям, содержащимся в реестре.

Для устранения избыточных процедур, а также оптимизации работы органов Федерального казначейства при санкционировании оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета имеет смысл рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в Приказ № 87н, которые предусмотрят, что при наличии учтенного сведения об обязательстве, в котором указан номер записи в реестре государственных контрактов, представление в орган Федерального казначейства государственного контракта для подтверждения возникновения денежного обязательства не требовалось бы. Сотрудниками органов Федерального казначейства неоднократно высказывались предложения по внесению изменений в соответствующие нормативно-правовые акты, позволяющие значительно усовершенствовать технологию учета бюджетных обязательств. Одно из таких предложений предусматривает формирование бюджетного обязательства органом Федерального казначейства на основании информации, содержащейся в сведении о государственном контракте на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенного в реестр гос­контрактов. Реализация данного предложения затрудняется из-за отсутствия в сведениях о госконтракте, установленных приложениями № 1 и 2 к постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. № 1191, ряда реквизитов, необходимых для формирования сведений об обязательствах. Внесение изменений в соответствующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, связанные с ведением реестра госконтрактов и реализацией порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, на наш взгляд, позволило бы значительно повысить эффект от ведения учета бюджетных обязательств и в максимальной степени разгрузить получателей средств федерального бюджета от необходимости представления в органы Федерального казначейства одних и тех же данных, содержащихся в разных регистрах и документах.

Поделиться