25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4031 Материалы по теме

Ахполов Александр Алиханович
А.А. Ахполов, руководитель департамента государственного финансового контроля Минфина России

Эффективное функционирование экономики России невозможно без соблюдения мер экономии в расходовании финансовых средств, рационального их использования.

Значение, которое в настоящее время придается финансовому контролю в России, невозможно переоценить. Государственный финансовый контроль — одна из важнейших функций государственного управления, направленная на вскрытие отклонений от принятых стандартов законности, целесообразности и эффективности управления государственной собственностью, а при наличии таких отклонений  на своевременное принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер.

Начиная с 90-х годов в России приобрели масштабный характер такие нарушения финансовой дисциплины, как нецелевое использование федеральных бюджетных средств, «перекачка» государственных средств в частные структуры, прямые хищения государственных средств и федеральной собственности.

Эти проблемы заставляют задуматься об экономической безопасности государства. Для борьбы с подобными явлениями требуется принятие глубоко продуманной, научно обоснованной системы мер. При этом исключительную актуальность в настоящее время приобретает проблема организации системы государственного финансового контроля, адекватная рыночным условиям хозяйствования.

Эти условия диктуют необходимость становления и совершенствования новой системы государственного финансового контроля как важного условия обеспечения устойчивого экономического роста страны и укрепления государственности.

Исключительная актуальность вопросов организации эффективной системы государственного финансового контроля, направленной на предотвращение усиления позиций теневой экономики, позволяет рассматривать ее в качестве одного из важнейших направлений государственных реформ в стране. Создание системы государственного финансового контроля, отвечающей потребностям государственного управления на современном этапе, предполагает реализацию комплексных мер методологического, правового и организационного характера.

В настоящее время в России система государственного финансового контроля функционирует недостаточно эффективно. Совершенно очевидно, такое положение нельзя считать нормальным, это значительно ослабляет российскую государственность и является одной из основных причин ее низкой эффективности.

Анализ показателей контрольно-ревизионной работы Минфина РФ показывает, что суммарное денежное выражение финансовых поручений, как и их количество, в течение последних ряда лет не уменьшается. За прошлый год КРУ Минфина провели 49,5 тыс. ревизий и проверок. В результате выявлено финансовых нарушений на сумму около 96 млрд рублей. Привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности свыше 20 тыс. должностных лиц. Передано правоохранительным органам и органам прокуратуры более 8,5 тыс. материалов ревизий и проверок, по которым возбуждено 625 уголовных дел. Следует отметить, что ревизиями и проверками охвачено лишь около 30% всего объема средств, профинансированных из федерального бюджета.

К главным недостаткам в системе отечественного государственного финансового контроля можно отнести:

  • отсутствие четкой и полномасштабной нормативно-правовой базы. Государственный финансовый контроль не стандартизирован, нет общих правил контроля. Многочисленные, но мало результативные проверки различных контролирующих структур зачастую лишь вносят разлад в функционирование хозяйствующих субъектов. Недостаточно применяется современный опыт государственного финансового контроля развитых стран;
  • контрольная деятельность государственных органов не отвечает предъявляемым требованиям, существующая система отчетности в некоторых контрольных органах не позволяет судить о реальном исполнении ими своих функций;
  • нет достаточно четкого определения места и роли каждого субъекта государственного финансового контроля в целостной системе, что, кроме всего прочего, порождает многочисленные коллизии и перекладывание ответственности;
  • отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, имеет место нерациональное разделение обязанностей между субъектами контроля. Деятельность контролирующих структур в значительной мере пересекается, что без соответствующей координации порождает неоправданное дублирование и параллелизм. Вследствие этого не только размывается ответственность контрольных органов, но и происходит нерациональная трата выделенных на контроль бюджетных средств.

Органы государственного финансового контроля слабо взаимодействуют, коммуникационные системы между ними неотработаны.

Таким образом, существующую в настоящее время в России систему государственного финансового контроля системой как таковой назвать весьма сложно. Существует скорее не система, а некая совокупность разрозненных и слабо связанных между собой контролирующих органов.

В настоящее время Правительство Российской Федерации ведет работу над единой концепцией государственного финансового контроля в России, где указаны цели и основные задачи государственного финансового контроля в России:

  • формирование единой системы информационного обеспечения органов государственного финансового контроля;
  • разработка механизма взаимодействия и четкого разграничения полномочий и ответственности между органами государственного финансового контроля Российской Федерации в целях исключения дублирования и параллелизма в работе;
  • определение основных положений взаимодействия органов государственного финансового контроля с правоохранительными органами;
  • усиление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций — в том числе связанных с незаконным вывозом за рубеж российского капитала, а также проверка выполнения государственных международных обязательств;
  • противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
  • установление порядка осуществления финансового контроля органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и создание единой системы мониторинга финансовых операций как основы информационного обеспечения государственного финансового контроля;
  • совершенствование методологии контроля с целью минимизации условий, способствующих потерям и нецелевому использованию государственных средств, обеспечение возврата незаконно использованных государственных средств и поступления доходов от их использования в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • внесение изменений в законодательство Российской Федерации — уголовное, гражданское, бюджетное и административное — в части усиления мер ответственности за нецелевое и неэффективное использование государственных средств;
  • согласованное планирование контрольных мероприятий всеми органами государственного финансового контроля в текущем году на очередной год;
  • установление единой методологии (стандартов) и методики проведения контрольных мероприятий для всех органов государственного финансового контроля, а также единых критериев обобщения результатов контрольных мероприятий;
  • сотрудничество с органами государственного финансового контроля стран СНГ, иностранных государств и международными организациями, занимающимися вопросами финансового контроля;
  • повышение кадрового, информационно-технического и материального обеспечения органов государственного финансового контроля, унификация форм и методов их работы, более качественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области государственного финансового контроля.

Решение вышеуказанных задач позволит — при соблюдении приоритетов построения демократического правового государства — обеспечить целевое и эффективное использование государственных средств, уменьшить число злоупотреблений и правонарушений, связанных с использованием государственного имущества.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно