Версия для печати 2319 Материалы по теме

Эрдне Пашнанов, руководитель Управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по Республике Калмыкия

2002 год для казначеев России является знаменательным не только в связи с 200—летием со дня образования Министерства финансов Российской Федерации. 10 лет назад указом Президента Российской Федерации в составе Минфина России было образовано Главное управление федерального казначейства.

В Национальном архиве Республики Калмыкия хранятся документы, относящиеся к дореволюционному периоду в истории Казначейства Калмыкии. Согласно архивной справке, приказом министра финансов от 4 марта 1900 года был образован податный участок для калмыцкого населения, подчиняющийся Астраханской казенной палате. На податного инспектора возлагалось наблюдение за правильным взиманием и своевременным поступлением в казну окладных сборов с населения, а также надзор за исполнением государственного промыслового налога, проверка торговли и промыслов.

Должности податных инспекторов были упразднены решением Астраханского губфинотдела от 18 декабря 1919 года в связи с организацией финансового отдела Калмыцкого уездного исполкома. С 1 января 1920 года появились должности податных инструкторов в налоговых подотделах финансовых отделов уездных исполнительных комитетов.

Органы федерального казначейства в Калмыкии были образованы в марте 1995 года. Соседи — управления федерального казначейства по Волгоградской и Астраханской областям, а также Ставропольскому краю, которые образовались значительно раньше, к тому времени во многом опережали нас. Тот путь, который они прошли за два-три года, нам предстояло пройти за год с небольшим. Уже в мае 1995 года мы начали создавать отделения федерального казначейства. Подбирали кадры, помещения, закупали мебель и оборудование. Параллельно учились, знакомились с опытом работы соседей, постигали премудрости казначейского ремесла: поездки в соседние управления в то время были обычным делом.

К финансированию расходов федерального бюджета мы приступили уже с 1 сентября 1995 года, пусть и не имея для того соответствующих условий.

На начальном этапе 120-й счет для финансирования получателей средств федерального бюджета был открыт только Управлению. С декабря 1995 года мы приступили к финансированию расходов по предоставлению льгот и выплате компенсаций реабилитированным гражданам и участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Объем работы был значительным. При достаточно низком уровне материально-технического обеспечения пришлось, действительно трудно. В 1995 году мы финансировали около 40% получателей средств федерального бюджета, а в 1996 году уже почти 100% (исключение составили правоохранительные органы, таможня и учреждения Министерства обороны).

В начале 1996 года органы федерального казначейства Калмыкии получили право и доверие на выполнение операций со средствами федерального бюджета и, почти одновременно на финансирование расходов и мероприятий за счет доходов, поступающих в федеральный бюджет на территории республики.

Тогда же мы начали открывать в органах федерального казначейства лицевые счета получателям средств федерального бюджета. Стали действовать как казначейский банк. Эта работа осуществлялась в рамках принятого позднее постановления Правительства РФ от 28 августа 1997 года № 1082 «О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета» По договоренности с Национальным банком и Калмыцким Сбербанком были определены отделения федерального казначейства (ОФК), которые первыми начали эту работу. На базе двух отделений Яшкульского и Целинного были созданы методологический и пилотный центры, в которых затем проходили обучение по обслуживанию лицевых счетов остальные ОФК. Перевод осуществлялся постепенно и был завершен к 1 декабря 1997 года.

Многие из тех задач, которые ставило в то время перед нами Правительство Российской Федерации и Главное управление федерального казначейства, приходилось решать в условиях полного отсутствия или значительного отставания нормативно-правовой базы, регулирующей казначейское исполнение федерального бюджета. Успешное решение поставленных задач тогда во многом зависело от настойчивости и профессионализма коллектива, а также от понимания и поддержки руководства республики, финансово-кредитных организаций, республиканских министерств и ведомств.

По договоренности с Национальным банком и другими кредитными организациями с 1 февраля 1997 года в органы федерального казначейства была передана картотека—2 неоплаченных расчетно-платежных документов, выставленных к счетам бюджетных учреждений. Практически одновременно Управление было подключено к системе межрегиональных и внутрирегиональных электронных банковских расчетов (в числе первых среди других территориальных УФК), а с мая 2000 года без подтверждения их на бумажных носителях. Это позволило приступить к внедрению в Управлении элементов Единого счета федерального казначейства. В апреле 2000 года мы завершили внедрение Единого счета Управления № 40102 «Доходы федерального бюджета», а в ноябре того же года приступили к финансированию расходов федерального бюджета с Единого счета Управления № 40105 «Средства федерального бюджета». В мае 2002 года был завершен переход на учет доходов федерального бюджета в условиях Единого счета Управления № 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ» Счета отделений федерального казначейства № 40101, № 40102 закрыты, счета № 40105 остались только для получения наличных денежных средств и к концу операционного дня обнуляются.

Казначейские технологии исполнения федерального бюджета постоянно совершенствуются. Совсем недавно главными задачами для нас были регистрация и учет бюджетных обязательств, мониторинг внебюджетных средств бюджетных организаций, зачисление в доход и использование на дополнительное финансирование средств, поступающих от аренды федерального недвижимого имущества. Сегодня это обычные операции. На первый план выдвигаются другие задачи. На счетах органов федерального казначейства завершается централизация государственных средств. В прошлом году мы завершили перевод в органы федерального казначейства счетов получателей средств федерального бюджета. Приступили к кассовому обслуживанию исполнения местных бюджетов в части средств, поступающих из федерального бюджета по разделу «Финансовая помощь бюджетам других уровней».

