Правительственная комиссия по защитным мерам приняла решение рекомендовать правительству РФ рассмотреть вопрос об отмене толлинговых операций с 31 декабря 2003 г. Между тем руководители крупнейших отечественных алюминиевых компаний считают, что отмена толлинга нанесет значительный ущерб не только предприятиям отрасли, но и государственной казне.
Используя толлинговые схемы, зарубежные контрагенты поставляют в Россию сырье и вывозят готовую продукцию. Отечественные заводы оказывают услуги по переработке и получают за это фиксированный доход, с которого и платят налоги. При такой структуре сделки глинозем для алюминиевой промышленности и продукты его переработки не облагаются пятипроцентными таможенными пошлинами. Импортер сырья и поставщик готовой продукции избегают также уплаты НДС.
Один из инициаторов отмены толлинга зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Владислав Резник в интервью журналу «Бюджет» сообщил, что ежегодные потери госказны от использования давальческих схем составляют 115 млн долл. В правительстве же посчитали, что с отменой пятипроцентной экспортной пошлины бюджет лишится около 100 млн долл. ежегодного дохода. То есть примерно столько же, сколько может принести в казну отмена толлинговых схем.
Основным лоббистом решения о запрете толлинга на сей раз выступило Минэкономразвития. В качестве главного аргумента «против» были приведены факты злоупотребления режимом переработки рядом компаний, которые использовали российский глинозем в дополнение к иностранному и тем самым уходили от уплаты вывозной таможенной пошлины на алюминий.
С решением чиновников категорически не согласны алюминиевые компании. Например, в компании «Русал», на долю которой приходится до 80% всего российского алюминия, отмену толлинга называют «дискриминацией, направленной на ослабление позиции отдельно взятой отрасли, а фактически — отдельно взятой компании». Их позицию поддерживают и в компании СУАЛ — второй по объемам российской алюминиевой компании. Эксперты алюминиевой отрасли считают, что отмена толлинга противоречит правовым нормам и не раз озвученной позиции правительства: активная промышленная политика у государства может быть только там и только тогда, когда она проводится не за счет кого-то.
Негативные последствия этого решения для экспортеров очевидны, поскольку сейчас государство задолжало производителям алюминия по возврату НДС около 100 млн долл. В случае отмены толлинга объем возврата НДС увеличится еще на 200 млн долл. (за счет выведенного из-под режима толлинга алюминия). Помимо прочего, в таком случае ГТК будет обязан вернуть производителям алюминия около 70 млн долл., которые сейчас находятся у комитета в виде залоговых сумм под экспорт.
Вряд ли при помощи отмены толлинга правительству удастся добиться и главной из поставленных целей — роста перечислений в бюджет. Дело в том, что с отменой толлинга российские предприятия вынуждены будут приобретать значительную часть алюминия на спотовом рынке. Согласно расчетам менеджеров алюминиевых компаний, переориентация на спотовый рынок неизбежно приведет к 10%-ному увеличению стоимости тонны глинозема, поскольку — в отличие от толлингеров — российские компании не входят в число ведущих игроков на этом рынке и их условия поставки будут куда менее выгодными. Увеличится и потребность в оборотных средствах: с 500 млн долл. до 1,5 млрд долл., что потребует привлечения заемных средств на международных рынках. Все это обернется потерями только на процентах на уровне 150 млн долл. в год.
Рост издержек приведет также к закрытию неэффективных производств, сокращению объема выпуска продукции и, как следствие, к уменьшению выплат по налогу на прибыль.
Производители алюминия уже посчитали и возможные сокращения персонала на 20 тыс. человек с фондом заработной платы около 100 млн долл. в год. К неизбежным последствиям также можно отнести снижение объемов перевозок и сокращение производства предприятий смежных отраслей с соответствующим уменьшением их налоговых отчислений.
И хотя российские автозаводы, к примеру, еще не проводили исследований по возможным последствиям отмены толлинга для их бизнеса, можно не сомневаться, что в условиях дефицита алюминия на внутреннем рынке автосборочные предприятия будут вынуждены заключать контракты на поставку алюминиевых узлов с западными производителями. Это, в свою очередь, неизбежно приведет к удорожанию конечной продукции автопредприятий, снижению ее конкурентоспособности и дальнейшей утрате позиций на отечественном авторынке.
