Карьера№11 Ноябрь 2002 — 22 ноября 2002

Чем больше будет профессионалов в органах власти, тем лучше

Версия для печати 2484 Материалы по теме

притупов
Программа развития бюджетного федерализма только начала претворяться в жизнь. В этих условиях многие регионы самостоятельно идут пути выравнивания бюджетной обеспеченности. Труднее всего приходится традиционно «дотационным» регионам.

Об этих и других проблемах обозреватель «Бюджета» Иван Богатырев беседует с председателем комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края Владимиром Притуповым, самым молодым руководителем финансовых структур регионов.

— Что представляет собой Алтайским край?

— Алтайский край образован в 1937 году и в этом году отметил 65-летие со дня образования. Специфика Алтайского края заключается в том, что это очень большой край по площади — 168 тыс. кв. км. Это 600 км с запада на восток и 400 км с севера на юг. От Барнаула — административного центра до отдаленных сел 400–500 км. У нас протяженная граница с Республикой Казахстан, а также с другими сибирскими регионами — Новосибирской и Кемеровской областями, Республикой Алтай. Обширность территории обусловила многообразие природно-климатических условий: горы — на востоке, слегка возвышенная равнина — в центральной части, бескрайние степи — на западе и юго-западе. Зима длится почти 8 месяцев. На территории Алтайского края проживает 2 млн 621 тыс. человек. Одна из основных проблем Алтайского края заключается в том, что вся территория заселена с невысокой плотностью населения. Поэтому у нас очень большая социальная инфраструктура, от которой отказаться невозможно. Алтайский край относится к крупным индустриально-аграрным регионам России. Край является крупным поставщиком продовольствия, машиностроительной продукции сельскохозяйственного, энергетического, транспортного профиля. Край занимает пятое место в России по производству сельскохозяйственной продукции, а в Западной Сибири — первое место по производству зерна, сахара, второе — по производству мяса. Наше короткое сибирское лето все занято сельскохозяйственным производством. Сейчас, как и у других сельскохозяйственных регионов, у нас есть серьезные проблемы с переизбытком зерна. В крае третий год очень хороший урожай, и, к сожалению, три года подряд цена на зерно падает.

— Почему в таком случае не растет животноводство?

— Оно требует больших капитальных вложений. Поголовье скота, которое значительно сократилось за предыдущие годы, надо наращивать снова. На это нужно потратить не только много средств, но и много времени. И это задача не по силам одним регионам — производителям зерна. В этом должны принимать участие и другие субъекты Федерации. Без общих усилий животноводство не возродить.

Проблема межрегиональной интеграции актуальна, как никогда. Например, в этом году в нашем крае уже собрано более 4 млн тонн зерна. Наше внутреннее потребление незначительно, основная часть вывозится за пределы края. В этом есть несправедливость. Мы за счет краевого бюджета поддерживаем производителей сельскохозяйственной продукции, а результатами за трат, которые несет край на поддержание производства, пользуются другие регионы. В России 12 субъектов Федерации производят сельхозпродукцию и поставляют ее на российский рынок. Вкладывают средства в развитие сельского хозяйства 12 субъектов, а пользуются все остальные. Из сибирских регионов, например, производят Алтайский край, Новосибирская и Омская области, все остальные потребляют.

— А субсидирование процентной ставки по кредитам для сельхозпроизводителей? Как этот относительной, новый механизм поддержки сельского хозяйства работает у вас?

— Да, у нас было достаточно много привлечено под это кредитов. Это существенная помощь как замещение других видов поддержки сельского хозяйства. Но кредиты должны быть в начале года взяты, в конце года погашены. Например, предприятия весной взяли кредиты на проведение сезонных сельскохозяйственных работ, и их нужно погасить до декабря. А максимальная цена на зерно складывается в январе—феврале, то есть производителям выгоднее продавать зерно в начале следующего года. Поэтому кредиты должны переходить с одного года на другой с целью обеспечения максимальной поддержки сельхозпроизводителей. Кроме того, очень нужны кредиты и на текущее производство, и на несколько лет. Банки готовы идти на это при условии, что государство даст гарантии. Это касается и животноводства, и приобретения техники — как бы лизинговая компенсация. Для пополнения основных фондов требуются трехлетние кредиты. В этом году они есть, но их мало.

— Из чего складывается доходная часть бюджета края?

