Версия для печати 4243 Материалы по теме

Москва переживает нашествие мюзиклов. «Метро», «Норд- Ост», «Нотр Дам», «Чикаго», «42- я улица» — названия, аршинными буквами выписанные на рекламных щитах и растяжках, заняли достойное место в массовом сознании наряду с «Хэденшулдерс», «Орбит» и «Олвейз». Кастинги шумных проектов собирают тысячи молодых людей, жаждущих осуществления своей давней «американской мечты» — проснуться утром богатыми и знаменитыми. Почти в каждом драматическом театре имеется — мюзикл, исполняемый собственными, зачастую весьма скромными актерскими силами. Репертуарная фантазия режиссеров при этом воистину неистощима. От «Вест- сайдской истории» — подробный перепев мюзикла Л.Бернстайна в театре «Сфера» до «Свадьбы Кречинского» — мюзикла А.Колкера по драматургии Сухово-Кобылина в Малом театре и Театре Сатиры.

Возможен и более смелый ход. Берется идея известного европейского мюзикла, музыкальные номера меняются на популярные у нашего зрителя шлягеры и новая «старая песня о главном» преподносится как оригинальное музыкальное действо («Секретарши» в том же Театре Сатиры). Репертуарная фантазия режиссеров воистину неистощима.

Что такое мюзикл

«Мюзикл — музыкально- сценический жанр, использующий выразительные средства музыки, драматического, хореографического и оперного искусства. Их сочетание и взаимосвязь придали мюзиклу особую динамичность. Характерная черта многих мюзиклов — решение серьезных драматургических задач несложными для восприятии художественными средствами». Музыкальная Энциклопедия.

Само слово musical (мюзикл) — сокращение от musical play (музыкальное действо). В исследованиях, посвященных этому жанру, говорится о различиях между мюзиклом, опереттой и музыкально-драматическим спектаклем. В классическом мюзикле музыка — равноправный партнер драматургии, хореографии и всех постановочных эффектов. В оперетте же музыка является главным сценическим средством. И хотя в ней есть сюжет и характеры, разговорные сцены всего лишь связки между вокальными номерами, а танцевальные дивертисменты — вставные номера, не связанные с действием, прерывающие развитое сюжета.

474 спектакля, сыгранные за 16 месяцев, обеспечили солидный доход его создателям. Удар этому жанру, уже в XX веке нанесла изменчивая мода. Короткие юбки, пришедшие на смену длинным, снизили интерес к обнаженной женской ножке на сцене.

Кроме того, существенный вклад в становление мюзикла внесли собственно американские музыкальные жанры — американский водевиль, ревю и джаз.

Такое разграничение кажется весьма условным. Вокально-танцевальные номера в мюзикле, согласно определению, должны быть обусловлены драматическим действием, но даже в традиционном американском мюзикле такое можно увидеть не всегда. С другой стороны, либретто лучших мюзиклов — хороший литературный материал, который в случае надобности может быть сыгран и безголосыми драматическими артистами. На родине мюзикла, в США, мюзиклы постоянно получают литературные премии в номинации «лучшая пьеса года».

Немного истории

Истоки мюзикла — в музыкальных жанрах, привезенных в Америку европейскими поселенцами в конце XIX века. В первую очередь это так называемая балладная опера — комедийное представление с многочисленными музыкальными номерами. Наиболее яркий пример — «Опера нищих» Дж. Гея. Написанная еще в 1728 году, она сохранила свою актуальность и по сей день и была поставлена недавно на московской сцене. Ее переработка, сделанная Б.Брехтом в 1928 году — «Трехгрошовая опера», — любимый мюзикл наших режиссеров, идущий в данный момент в четырех московских театрах.

Другой популярный европейский жанр — бурлеск (пародия на серьезную пьесу), прибывший в Новый Свет из Англии. Вместе с его французской разновидностью; жанром «экстраваганца», он открывает эпоху развлекательных представлений с музыкой, пением и танцами, близких по духу будущему мюзиклу.

Яркий пример подобного представления «The Black Crook» («Злодей-мошенник»), показанный в Ныо-Йорке в 1866 году. Самым впечатляющим моментом первого образца бродвейской продукции был женский кордебалет — сто пышных блондинок в прозрачных костюмах и чулках-паутинках. Нападки церкви и официальной прессы послужили дополнительной причиной грандиозного успеха постановки.

474 спектакля, сыгранные за 16 месяцев, обеспечили солидный доход его создателям. Удар этому жанру, уже в XX веке нанесла изменчивая мода. Короткие юбки, пришедшие на смену длинным, снизили интерес к обнаженной женской ножке на сцене.

Кроме того, существенный вклад в становление мюзикла внесли собственно американские музыкальные жанры — американский водевиль, ревю и джаз.