Больше всех от упразднения толлинга пострадают заводы, занятые переработкой, поскольку из-за роста себестоимости алюминия их продукция перестанет быть конкурентоспособной. Гендиректор «Русал-менеджмент» Александр Булыгин уже посчитал, что потери его компании от отмены толлинга составят 400 млн долл., а Самарский и Белокалитвенный заводы могут и вовсе закрыться. В условиях дефицита сырья и отсутствия достаточного внутреннего рынка потребления сокращение производства в отечественной алюминиевой отрасли может достигнуть, по некоторым оценкам, 50%.
Неизбежно «покачнутся» и позиции российских алюминщиков за рубежом. По оценкам экспертов, даже незначительное увеличение стоимости продукции отечественных компаний приведет к потере их конкурентоспособности — сначала на китайском, а затем и на американском алюминиевых рынках.
В Китае, кстати сказать, за последние годы отмечается наиболее бурный рост алюминиевой промышленности. Там активно используют толлинговые схемы, разрешенные специальными положениями ВТО (согласно подпункту 3 статьи 15 Директивы Европейского Сообщества «Об оборотных налогах» переработка давальческого сырья освобождается от налогообложения НДС, а «входной» НДС возмещается). Государственные меры регулирования операций по переработке в Китае, а именно: лицензирование; отсутствие ограничений на экспорт продукции, произведенной на давальческой основе; освобождение компаний производственного типа от налога на прибыль на два года с применением в течение последующих трех лет 50% ставки налога — привели к росту китайского экспорта алюминия примерно на 7%. При этом более 50% экспортной выручки приходится на операции по переработке. Существенно увеличился и объем иностранных инвестиций в китайскую алюминиевую промышленность на фоне роста производительности труда и активного стимулирования технологического процесса.
Учитывая мировой опыт регулирования взаимоотношений бизнеса и государства в алюминиевой промышленности, большинство руководителей предприятий отрасли считают наиболее целесообразным усиление государственного контроля за переработкой импортного давальческого сырья путем утверждения сырьевых балансов и мониторинга данных операций. Усиление административного контроля в данном случае привело бы к куда большему наполнению российского бюджета, нежели полная отмена толлинга.
Журнал «Бюджет» апрель-май 2003 г.
Используя толлинговые схемы, зарубежные контрагенты поставляют в Россию сырье и вывозят готовую продукцию. Отечественные заводы оказывают услуги по переработке и получают за это фиксированный доход, с которого и платят налоги. При такой структуре сделки глинозем для алюминиевой промышленности и продукты его переработки не облагаются пятипроцентными таможенными пошлинами. Импортер сырья и поставщик готовой продукции избегают также уплаты НДС.
Один из инициаторов отмены толлинга зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Владислав Резник в интервью журналу «Бюджет» сообщил, что ежегодные потери госказны от использования давальческих схем составляют 115 млн долл. В правительстве же посчитали, что с отменой пятипроцентной экспортной пошлины бюджет лишится около 100 млн долл. ежегодного дохода. То есть примерно столько же, сколько может принести в казну отмена толлинговых схем.
Основным лоббистом решения о запрете толлинга на сей раз выступило Минэкономразвития. В качестве главного аргумента «против» были приведены факты злоупотребления режимом переработки рядом компаний, которые использовали российский глинозем в дополнение к иностранному и тем самым уходили от уплаты вывозной таможенной пошлины на алюминий.
С решением чиновников категорически не согласны алюминиевые компании. Например, в компании «Русал», на долю которой приходится до 80% всего российского алюминия, отмену толлинга называют «дискриминацией, направленной на ослабление позиции отдельно взятой отрасли, а фактически — отдельно взятой компании». Их позицию поддерживают и в компании СУАЛ — второй по объемам российской алюминиевой компании. Эксперты алюминиевой отрасли считают, что отмена толлинга противоречит правовым нормам и не раз озвученной позиции правительства: активная промышленная политика у государства может быть только там и только тогда, когда она проводится не за счет кого-то.