Сегодня Правительством Российской Федерации перед органами федерального казначейства поставлена новая задача — завершить перевод в органы федерального казначейства средств региональных и местных бюджетов. К 2003 году мы должны перейти на новый План счетов бухгалтерского учета в секторе государственного управления. Реализация этих задач позволит формировать и представлять Правительству Российской Федерации отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

Развитие органов федерального казначейства осуществляется в рамках федеральной целевой программы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 23 июня 1999 года № 677 и рассчитанной на период до 2004 года. Она предусматривает развитие казначейских технологий, упорядочение правовой основы деятельности органов федерального казначейства, развитие материального и технического обеспечения, информационных и телекоммуникационных систем.

В настоящее время органы федерального казначейства Калмыкии оснащены современной вычислительной и оргтехникой. Создана межведомственная телекоммуникационная система обмена информацией между Управлением федерального казначейства и республиканскими министерствами и ведомствами, а также между Управлением и отделениями. Развернуты локальные вычислительные сети в УФК и ОФК.

С 1996 года Управление выполняет функции оперативного учета финансовых ресурсов республики. Ежедневно информация о поступлении и расходовании финансовых средств представляется администрации Президента, Правительству, Народному Хуралу (Парламенту) республики.

На базе Управления неоднократно (в 1998, 1999 и в мае 2002 года) проводились межрегиональные семинары-совещания по проблемам внедрения программных продуктов с участием представителей Министерства финансов РФ, разработчиков программ и специалистов из других территориальных управлений федерального казначейства.

Значительно повысился наш уровень материально-технического обеспечения. Десять отделений из четырнадцати имеют собственные помещения. К концу этого года, как раз к юбилею казначейства России, мы планируем завершить строительство нового здания Управления.

Справка «Бюджета»

Пашнанов Эрдне Лиджиевич

Родился б июня 1952 года в с. Песьяновка Ишимского района Тюменской области. Трудовую деятельность начал в 1974 году после окончания Волгоградского сельскохозяйственного института. В 1981 году стал директором совхоза «Яшкульский». В 1989 году назначен заместителем Председателя Госагропрома КАССР по вопросам экономики. В сентябре 1990 года назначен Председателем Государственного комитета КАССР по экономике, а с 1993 года — Первым заместителем Председателя Совета Министров РК—XT, Председателем Госкомитета республики по экономике. С 1993 по 1995 г. Пашнанов Э.Л. работал в банковской сфере, сначала председателем коммерческого банка «Иткл», а затем — заместителем директора Элистинского филиала коммерческого банка «АПА банк».

Большой опыт работы в финансово-экономической системе позволил Пашнанову ЭЛ. в марте 1995 года возглавить созданное в республике Управление федерального казначейства.

Пашнанов ЭЛ. на протяжении ряда лет успешно занимается научной и педагогической деятельностью, в 1997 году он защитил кандидатскую диссертацию. Ведет большую общественную работу, пользуется в республике заслуженным авторитетом и уважением. Женат, имеет двоих детей, внучку.
Указом Президента РФ В.В. Путина награжден орденом Дружбы.

Мозайка «Бюджета»

В ПРОБЛЕМНЫХ БАНКАХ ЗАВИСЛО 1,7 МЛРД. РУБ. БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

Объем «зависших» бюджетных средств в проблемных банках в настоящее время составляет 1,7 млрд руб. По мнению главы Федерального казначейства Татьяны Нестеренко, пока нет достаточных оснований говорить о том, что к концу 2002 года удастся накопить финансовый резерв России в объеме 197 млрд руб., так как при расчетах его объема, например, учитывалась продажа госпакета акций ОАО «ЛУКойл» и другие мероприятия. По итогам 2001 года финансовый резерв составил 88 млрд руб., а в первом полугодии 49,1 млрд руб. Нестеренко сообщила, что на 1 сентября остатки на счетах бюджетополучателей в Федеральном казначействе составили 99,8 млрд руб. По ее мнению, наличие таких значительных сумм на этих счетах связано с тем, в частности, что «такой потребности в бюджетном финансировании у ведомств не существует». Глава Федерального казначейства считает, что можно было бы вернуться к практике существовавшей еще в СССР, когда в феврале принимались поправки к бюджету прошлого года. При этом можно было бы рассматривать вопрос об остатках на конец года по счетам бюджетопользователей и проанализировать необходимость выделения этих средств.

Алексей Михайлов

СКОЛЬКО СТОИТ ПРЕЗИДЕНТ

МОСКВА, 22 октября — Очередные выборы в Госдуму в декабре 2003 года обойдутся в 3,5 млрд рублей. Об этом сообщил на заседании фракции «Единство» председатель Центральной избирательной комиссии Александр Вешняков.

По его словам, согласно рассматриваемому сейчас в Госдуме проекту федерального бюджета на 2003 год на проведение выборов президента в марте 2004 года запланировано направить 4,9 млрд рублей. Эти выборы, отметил глава ЦИК, обойдутся дороже по двум причинам: во-первых, закладывается двухтуровая система голосования, во- вторых — по принятому недавно новому КЗОТу Центральная избирательная комиссия должна финансировать работников участковых избирательных комиссий и брать необходимые для этого средства из федерального бюджета.

Руководитель Центризбиркома пояснил, почему средства на проведение выборов президента России в 2004 году закладываются уже в проекте федерального бюджета, на 2003 год. По его словам, избирательная кампания по выборам президента «стартует приблизительно 10 декабря 2003 года, после этого, не позднее, чем на десятый день, финансовые средства должны поступить на счета Центризбиркома». «Иначе, — отметил А.Вешняков — мы не сможем реализовать финансирование избирательного процесса. — довести средства до каждой участковой комиссии, поскольку избирательная кампания по выборам президента сокращается с пяти до трех месяцев».

РИА «Новости»

Поделиться