Американский водевиль не имеет ничего общего с традиционным европейским водевилем. Это эстрадное обозрение, состоящее из самых разнообразных номеров — от дрессированных собачек до сеансов черной магии. РЕВЮ объединяет эти номера неким подобием сюжета.

В 1917 году «Ориджинал диксиленд джазбанд» в Ныо- Йорке исполнил публично джазовую композицию. Это была настоящая революция. С тех пор ни одно музыкальное шоу в США не обходилось без джазовых номеров. И хотя в классическом американском мюзикле джаз в чистом виде никогда не использовался, в его постановках постоянно участвуют лучшие джазовые музыканты. Именно их характерные музыкальные интонации и уникальное чувство ритма придавали мюзиклу особую динамику звучания. Знающие люди констатируют этот факт: Лучшие европейские оркестры не могут передать специфику американской национальной музыки.

Секреты успеха

Классический мюзикл — порождение развивающегося американского капитализма. Колыбелью музыкального театра США были северо-восточные штаты, заселенные потомками английских пуритан. В этой среде, со своей особой моралью и прагматическим отношением к жизни, издавна сформировалось отношение к театру как низкосортному развлечению. В Европе начиная с эпохи Просвещения театр считался важнейшим средством воспитания, образования и пропаганды. В России особенной популярностью всегда пользовалось высказывание Гоголя о том, что театр — это «кафедра, с которой можно сказать миру много добра». В Америке театр на роль кафедры никогда не претендовал.

He стремясь занять место учителя и духовного наставника, сценическое искусство развивает легкие музыкальные жанры. Складывающаяся индустрия развлечений включает в свою сферу и театральное дело, диктуя ему свои условия игры.

Первые мюзиклы появились на Бродвее в 20-годы XX века. Первым настоящим российским мюзиклом называют «Норд- Ост», премьерный показ которого состоялся в октябре 2001 года. Это утверждение кажется весьма спорным; первый отечественный мюзикл «Орфей и Эвридика» АЖурбина в постановке М. Розовского был представлен еще в 1974 году. Спектакль имел необыкновенный успех и за 10 сезонов был сыгран около 2000 раз. Всего «Орфей» выдержал восемь постановок, четыре из которых были балетами. Его танцевали под фонограмму «Поющих гитар» с полностью звучащим текстом. Вспоминаются и музыкальные спектакли Марка Захарова, самый яркий из которых — «Юнона и Авось» — сенсация российского театр XX века, покоривший многие страны мира. Другие мюзиклы Ленкома начала 70-х годов — «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» собирали залы, равные по количеству зрителей популярным тогда хоккейным матчам. Показателен также успех спектакля «Иисус Христос — суперзвезда» в Театре им. Моссовета. Этому зрелищу уже более 10 лет, и у него множество поклонниц, которые не пропустили ни одного представления. В московском Театре Оперетты с незапамятных времен идут знаменитые бродвей- ские мюзиклы — «Моя прекрасная леди», «Хелло, Долли!» и др.

И тем не менее пионеры жанра в нашей стране — «Метро» и «Норд-Ост». «Метро», и в большей степени «Норд—Ост», ярко демонстрируют главное отличие мюзикла от других музыкальных жанров, о котором скромно умалчивается в театральных учебниках. Мюзикл — это коммерческое предприятие, не только явление массовой музыкальной культуры, но в первую очередь выгодный бизнес.

«Бороться и искать, найти и не сдаваться»

Создатели «Метро» собирали мюзикл по классической технологии. Шоу (либретто, партитура, режиссура) было куплено у западных авторов. Затем проведен серьезный кастинг и мощная пиар-кампания. И хотя музыка Яна Стоклоса проигрывала лучшим образцам жанра, молодежный задор всей команды покорил Москву, хотя и не без помощи постановочных лазерных выстрелов. Примечательно, что по сюжету главный герой мюзикла решает что важнее — деньги или талант, и приходит к выводу, что важно и то и другое.

«Норд—Ост» — первый российский мюзикл, созданный по национальному сюжету  роману В. Каверина «Два капитана». Для постановки был выстроен оснащенный современной технологией Театральный центр и проведена массированная рекламная атака-

Классика советской романтики была переделана в сентиментальное либретто с благородными героями и коварными злодеями. «Бороться и искать, найти и не сдаваться», — знаменитый девиз Сани Григорьева прозвучал в декорациях советской коммуналки лозунгом эпохи первоначального накопления капитала. Ирония и легкий стеб помогли авторам мюзикла — Георгию Ива- щенко и Алексею Васильеву удержаться в рамках поп-культуры, лидерами которой они являются, не скатываясь в сторону китча или ложного пафоса. «Норд-Ост» представил новую экономическую модель театра — мюзикл играется ежедневно, выдерживая около 30 спектаклей в месяц, так, как играются мюзиклы на Бродвее и лондонском Вест- Энде.