Негативные последствия этого решения для экспортеров очевидны, поскольку сейчас государство задолжало производителям алюминия по возврату НДС около 100 млн долл. В случае отмены толлинга объем возврата НДС увеличится еще на 200 млн долл. (за счет выведенного из-под режима толлинга алюминия). Помимо прочего, в таком случае ГТК будет обязан вернуть производителям алюминия около 70 млн долл., которые сейчас находятся у комитета в виде залоговых сумм под экспорт.
Вряд ли при помощи отмены толлинга правительству удастся добиться и главной из поставленных целей — роста перечислений в бюджет. Дело в том, что с отменой толлинга российские предприятия вынуждены будут приобретать значительную часть алюминия на спотовом рынке. Согласно расчетам менеджеров алюминиевых компаний, переориентация на спотовый рынок неизбежно приведет к 10%-ному увеличению стоимости тонны глинозема, поскольку — в отличие от толлингеров — российские компании не входят в число ведущих игроков на этом рынке и их условия поставки будут куда менее выгодными. Увеличится и потребность в оборотных средствах: с 500 млн долл. до 1,5 млрд долл., что потребует привлечения заемных средств на международных рынках. Все это обернется потерями только на процентах на уровне 150 млн долл. в год.
Рост издержек приведет также к закрытию неэффективных производств, сокращению объема выпуска продукции и, как следствие, к уменьшению выплат по налогу на прибыль.
Производители алюминия уже посчитали и возможные сокращения персонала на 20 тыс. человек с фондом заработной платы около 100 млн долл. в год. К неизбежным последствиям также можно отнести снижение объемов перевозок и сокращение производства предприятий смежных отраслей с соответствующим уменьшением их налоговых отчислений.
И хотя российские автозаводы, к примеру, еще не проводили исследований по возможным последствиям отмены толлинга для их бизнеса, можно не сомневаться, что в условиях дефицита алюминия на внутреннем рынке автосборочные предприятия будут вынуждены заключать контракты на поставку алюминиевых узлов с западными производителями. Это, в свою очередь, неизбежно приведет к удорожанию конечной продукции автопредприятий, снижению ее конкурентоспособности и дальнейшей утрате позиций на отечественном авторынке.
Больше всех от упразднения толлинга пострадают заводы, занятые переработкой, поскольку из-за роста себестоимости алюминия их продукция перестанет быть конкурентоспособной. Гендиректор «Русал-менеджмент» Александр Булыгин уже посчитал, что потери его компании от отмены толлинга составят 400 млн долл., а Самарский и Белокалитвенный заводы могут и вовсе закрыться. В условиях дефицита сырья и отсутствия достаточного внутреннего рынка потребления сокращение производства в отечественной алюминиевой отрасли может достигнуть, по некоторым оценкам, 50%.
Неизбежно «покачнутся» и позиции российских алюминщиков за рубежом. По оценкам экспертов, даже незначительное увеличение стоимости продукции отечественных компаний приведет к потере их конкурентоспособности — сначала на китайском, а затем и на американском алюминиевых рынках.
В Китае, кстати сказать, за последние годы отмечается наиболее бурный рост алюминиевой промышленности. Там активно используют толлинговые схемы, разрешенные специальными положениями ВТО (согласно подпункту 3 статьи 15 Директивы Европейского Сообщества «Об оборотных налогах» переработка давальческого сырья освобождается от налогообложения НДС, а «входной» НДС возмещается). Государственные меры регулирования операций по переработке в Китае, а именно: лицензирование; отсутствие ограничений на экспорт продукции, произведенной на давальческой основе; освобождение компаний производственного типа от налога на прибыль на два года с применением в течение последующих трех лет 50% ставки налога — привели к росту китайского экспорта алюминия примерно на 7%. При этом более 50% экспортной выручки приходится на операции по переработке. Существенно увеличился и объем иностранных инвестиций в китайскую алюминиевую промышленность на фоне роста производительности труда и активного стимулирования технологического процесса.
Учитывая мировой опыт регулирования взаимоотношений бизнеса и государства в алюминиевой промышленности, большинство руководителей предприятий отрасли считают наиболее целесообразным усиление государственного контроля за переработкой импортного давальческого сырья путем утверждения сырьевых балансов и мониторинга данных операций. Усиление административного контроля в данном случае привело бы к куда большему наполнению российского бюджета, нежели полная отмена толлинга.
Журнал «Бюджет» апрель-май 2003 г.