Версия для печати 6489 Материалы по теме
Как формируется бюджет ЗАТО

бюджет
Как сейчас формируется бюджет закрытого административно-территориального образования (ЗАТО), как складываются отношения муниципального образования с областью и с Министерством финансов? Какие пробелы в законодательстве мешают муниципальным финансистам? Эти и многие другие проблемы обсуждают гости редакции вице-мэр города Краснознаменска Ирина Ситникова и замначальника департамента финансов города Виктория Сергиенко:

— Много нареканий в адрес ЗАТО высказывается в связи с тем, что некоторое время закрытые юрода служили «черными дырами» экономики. Ну а сейчас, когда налоговые льготы с 2001 года отменены даже в двух последних ЗАТО — Сарове и Снежинске, — как администрации городов находят средства на развитие?

ИРИНА СИТНИКОВА:
Да, действительно, многие города были избалованы льготными возможностями. В связи с этим большой поток федеральных средств шел не по назначению. Но, в конечном счете, в закон были внесены поправки и федеральную часть налогов у ЗАТО забрали, но при этом обнадежили и сказали: «Да, мы понимаем, что это города федерального значения. Помощь мы окажем, но и города должны искать независимые источники финансового роста». Сейчас положение ЗАТО немного улучшилось, они подняли свои промышленные предприятия, создали новые рабочие места. Многие города приезжают в Минфин не за дотациями, а за тем, чтобы просто защитить свой бюджет.

Правительство в свое время заявило закрытым административно-территориальным образованиям: «Мы забираем у вас федеральные налоги, компенсируя субвенциями Программы развития». И получилось, что первоначально лимит на Программу развития планировался близкий к реальному. Конечно, он не покрывал сумму изъятых из местного бюджета федеральной части налоговых поступлений, но был довольно приличный.

Так, в 2000 году сложилась следующая ситуация для ЗАТО Саров и Снежинок: было принято решение не выделять субвенции на Программы развития, при этом сохранив за ними право предоставлять льготы. Для остальных ЗАТО на все Программы развития было выделено только 2 млрд руб., из которых в 2001 году ЗАТО Краснознаменск не получил ни копейки. В текущем году картина не лучше — субвенции на «Программу развития ЗАТО Краснознаменск на 2001–2004 г. г.» в 2002 году составили 22 млн. руб. При этом, Постановлением Правительства РФ от 07.09.2001 г. № 666 на 2002 г. утверждена сумма 1027 млн руб., при общей сумме финансирования npoqiiaMMbi  3464 млн руб. Есть опасения, что и в 2003 году, из утвержденной суммы 1058 млн. руб. мы опять получим лишь несколько процентов.

— Но, может быть, размер расходов Программы чрезвычайно завышен? Ни один город не откажется от таких средств. Почему ЗАТО должно быть отдано предпочтение ?

И.С.: О каком предпочтении может идти речь, если ЗАТО Краснознаменск ассигнования из федерального бюджета на реализацию Программы развития ЗАТО, как уже было сказано ранее, в 2001 году не были выделены, а в 2002-м планируется выделение средств в размере лишь 22 млн руб.

Дело в том, что Краснознаменск первоначально развивался как военный городок, поэтому нашу политику в плане разработки концепции Программы мы строим исходя из социальных стандартов. Для реализации Программы развития ЗАТО Краснознаменску в 2003 году необходимо улучшить условия проживания, приведя обеспеченность населения жильем и объектами соцкультбыта в соответствие с едиными социальными нормами.

Так, в строительстве и реконструкции жилья недофинансирование в предыдущие годы привело к тому, что обеспеченность общей жилой площадью в 2001 году снизилась на 0,2 кв. м. Число очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, естественно растет. Требуется строительство новых и реконструкция старых жилых домов, не отвечающих санитарным и новым нормативным требованиям.

Город испытывает недостаток площадей для размещения городских слркб: автотранспортного предприятия, суда и прокуратуры, пожарного депо, межшкольного учебно-производственного комбината, также требуется реконструкция типографии. В целях повышения надежности, экономичное водо- и теплоснабжения жилого фонда, других объектов города, завершения строительства инженерных коммуникаций в новом микрорайоне, оборудования необходимых производственных площадей для размещения и ремонта тяжелой и грузовой техники в 2003 году назрела необходимость финансирования строительства объектов коммунального хозяйства и энергетики.

Коротко обозначив городские проблемы, не могу не обратить ваше внимание на то, что Программа развития ЗАТО Краснознаменск подписана и согласована с Минэкономики РФ, Минфином РФ, в Минобороны РФ. Она рассчитана на 4 года и если каждый год нам выделяют 2~3% от общей суммы потребности, то как можно выполнить эту Программу в срок? А ведь Программа утверждена правительственным Постановлением и, следовательно, обязательна к исполнению всеми органами исполнительной власти.

— Вам приходится плотно работать с представителями Казначейства. Какие проблемы чаще всего возникают?

