Москва переживает нашествие мюзиклов. «Метро», «Норд- Ост», «Нотр Дам», «Чикаго», «42- я улица» — названия, аршинными буквами выписанные на рекламных щитах и растяжках, заняли достойное место в массовом сознании наряду с «Хэденшулдерс», «Орбит» и «Олвейз». Кастинги шумных проектов собирают тысячи молодых людей, жаждущих осуществления своей давней «американской мечты» — проснуться утром богатыми и знаменитыми. Почти в каждом драматическом театре имеется — мюзикл, исполняемый собственными, зачастую весьма скромными актерскими силами. Репертуарная фантазия режиссеров при этом воистину неистощима. От «Вест- сайдской истории» — подробный перепев мюзикла Л.Бернстайна в театре «Сфера» до «Свадьбы Кречинского» — мюзикла А.Колкера по драматургии Сухово-Кобылина в Малом театре и Театре Сатиры.
Возможен и более смелый ход. Берется идея известного европейского мюзикла, музыкальные номера меняются на популярные у нашего зрителя шлягеры и новая «старая песня о главном» преподносится как оригинальное музыкальное действо («Секретарши» в том же Театре Сатиры). Репертуарная фантазия режиссеров воистину неистощима.
Что такое мюзикл
«Мюзикл — музыкально- сценический жанр, использующий выразительные средства музыки, драматического, хореографического и оперного искусства. Их сочетание и взаимосвязь придали мюзиклу особую динамичность. Характерная черта многих мюзиклов — решение серьезных драматургических задач несложными для восприятии художественными средствами». Музыкальная Энциклопедия.
Само слово musical (мюзикл) — сокращение от musical play (музыкальное действо). В исследованиях, посвященных этому жанру, говорится о различиях между мюзиклом, опереттой и музыкально-драматическим спектаклем. В классическом мюзикле музыка — равноправный партнер драматургии, хореографии и всех постановочных эффектов. В оперетте же музыка является главным сценическим средством. И хотя в ней есть сюжет и характеры, разговорные сцены всего лишь связки между вокальными номерами, а танцевальные дивертисменты — вставные номера, не связанные с действием, прерывающие развитое сюжета.
474 спектакля, сыгранные за 16 месяцев, обеспечили солидный доход его создателям. Удар этому жанру, уже в XX веке нанесла изменчивая мода. Короткие юбки, пришедшие на смену длинным, снизили интерес к обнаженной женской ножке на сцене.
Кроме того, существенный вклад в становление мюзикла внесли собственно американские музыкальные жанры — американский водевиль, ревю и джаз.
Такое разграничение кажется весьма условным. Вокально-танцевальные номера в мюзикле, согласно определению, должны быть обусловлены драматическим действием, но даже в традиционном американском мюзикле такое можно увидеть не всегда. С другой стороны, либретто лучших мюзиклов — хороший литературный материал, который в случае надобности может быть сыгран и безголосыми драматическими артистами. На родине мюзикла, в США, мюзиклы постоянно получают литературные премии в номинации «лучшая пьеса года».
Немного истории
Истоки мюзикла — в музыкальных жанрах, привезенных в Америку европейскими поселенцами в конце XIX века. В первую очередь это так называемая балладная опера — комедийное представление с многочисленными музыкальными номерами. Наиболее яркий пример — «Опера нищих» Дж. Гея. Написанная еще в 1728 году, она сохранила свою актуальность и по сей день и была поставлена недавно на московской сцене. Ее переработка, сделанная Б.Брехтом в 1928 году — «Трехгрошовая опера», — любимый мюзикл наших режиссеров, идущий в данный момент в четырех московских театрах.
Другой популярный европейский жанр — бурлеск (пародия на серьезную пьесу), прибывший в Новый Свет из Англии. Вместе с его французской разновидностью; жанром «экстраваганца», он открывает эпоху развлекательных представлений с музыкой, пением и танцами, близких по духу будущему мюзиклу.
Яркий пример подобного представления «The Black Crook» («Злодей-мошенник»), показанный в Ныо-Йорке в 1866 году. Самым впечатляющим моментом первого образца бродвейской продукции был женский кордебалет — сто пышных блондинок в прозрачных костюмах и чулках-паутинках. Нападки церкви и официальной прессы послужили дополнительной причиной грандиозного успеха постановки.