— У нас есть группа предприятий, налоговые поступления от которых формируют основную долю доходов. Это перерабатывающие предприятия сельскохозяйственной продукции, ликероводочные заводы и некоторые промышленные предприятия. На формирование доходной части бюджета края значительное влияние оказывает изменение налогового законодательства на федеральном уровне. К примеру, сейчас мы сталкиваемся с проблемой, что акцизы на табачные изделия в 2003 году отойдут в федеральный бюджет, а табачная фабрика является стабильным налогоплательщиком.

Существует проблема в отношении поступлений в бюджет края подоходного налога. На сегодняшний день не очень четко отслеживается связь между уровнем зарплаты и уровнем собираемости подоходного налога. Суммы налога в абсолютном выражении растут, а уровень сбора подоходного налога снижается. Хотя у нас есть запасы полезных ископаемых, но горноперерабатывающих предприятий практически нет. В советское время переработка алтайских руд была сконцентрирована в Казахстане. В настоящее время казахские производства прекратили покупать сырье в Алтайском крае и существенно сократили производство собственно в Казахстане.

— А российские промышленники не проявляют никакого интереса к кладовым Алтая?

— Наши добывающие предприятия изначально были сориентированы на казахские предприятия по переработке. Возможность перепрофилировать их есть, но потребуются большие средства. Главное, что для этой продукции должен быть дальнейший потребитель, а это, как правило, международные компании. Сегодня они обеспечиваются за счет казахского производства и не заинтересованы в развитии производственных мощностей в России, в Алтайском крае.

— Что касается Казахстана: помимо производственного сотрудничества, как складываются отношения с соседями? Есть ли проблема миграции?

— Да, у нас очень большой миграционный приток населения из Казахстана и других среднеазиатских республик. Это создает дополнительные проблемы с обустройством. С этим связаны дополнительные затраты, которые ложатся на краевой бюджет. Прибывающие люди, по сути, ведь беженцы, причем большей частью это русскоязычные люди, которые возвращаются на родину. Родственники у них здесь не у всех, поэтому им требуются средства на расселение, на первоначальную поддержку, им нужна материальная помощь до трудоустройства. К сожалению, мы не можем помогать им систематически и оказываем в основном разовую помощь.

Белгород тоже испытывает проблемы, с миграцией из Прибалтийских республик, они осуществляют ипотечные программы и пользуются при этом программой федерального правительства по ипотеке. У вас такие методы не применяются?

— Мы прилагаем усилия, чтобы запустить ипотечную программу. Но на сегодняшний день, это получается достаточно дорого. Средняя заработная плата в Алтайском крае составляет около 58% от средней по России. Поэтому не каждый житель края имеет возможность воспользоваться ипотечными программами.

— Как исполняется бюджет 2002 года?

— Бюджет текущего года исполняется очень напряженно, и основная проблема заключается в существенном росте расходов на заработную плату. После повышения заработной платы работникам бюджетной сферы в 1,8 раза в прошлом году бюджет края тратит на заработную плату больше половины своих расходов. Из каждого рубля более 50 копеек уходит на заработную плату бюджетникам и около 30 копеек на финансирование затрат жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. На все остальные расходы бюджета (на образование, здравоохранение, культуру, детские пособия и прочие социальные выплаты) остается менее 20 копеек. В этом плане бюджет края очень дефицитен, очень сложен.

— Природа Алтайского края прекрасна и удивительна. Кто- нибудь дает средства на поддержание природных богатств? Федеральный бюджет, международные фонды?

— В бюджете края предусмотрены средства на это, но, к сожалению, мы можем потратить лишь незначительные суммы на поддержание и сохранение природного богатства. Но есть международные программы по охране животного и растительного мира. Например, Всемирный фонд дикой природы реализует в нашем крае программу по восстановлению природы. В 1997 году на Алтае была примерно такая же ситуация, как в Москве осенью этого года, были очень сильные пожары, в результате которых уничтожены уникальные лесные массивы. Сегодня не только Всемирный фонд дикой природы, но и граждане Алтая заняты проблемой восстановления этих участков. Сажают именные аллеи, именные участки. Администрация края вкладывает средства и в восстановление того, что есть, и в восстановление пострадавших участков.

— Федеральное правительство выделяет достаточно средств на содержание военных на приграничных территориях?

— Средства на это выделяются из центра федеральным органам напрямую, минуя бюджет края. Это чисто федеральные расходы. Однако военные лечатся в наших медицинских учреждениях, члены их семей пользуются социальными услугами за счет краевого и местных бюджетов. Компенсация этих расходов в федеральном бюджете не предусмотрена. Более того, сложилась большая задолженность за предыдущие годы, которая измеряется десятками миллионов рублей, и не в полной мере были компенсированы произведенные затраты этого года.

Тем не менее администрация края оказывает существенную помощь в обустройстве границы с Республикой Казахстан, пограничных застав, таможенных постов и переходов.

— Правда ли, что никакой активности в отношении предприятий Алтайского края не проявляется со стороны Казахстана?

— Нет, почему же, есть определенные отношения, сейчас в основном торговые. Казахстан — это заметный экономический партнер, он всегда присутствует на наших коммерческих выставках. У нас очень схожи производственные рынки, практически однотипные: «Алтайский тракторный завод» и «Павлодарский тракторный завод», там зерновое производство, и у нас зерновое производство. Очень повторяют они друг друга.

— А Китай?

— В основном с Китаем существуют торговые отношения, а также оптовые поставки промышленных и сельскохозяйственных товаров.

— В крае сложилась сложная структура бюджетной сферы. Как складываются отношения с Казначейством?

— У нас нормальные деловые отношения с Управлением федерального казначейства по Алтайскому краю. В крае 11 городов краевого значения, 60 сельских районов, около 600 сельских советов со статусом муниципальных образований  каждое имеет свой бюджет, исполнение которых осуществляется органами федерального казначейства. У нас нет проблем взаимоотношений и исполнения бюджетов, есть проблемы технического плана, которые находят свое решение, только требуется время.

— Как региональный бюджет соотносится с федеральным бюджетом?

— У нас сложился значительный государственный долг края в основном за счет обязательств по переоформленным различным обязательствам перед Министерством финансов Российской Федерации. Это централизованные кредиты 1992–1994 годов, взятые предприятиями, многих из которых на сегодняшний день фактически нет.

А задолженность их осталась, и сегодня она предъявляется краевому бюджету. Примерно такая же ситуация сложилась и с сельскохозяйственными обязательствами. Были различные федеральные ссуды, товарные кредиты середины 90-х годов, за которые сейчас приходится расплачиваться краевому бюджету. На сегодняшний день край имеет очень дефицитный бюджет. Но мы справились с задолженностью по заработной плате, полностью ее погасили. У нас есть задолженность по детским пособиям 536 млн рублей, по методлитературе работникам образования 116 млн рублей, по опекунским (социальным) пособиям — 30 млн. рублей, задолженность за оказанные коммунальные услуги, поставленное топливо и энергоресурсы — около 900 млн рублей. Кстати, муниципальные образования в основном повторяют наши отношения с Министерством финансов.

— Каков путь реструктуризации этих отношений на уровне края и муниципальных образований?

— Я думаю, что изначально было бы правильно ставить вопрос об отношениях края с Федерацией. Учитывая, что предприятия прекратили всякую деятельность и считаются банкротами, формально или не формально, эта задолженность должна быть списана, признана погашенной. Это очистит наши отношения с федеральным бюджетом и бюджетами муниципальных образований.

В структуре бюджета 2003 года распределение полномочий центра и регионов установлено справедливо?

— Каждый гражданин России должен иметь равные возможности в получении минимального социального набора услуг и власть должна этот стандартный набор социальных услуг обеспечить. На сегодняшний день одни регионы могут предоставлять населению стандартный набор услуг, компенсировать льготы, а другие регионы не имеют возможности сделать даже минимальный набор. Более того, не имеют возможности погасить долги, которые сложились по этим минимальным социальным услугам, не говоря уже о введении каких-то дополнительных региональных социальных программ. Я считаю, что программа развития бюджетного федерализма должна решить эту проблему. Какая-то минимальная часть услуг должна быть гарантирована. Все, что свыше, должно предоставляться исходя из возможностей региона. Мне бы хотелось, чтобы курс выравнивания бюджетной обеспеченности продолжался.

Справка «Бюджета»

Притупов Владимир Геннадьевич

Родился в 1974 году в г. Барнауле. В 1996 году с отличием закончил экономический факультет Алтайского государственного университета. Трудовую деятельность начал в 1995 году, еще будучи студентом университета, в должности ведущего экономиста отдела внешнеэкономических связей, затем последовательно занимал должности заместителя начальника отдела внешнеэкономических связей, начальника отдела внутреннего долга. С февраля 2002 года — председатель комитета, по финансам, налоговой и кредитной политике.

Поделиться