ВИКТОРИЯ СЕРГИЕНКО:
Судя по выступлениям представителей других городов, которые прозвучали недавно на специализированном семинаре, мы поняли, что у нас проблем с казначейским исполнением бюджета нет. Успех дела во многом зависит от того, на каком уровне организована совместная работа финансовой, казначейской и контролирующей служб города.

После утверждения Советом депутатов бюджета города готовится сводная бюджетная роспись, которая доводится до нашего казначейства. Прежде чем осуществить финансирование, мы проверяем соответствие росписи заявкам распорядителей и получателей бюджетных средств, тем самым осуществляя предварительный контроль уже на этапе распределения финансовых средств. В свою очередь, казначейство, работая и с договорами, и с другими подтверждающими документами, ведет последующий контроль за выделением финансовых средств. Конечно, иногда расходимся во мнениях, но после совместного обсуждения проблемных вопросов всегда находится выход, позволяющий на законной основе решить проблему.

Мы постоянно ищем и находим эффективные формы и методы более успешного исполнения бюджета, осуществления финансового контроля, бюджетного анализа и рационального использования средств, в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ.

Одним из эффективных методов работы является введение дополнительных форм отчетности по использованию бюджетных средств, что позволяет проводить ежемесячный анализ и обеспечивает «прозрачность» осуществляемых расходов.

Ежемесячно в финансовое управление города сдается шесть дополнительных форм отчетности с пояснительными записками по финансово-хозяйственной деятельности распорядителей и получателей бюджетных средств. По средствам, которые носят целевой характер (субвенции на капитальное строительство, капитальный ремонт и приобретение оборудования), введены формы отчетности, которые позволяют проследить движение денежных средств от финансового управления до генерального подрядчика или поставщика оборудования.

— Может быть, готовящиеся изменения в законодательстве о ЗАТО улучшат финансовое положение закрытых городов?

И.С: Могу сказать однозначно, да, и не только финансовое положение. Я ознакомилась с проектом ФЗ «О внесении изменений в закон РФ «О ЗАТО». В новой редакции (а по-другому изменения не назовешь) есть много, на мой взгляд, интересного, а именно: ЗАТО и градообразующие предприятия образуют социально-экономический комплекс, функционирующий в целях обеспечения обороны и безопасности РФ, находящийся в ведении Правительства РФ, а это, согласитесь, заявка на другой качественный уровень территории. К тому же упразднение ЗАТО предлагается проводить через правительственную программу переходного периода. По вопросам государственных полномочий предлагается сделать глав ЗАТО подотчетными правительству ЗАТО. Финансирование программ развития закрытых образований авторы проекта считают целесообразным прописывать отдельной строкой в Законе о федеральном бюджете на текущий год. Средства единого социального налога, подлежащие зачислению в территориальный фонд ОМС, пенсионный фонд и фонд социального страхования предлагается аккумулировать и расходовать на территории ЗАТО. Предполагается также введение большого числа новшеств в сфере землепользования по вопросам аренды, приватизации и сделок с имуществом, социальных гарантий и компенсаций гражданам, проживающим в ЗАТО.

Иными словами, законопроект очень интересный, но главное, своевременный и актуальный.

Однако не буду загадывать, посмотрим, что от него останется после прохождения в Государственной Думе и Совете Федерации

— А как у Краснознаменска складываются отношения с областной администрацией? Ведь фактически вы. «государство в государстве», поскольку бюджет ЗАТО наравне с областным бюджетом является составной частью федерального бюджета.

И.С.: В соответствии с утвержденной методологией проходит подготовка прогноза социально-экономического развития ЗАТО. Прогнозы развития других муниципальных образований формируются аналогично. Все прогнозы объединяются в единый прогноз субъекта, на основании которого разрабатывается проект бюджета субъекта Федерации.

В администрации города функционирует отдел прогноза и программ социально-экономического развития, основными задачами которого является разработка концепции социально-экономического развития, исходя из которой формируется краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный прогнозы социально- экономического развития, разрабатывается программа социально-экономического развития ЗАТО на базе которой формируются целевые программы социально-экономического развития по отраслям и наиболее перспективным направлениям развития города.

У Краснознаменска, как у ЗАТО, своя специфика. В те же сроки, когда проходит защита прогноза показателей социально-экономического развития и город представляет проект бюджета в Министерство финансов РФ, а после подписания протокола получает четкие финансовые показатели на следующий год.

У главы города по отношению к этой бумажной круговерти настрой скептический. И это понятно, по большому счету нам эти прогнозы ни к чему, они для нас не актуальны. Но в то же время не хотелось бы конфронтации с областным правительством.

— Как проходит процедура утверждения бюджета ЗАТО и с какими сложностями вы сталкиваетесь, ведь не всегда все складывается так уж гладко?

И.С.: Свою бюджетную заявку на очередной финансовый год мы согласовываем в Министерстве финансов РФ в конце июня — начале июля. После этого проходит подготовка и утверждение бюджета на федеральном уровне, где бюджет ЗАТО прописан наравне с бюджетами субъектов РФ. После принятия федерального бюджета мы утверждаем свой бюджет, исходя из показателей, утвержденных Минфином РФ, но с некоторыми уточнениями, потому что проходит время и одни проблемы становятся более актуальными, а другие отпадают.

Проект бюджета города на очередной финансовый год, получается более реальным, приближенным к жизни с учетом анализа исполнения бюджета текущего 1 ноябрь 2002 го года и всех изменении, прошедших за период от со- гласовант-1я бюджетной заявки до принятия бюджета, выносится на утверждение городского Совета депутатов. К Решению о бюджете готовятся приложения, в которых определяются объемы доходов и расходов, в соответствии с бюджетной классификацией РФ, лимиты бюджетных назначений на осуществление расходов по защищенным статьям бюджета, перечень объектов капитального строительства, финансирование которых предусматривается на планируемый год.

— Неужели никто не пытается использовать бюджетные средства не по назначению ? Верится в это с трудом...

И.С.: Для того чтобы пресечь желание использовать бюджетные средства не по назначению, у нас существует четкая (по утвержденным сметам) система казначейского исполнения бюджета. Постановлением главы города, как уже говорилось ранее, введена дополнительная система финансовой отчетности, работает комиссия по конкурсной закупке товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.

Особо хочу остановиться на последнем. В соответствии с Указом Президента РФ от 08.04.1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд», Федеральным законом РФ от 06.05.1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» существует четкая регламентация порядка и процедур закупок для государственных нужд. Муниципальный уровень в выше упомянутых законопроектах отсутствует. Регламент закупок для муниципальных нужд это нечто другое, поскольку он должен быть определен другими процедурами и главное сроками проведения торгов.

Приведу пример государственного и муниципального заказа на одном из видов продукции.

Госзаказ на поставку компьютеров для сельских школ: открытые торги, дифференцированные сроки и солидная сумма поставки. Срок проведения торгов 45 и более дней — реален. На эти условия с соответствующими скидками может пойти масштабная серьезная фирма.

Муниципальный заказ на поставку 10 компьютеров для четырех школ города: открытые торги нереальны, поскольку оплата должна проводиться в режиме реального времени (поступили субвенции на оборудование) и соблюсти 45 (как минимум) календарных дней нереально, поставщик в рамках рыночных условий требует 100% предоплату. На таких условиях участвовать в торгах оптовый поставщик не согласится.

Как следствие, открытые торги по закупкам товаров, работ, услуг для муниципальных нужд не реальны. В данной ситуации целесообразно применять метод ценовых котировок, позволяющий создать здоровую конкуренцию, и в то же время пресечь элементы коррупции, сэкономив тем самым бюджетные средства, пополнив доходы бюджета муниципального образования.

— Правильно ли я вас понял, что в городе отказались от привлечения аукционных, фирм и тендеры. проводите самостоятельно?

И.С.: Не секрет, что проведение тендеров — это очень выгодное дело, поэтому многие специализированные компании работают в этом направлении. При умелом ведении торгов и их организации (переписка, СМИ, подписание контракта, юридически правильно оформленный контракт) аукционные компании берут до 10% стоимости оборудования. Вот почему глава города принял решение, что торги мы будем проводить сами.

У нас работает конкурсная комиссия по закупке товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, обязательное условие работы которой — это наличие у членов комиссии специального сертификата. Поэтому мы сейчас очень активно готовим кадры, совершенствуем работу комиссии, разрабатываем нормативную базу по ведению торгов на муниципальном уровне.

— Подводя итоги круглого стола, вы не могли бы, сформулировать, что ЗАТО значит для Государства и бюджета РФ.

И.С.: Полагаю, что государство крайне заинтересовано занять лидирующие позиции в мировой экономике, науке, политике, обеспечив при этом безопасность населения.

С учетом ограниченности материальных ресурсов достижение поставленных целей возможно путем концентрации финансовых средств и адресной государственной поддержки наиболее перспективных направлений, к которым как раз относятся задачи решаемые градообразующими предприятиями закрытых административно-территориальных образований.

Десятилетний опыт функционирования ЗАТО, принятые законодательные акты, в том числе постановления Правительства РФ по утверждению программ развития ЗАТО на среднесрочную перспективу, открывают новый этап в подходе федерального центра к решению задач развития экономики закрытых образований, наиболее острых проблем их жизнедеятельности и в конечном счете обеспечения безопасного и устойчивого их функционирования и, как следствие, государства в целом.

Пристальное внимание федерального центра к вопросам эффективного обеспечения функционирования ЗАТО свидетельствует об актуальности самой проблемы и требует проведения дальнейшей работы по совершенствованию и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления ЗАТО.

С учетом вышесказанного хочу выразить свое мнение — для успешного развития ЗАТО в условиях действующего законодательства (2-уровневая бюджетная система для ЗАТО) полагаю целесообразным законодательно рассмотреть вопрос о прямом назначении глав ЗАТО Президентом РФ, поскольку эти территории созданы в интересах обеспечения государственной безопасности.

Материал подготовил: Айдар Кожахмедов

Поделиться