474 спектакля, сыгранные за 16 месяцев, обеспечили солидный доход его создателям. Удар этому жанру, уже в XX веке нанесла изменчивая мода. Короткие юбки, пришедшие на смену длинным, снизили интерес к обнаженной женской ножке на сцене.
Кроме того, существенный вклад в становление мюзикла внесли собственно американские музыкальные жанры — американский водевиль, ревю и джаз.
Американский водевиль не имеет ничего общего с традиционным европейским водевилем. Это эстрадное обозрение, состоящее из самых разнообразных номеров — от дрессированных собачек до сеансов черной магии. РЕВЮ объединяет эти номера неким подобием сюжета.
В 1917 году «Ориджинал диксиленд джазбанд» в Ныо- Йорке исполнил публично джазовую композицию. Это была настоящая революция. С тех пор ни одно музыкальное шоу в США не обходилось без джазовых номеров. И хотя в классическом американском мюзикле джаз в чистом виде никогда не использовался, в его постановках постоянно участвуют лучшие джазовые музыканты. Именно их характерные музыкальные интонации и уникальное чувство ритма придавали мюзиклу особую динамику звучания. Знающие люди констатируют этот факт: Лучшие европейские оркестры не могут передать специфику американской национальной музыки.
Секреты успеха
Классический мюзикл — порождение развивающегося американского капитализма. Колыбелью музыкального театра США были северо-восточные штаты, заселенные потомками английских пуритан. В этой среде, со своей особой моралью и прагматическим отношением к жизни, издавна сформировалось отношение к театру как низкосортному развлечению. В Европе начиная с эпохи Просвещения театр считался важнейшим средством воспитания, образования и пропаганды. В России особенной популярностью всегда пользовалось высказывание Гоголя о том, что театр — это «кафедра, с которой можно сказать миру много добра». В Америке театр на роль кафедры никогда не претендовал.
He стремясь занять место учителя и духовного наставника, сценическое искусство развивает легкие музыкальные жанры. Складывающаяся индустрия развлечений включает в свою сферу и театральное дело, диктуя ему свои условия игры.
Первые мюзиклы появились на Бродвее в
И тем не менее пионеры жанра в нашей стране — «Метро» и «Норд-Ост». «Метро», и в большей степени «Норд—Ост», ярко демонстрируют главное отличие мюзикла от других музыкальных жанров, о котором скромно умалчивается в театральных учебниках. Мюзикл — это коммерческое предприятие, не только явление массовой музыкальной культуры, но в первую очередь выгодный бизнес.
«Бороться и искать, найти и не сдаваться»
Создатели «Метро» собирали мюзикл по классической технологии. Шоу (либретто, партитура, режиссура) было куплено у западных авторов. Затем проведен серьезный кастинг и мощная пиар-кампания. И хотя музыка Яна Стоклоса проигрывала лучшим образцам жанра, молодежный задор всей команды покорил Москву, хотя и не без помощи постановочных лазерных выстрелов. Примечательно, что по сюжету главный герой мюзикла решает что важнее — деньги или талант, и приходит к выводу, что важно и то и другое.
«Норд—Ост» — первый российский мюзикл, созданный по национальному сюжету — роману В. Каверина «Два капитана». Для постановки был выстроен оснащенный современной технологией Театральный центр и проведена массированная рекламная атака-
Классика советской романтики была переделана в сентиментальное либретто с благородными героями и коварными злодеями. «Бороться и искать, найти и не сдаваться», — знаменитый девиз Сани Григорьева прозвучал в декорациях советской коммуналки лозунгом эпохи первоначального накопления капитала. Ирония и легкий стеб помогли авторам мюзикла — Георгию Ива- щенко и Алексею Васильеву удержаться в рамках поп-культуры, лидерами которой они являются, не скатываясь в сторону китча или ложного пафоса. «Норд-Ост» представил новую экономическую модель театра — мюзикл играется ежедневно, выдерживая около 30 спектаклей в месяц, так, как играются мюзиклы на Бродвее и лондонском Вест- Энде.
