Версия для печати 2630 Материалы по теме
Общая сбалансированность бюджета не нарушится

лавров
Алексей ЛАВРОВ, руководитель Департамента бюджетной политики Минфина

— Алексей Михайлович, бюджет 2003 года прошел первые два чтения достаточно успешно. Против чего вы возражаете? С чем согласны?

— Ко второму чтению бюджетный комитет Госдумы рекомендовал увеличить размер финансовой помощи регионам на 2 млрд рублей. Увеличение помощи регионам будет производиться за счет сокращения расходов на международную деятельность, а это значит, что общая сбалансированность бюджета не нарушится. С точки зрения межбюджетных отношений это единственное изменение, все остальные вопросы будут рассматриваться к третьему чтению, где речь пойдет о распределении сумм конкретно между субъектами РФ. Правительство свои поправки еще не вносило. Согласно сложившейся практике до внесения предложений к проекту бюджета они рассматриваются на трехсторонней рабочей группе с участием представителей Совета Федерации и Госдумы. За последние четыре года авторитет этой группы очень вырос. Как правило, одобренные ею поправки проходили в Госдуме без изменений.

— Злые языки прозвали проект бюджета-2003 «оборонно-предвыборным». Рост расходов на социальные нужды, и оборону обеспечен поступлениями в доходную часть?

— Раз эти расходы заложены в бюджет, то деньги на это найдутся. Большинство услуг посоциальной защите населения предоставляется из региональных и местных бюджетов. То, что увеличен раздел «Социальная политика», означает, что Федеральный бюджет начинает более активно участвовать в тех сферах, где несет прямую ответственность — это, прежде всего, пенсии военнослужащим, льготы федеральным ведомствам, высшее образование. В этом, намой взгляд, ничего плохого нет.

— И все-таки, иногда получается, что за социальные инициативы федерального Центра приходится расплачиваться регионам. Например, согласно принятому недавно закону оприравнивании денежного довольствия военных к окладам госслужащих регионы должны повысить зарплату сотрудникам милиции общественной безопасности за свой счет. Реально же бюджет на это денег не выделяет...

— Не выделяет, но предполагается, что регионы должны находить средства из своих налоговых поступлений, хотя бы в пределах инфляции. Кроме того, хотя и не намного, но расходы на эти цели увеличены примерно на 17 процентов.

Сейчас готовится новый законопроект, в котором будет предусмотрено разделение нафедеральную, муниципальную милицию. Изменения готовятся очень серьезные. Фактически всего один год еще будет сохраняться такая проблемная ситуация.

— Почему буксует программа развития бюд-жетного федерализма?

В части, касающейся финансовой помощи, она выполнена практически на 100 процентов. Средства на все пять фондов, которые в ней предусмотрены, заложены в Федеральный бюджет. Начиная с 2002 года мы имеем полную систему всех пяти фондов: фонд финансовой поддержки, фонд регионального развития, фонд реформирования региональных финансов, фонд компенсации, фонд софинансирования социальных расходов. В разного степени проработано законодательное и методическое закрепление, но факт, что эта система уже создана и у нее имеется долгосрочная перспектива. Что касается таких глобальных вопросов, как разграничение доходных и расходных полномочий, то эта работа ускорилась в рамках Комиссии при Президенте РФ по разграничению предметов ведения и полномочий между ветвями власти. Сейчас подготовлены два законопроекта: «Об общих принципах организации местного самоуправления» и поправки в Закон «Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». В случае одобрения этих законопроектов, реформа получает серьезный толчок. В следующем году есть шанс внести принципиальные поправки в Бюджетный кодекс и Налоговый кодекс.

— В последнее время стало очевидным, что со-трудничество Минфина и Счетной палаты стало более тесным. А при подготовке и корректировании проекта бюджета было такое сотрудничество?

— Да, сотрудничество стало очень продуктивным. Это нормальное явление, которое обусловлено ростом квалификации специалистов Счетной палаты. А с другой стороны, Минфин раскрывает все больше и больше статей. Сделать 9000 страниц бюджета — серьезное дело. Любая статья открыта, открывается для критики, как конструктивной, так зачастую и не очень. Например, когда три года назад впервые были обнародованы методики и расчеты трансфертов, они вызвали неординарную реакцию. Сработал, условно говоря, «эффект прозрачности»: человек вышел на свежий воздух, вздохнул и отравился, потому что привык дышать угарным газом. Сегодня же критика стала намного более конструктивной и профессиональной, при этом обсуждаются не принципы, которые большинство специалистов и экспертов поддерживают, атехнические детали их реализации.

— Что вы пожелаете нашему журналу, ведь мы только отправляемся в плавание пообширному морю деловой прессы?

— Много журналов  это положительное явление, множество мнений, разных форм. Надо находить свою нишу, свою аудиторию, людей, которые могут писать что-то новое. Конкуренция — это всегда благо, в том числе в специализированном профессиональном издании.

Материал подготовил: Айдар Кожахметов

Мозайка «Бюджета»

CITIBANK СТАЛ АГЕНТОМ ПО ОБМЕНУ КОММЕРЧЕСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ БЫВШЕГО СССР

Министерство финансов России объявило Citibank N.A. агентом по обмену коммерческой задолженности бывшего СССР. Об этом сообщило Управление посвязям с государственными и общественными организа-циями Минфина по итогам закрытого конкурса по выбору агента по обмену коммерческой задолженности бывшего СССР.