Лед тронулся и дело окультуривания массы было поставлено на поток. Мюзиклы, подобно видеокассетам покупаются у их владельцев, озвучиваются отечественными голосами и предъявляются широкому зрителю. Главный упор в рекламной акции мюзикла «Нотр Дам» делался на то, что Россия — пятая страна, в которой будет показано это зрелище.

«Нотр Дам» похож скорее на эстрадный концерт, чем на спектакль. Каскад монологов-арий, соединенных музыкальными лейтмотивами и кордебалетными номерами, отсутствие спецэффектов и перемен декораций. Радует глаз лишь огромное количество элегантных нищих в покрытых блестками балахонах и лубочные химеры на колесиках. Персонажи почти не общаются друг с другом, а зажатые актеры напоминают солистов советских ВИА. Несмотря на выразительную игру и вокал Вячеслава Петкуна (солиста группы «Танцы минус»), исполняющего роль Квазимодо, этот мюзикл лучше слушать, чем смотреть, и желательно на языке оригинала.

Тому, кому не по душе концертное исполнение и отсутствие зрелигцности, предлагается другое представление. «Драку- ла» — российско-словацкое театральное предприятие делает ставку на кровавый, но никого не пугающий сюжет. Рокерские прикиды в антураже средневекового замка, буйство инженерной фантазии и пиротехнических эффектов. Магизм иллюстративной музыки и стихотворных формул на фоне душераздирающей истории тотального одиночества на тему «и вампиры любить умеют». Впрочем, истории из серии «любить по-русски» всегда найдут путь к сердцу нашего зрителя.

«Дышите глубже, вы обдолбаны»

Мюзикл «Метро» получил национальную театральную премию «Золотая маска» в двух номинациях — «лучший спектакль» и «лучшая работа режиссера». Мюзикл «Губы» на музыку АЖурбина по набоковской «Камере Обскура» вообще не удостоился внимания столичной прессы. Зато мюзикл «Волосы», которым заявил о своем существовании Московский театр музыки и драмы под руководством Стаса Намина вызвал самые негативные эмоции.

Знаменитый манифест субкультуры американских хиппи играется на сцене Театра Эстрады, где на случайно затесавшихся в ряды зрителей московских хиппи взирают портреты Г.Хазанова и Е.Петросяна. Спектакль оборачивается откровенной пародией, когда актуальность темы борьбы за мир или вреда курения невинной травки подчеркивается глубокомысленными сентенциями типа: «Да, парень, война — это хреново!», «Дышите глубже, вы обдолбаны!». Заезженные шутки про Жириновского и Березовского, подсадной карикатурный депутат Госдумы и т.п. .Незамысловатый сюжет мюзикла повествует о том, как беспечный американский парень, подменяя друга, убежавшего на свидание, случайно попадает на призывной пункт и отправляется на войну во Вьетнам, где его и убивают. Кульминацией отечественного спектакля становится полная антивоенного пафоса финальная сцена. Убитого солдата покрывают российским флагом на фоне эффектного задника с изображением панорамы Нью-Йорка (сценография Зураба Церетели).

«Что день грядущий нам готовит?»

А готовит он громкие премьеры очередных мюзиклов. Уже состоялась премьера мюзикла «Чикаго» с Филиппом Киркоровым в главной роли. В буклете спектакля зрителям обещают показать «историю об убийстве, жадности, коррупции, насилии, эксплуатации, супружеской измене и предательстве. В общем, все, что так близко и дорого нашим сердцам». В мюзикле нет любовной истории, единственная мечта героев  удачная артистическая карьера. В финале на фоне сверкающего занавеса звездный дуэт дорогого варьете, как гласит буклет, являет нам «блестящий пример американской мечты — две убийцы, удачно использовавшие скандал для завоевания популярности, наслаждаются любовью зрителей». Бюджет проекта «42-я улица» достиг 10 млн. долларов (на «Чикаго» потратили «всего» 5,5 млн долларов). Спектакль будет играться во Дворце молодежи восемь раз в неделю (в выходные по два раза). По сюжету мюзикла девушка из провинции поступает в кордебалет, проходит сквозь закулисные интриги и достигает вершины славы. В ближайшем будущем нас также ждут «Иствикские ведьмы» — «ироничный триллер» с многообещающим подзаголовком «потанцуй с дьяволом». Александр Абдулов собирается проводить кастинг для мюзикла «Ад финитум», который сочинил соавтор «Городка» Илья Олейников. Ирина Апексмова готовится сыграть Анюту в мюзикле «Веселые ребята», заново переписанном Максимом Дунаевским...

Нехитрые приманки, которыми завлекают зрителей создатели этих проектов, вероятно скоро будут исчерпаны. Лучшие образцы мюзикла на Бродвее собирают свою кассу, в частности, благодаря огромному наплыву туристов. Благодаря чему будут заполняться отечественные залы и окупаться музыкальные проекты покажет время...

Материал подготовила: Галина Степанова

Поделиться