Лед тронулся и дело окультуривания массы было поставлено на поток. Мюзиклы, подобно видеокассетам покупаются у их владельцев, озвучиваются отечественными голосами и предъявляются широкому зрителю. Главный упор в рекламной акции мюзикла «Нотр Дам» делался на то, что Россия — пятая страна, в которой будет показано это зрелище.
«Нотр Дам» похож скорее на эстрадный концерт, чем на спектакль. Каскад монологов-арий, соединенных музыкальными лейтмотивами и кордебалетными номерами, отсутствие спецэффектов и перемен декораций. Радует глаз лишь огромное количество элегантных нищих в покрытых блестками балахонах и лубочные химеры на колесиках. Персонажи почти не общаются друг с другом, а зажатые актеры напоминают солистов советских ВИА. Несмотря на выразительную игру и вокал Вячеслава Петкуна (солиста группы «Танцы минус»), исполняющего роль Квазимодо, этот мюзикл лучше слушать, чем смотреть, и желательно на языке оригинала.
Тому, кому не по душе концертное исполнение и отсутствие зрелигцности, предлагается другое представление. «Драку- ла» — российско-словацкое театральное предприятие делает ставку на кровавый, но никого не пугающий сюжет. Рокерские прикиды в антураже средневекового замка, буйство инженерной фантазии и пиротехнических эффектов. Магизм иллюстративной музыки и стихотворных формул на фоне душераздирающей истории тотального одиночества на тему «и вампиры любить умеют». Впрочем, истории из серии «любить по-русски» всегда найдут путь к сердцу нашего зрителя.
«Дышите глубже, вы обдолбаны»
Мюзикл «Метро» получил национальную театральную премию «Золотая маска» в двух номинациях — «лучший спектакль» и «лучшая работа режиссера». Мюзикл «Губы» на музыку АЖурбина по набоковской «Камере Обскура» вообще не удостоился внимания столичной прессы. Зато мюзикл «Волосы», которым заявил о своем существовании Московский театр музыки и драмы под руководством Стаса Намина вызвал самые негативные эмоции.
Знаменитый манифест субкультуры американских хиппи играется на сцене Театра Эстрады, где на случайно затесавшихся в ряды зрителей московских хиппи взирают портреты Г.Хазанова и Е.Петросяна. Спектакль оборачивается откровенной пародией, когда актуальность темы борьбы за мир или вреда курения невинной травки подчеркивается глубокомысленными сентенциями типа: «Да, парень, война — это хреново!», «Дышите глубже, вы обдолбаны!». Заезженные шутки про Жириновского и Березовского, подсадной карикатурный депутат Госдумы и т.п. .Незамысловатый сюжет мюзикла повествует о том, как беспечный американский парень, подменяя друга, убежавшего на свидание, случайно попадает на призывной пункт и отправляется на войну во Вьетнам, где его и убивают. Кульминацией отечественного спектакля становится полная антивоенного пафоса финальная сцена. Убитого солдата покрывают российским флагом на фоне эффектного задника с изображением панорамы Нью-Йорка (сценография Зураба Церетели).
«Что день грядущий нам готовит?»
А готовит он громкие премьеры очередных мюзиклов. Уже состоялась премьера мюзикла «Чикаго» с Филиппом Киркоровым в главной роли. В буклете спектакля зрителям обещают показать «историю об убийстве, жадности, коррупции, насилии, эксплуатации, супружеской измене и предательстве. В общем, все, что так близко и дорого нашим сердцам». В мюзикле нет любовной истории, единственная мечта героев удачная артистическая карьера. В финале на фоне сверкающего занавеса звездный дуэт дорогого варьете, как гласит буклет, являет нам «блестящий пример американской мечты — две убийцы, удачно использовавшие скандал для завоевания популярности, наслаждаются любовью зрителей». Бюджет проекта
Нехитрые приманки, которыми завлекают зрителей создатели этих проектов, вероятно скоро будут исчерпаны. Лучшие образцы мюзикла на Бродвее собирают свою кассу, в частности, благодаря огромному наплыву туристов. Благодаря чему будут заполняться отечественные залы и окупаться музыкальные проекты покажет время...
Материал подготовила: Галина Степанова