Правительство России постановлением от 29 декабря 2001 года одобрило предложение Минфина России об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами путем еепереоформления в облигации внешних облигационных займов России. Обмен задолженности будет проводиться Министерством финансов РФ после выверки требований кредиторов, проведенной в установленном порядке Внешэкономбанком иМинистерством экономического развития и торговли России. Минфину для проведения обмена выверенной задолженности поручено осуществить от имени России эмиссию облигаций внешних облигационных займов в общем объеме неболее $2 млрд.

Переоформление производится при условии получения от иностранных кредиторов отказа от требований по соответствующим коммерческим контрактам, в том числе отправа предъявлять эти требования к урегулированию задолженности иным способом.

Постановлением утверждены также финансовые условия обмена коммерческой задолженности бывшего СССР.

Как ранее сообщил заместитель министра финансов России Сергей Колотухин, первый этап обмена ком-мерческой задолженности бывшего СССР на еврооблигации может начаться рке осенью 2002 года. Он сказал: «Мы завершили выверку части коммерческой задолженности и подтвердили долг Внешэкономбанка на $1,1 млрд. Теперь ВЭБ должен информировать кредиторов о том, что их требования подлежат обмену».

Касаясь обмена оставшейся части коммерческой задолженности, Колотухин сказал, что этот процесс может начаться в начале 2003 года, хотя, по его словам, «мы будем стараться сделать это как можно быстрее». Сложности второго этапа связаны, вчастности, с обменом задолженности, которая ранее никогда не выверялась.

Говоря в целом об общем объеме коммерческой задолженности, он сказал, что, пооценкам, сумма коммер-ческой задолженности, которая может быть предъявлена, составляет примерно $4 млрд.

Материал подготовил: Иван КИСЕЛЕВ

ЕВРОСОЮЗ ПОМОЖЕТ УЛУЧШИТЬ ПРОЦЕДУРУ БАНКРОТСТВА В РОССИИ

Новый, финансируемый Евросоюзом проект Tacis (программа содействия развитию связей между ЕС и странами СНГ), нацеленный на повышение эффективности судопроизводства по делам о банкротстве в России, был представлен на пресс-конференции, проведенной Представительством Европейской Комиссии (Delegation of the European Commission in Russia). Бюджет двухлетнего проекта составляет 3 млн евро.

Внедрение этого проекта повлечет за собой реструктуризацию торгово-промышленной деятельности посредством повышения эффективности освобождения имущества несостоятельных компаний, что позволит задействовать эти ресурсы в целях экономического роста. В этом отношении реформирование процедуры банкротства тесно сопряже­но с текущими экономическими реформами в России.

Проект будет осуществлен в трех пилотных регионах: в Московской области, на Урале и на территории Поволжья.
Риаореанда

РЕГИОНЫ ПОЛУЧАТ В 2003 ГОДУ 24,4 МЛРД РУБ

Правительство России планирует в 2003 году выделить 24,4 млрд руб. на развитие российских регионов. Об этом говорится в материалах заседания трехсторонней комиссии по совершенствованию межбюджетных отношений. В документах, в частности, отмечается, что на социально-экономическое развитие Курильских островов из фонда регионального развитая в 2003 году будет направлено 221 млн. руб. На финансирование программы «Юг России» предусмотрено 1,98 млрд руб., а на программу социально-экономического развития Татарии до 2006 года — 11 млрд руб. Предполагается, что в 2003 году 2,2 млрд руб. будут направлены из фонда регионального развития на сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов субъектов России, а на социально-экономическое развитие Башкирии до 2006 года — 7,3 млрд руб. В 2003 году на финансирование федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2010 года будет выделено 540 млн руб., а на экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья — 881 млн руб.
Прайм-тасс

ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ (ЕБРР)

Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) является одним из наиболее активных инвесторов на российском рынке. 1 октября 2002 года на пост руководителя бизнес-группы отделения ЕБРР в России и Центральной Азии назначен Хуберт Пандца.

До этого Хуберт Пандца проработал в Дойче Банке 26 лет. Его последним назначением в Дойче Банке была должность исполнительного директора Дойче Банк Москва, а с марта 1998 г. он являлся главой регионального отделения СНГ.

В целом срок работы X. Пандцы в Москве составляет 10 лет.

10 предыдущих лет мистер Пандца работал в департаменте Восточной Европы и Центральной Азии Международного отделения штаб-квартиры Дойче Банк во Франкфурте.

Профессиональная деятельность.
Возглавлял Совет Директоров Комиссии по ценным бумагам Дойче Банк Казахстан, являлся членом Совета Директоров Дойче Банка (Польша, Варшава).

Представлял Дойче Банк в Совете по иностранным инвестициям, основанном российским правительством, а также являлся сопредседателем партнерства Финансовых Институтов вместе с ЕБРР. Мистер Пандца являлся представителем Совета Иностранных Инвесторов в Казахстане, работал с президентом Казахстана. В качестве представителя Дойче Банка принимал участие в переговорах по реструктуризации бывшего советского долга Лондонскому Клубу Кредиторов.

Владеет английским, немецким, польским и русским языками.
Награждения.
Признан банкиром года — 2000 в России.
Образование:
Мистер Пандца имеет степень доктора наук Международного Университета Экономических Отношений, Саарбрюкен (Германия), прослушал программу INSEAD продвинутый уровень менеджмента, в Фонтэнбле, Франция.

Личные данные:
Родился 28 сентября 1948 г. Имеет немецкое гражданство

Поделиться