Станет ли рубль со следующего года единым платежным средством в расчетах с Белоруссией? Каковы основные параметры бюджета Союзного государства?
Об этом корреспонденту журнала «Бюджет» рассказывает начальник департамента финансов Постоянного Комитета Союзного государства Беларуси и России Альберт СТЕПАНОВ
— За пять лет, с 1998 по 2002 гг., бюджет Союзного государства вырос с 0,6 до 2,6 млрд рублей. Какова величина Союзного бюджета-2003? Сохранилась ли положительная динамика роста его объема?
— В 2003 году доходная часть бюджета утверждена в объеме 2,4 млрд руб. Это немного меньше, чем в прошлом году. Но объем бюджета союзного государства сегодня не главный показатель уровня сближения России и Беларуси. Союзное государство уже миновало тот этап своего развития, когда бюджет выполнял в первую очередь знаковую функцию, служил «вещественным доказательством» того, что экономическая интеграция России и Беларуси имеет место быть, выступал своеобразным мерилом этой интеграции.
Сегодня бюджет — реальный инструмент Союзного государства, этот факт определяет его объем и функции. Могу сказать, что бюджет-2003 уступает по объему бюджету-2002, поскольку в минувшем году была завершена реализация 12 производственных программ, а новые заявки на финансирование своевременно не поступили.
Распространенный миф связан с интерпретацией бюджета как одного из инструментов создания единого экономического пространства. Сама парадигма единого пространства весьма ошибочна, поскольку отвлекает ресурсы и внимание от работы по созданию единых рынков, интегрированных в систему международного разделения труда. Обоим государствам нужны локально интегрированные рынки труда, капиталов, отдельных видов продукции. Продукция и услуги этих рынков должны развиваться в рамках единых стандартов и быть конкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешних рынках. Стандарт правит миром. Глобализация — это механизм навязывания собственных стандартов, регулирующих конкретные рынки, а не создание мифического единства.
— Каковы приоритеты расходной части бюджета Союзного государства?
— Наиболее существенная часть средств бюджета-2003 (37%) будет израсходована на развитие пограничной и таможенной инфраструктуры Союзного государства. Финансирование этих программ позволит создать более благоприятные условия для участников международной торговли и повысить объем экспортно-импортных перевозок, осуществляемых через территорию Беларуси. Тем самым будет повышена конкурентоспособность транспортных коридоров России и Беларуси для международных перевозчиков.
Второе приоритетное направление финансирования — наукоемкие программы (24%). Появление в бюджете-2003 акцента на развитие наукоемких технологий — это реакция на острую потребность России и Беларуси в том, чтобы избавиться от импортной зависимости в высокотехнологичных отраслях — например, в производстве сверхбольших интегральных схем. Это ответ на появление на мировом рынке наукоемких производств новых секторов, еще не монополизированных другими странами. Например, реализация программы разработки лекарственных препаратов на основе белков человека, получаемых из молока трансгенных животных, подготовит экспансию Союзного государства на формирующийся рынок биотехнологий. Также мы поддерживаем производство нового класса дизельных двигателей, соответствующих экологическим требованиям Евро1 и Евро2. До этого сейчас не доходят руки ни у национальных бюджетов, ни у частного капитала.
Сложившиеся за годы существования Союзного государства приоритеты бюджетного финансирования начинают выкристаллизовываться в целостную идеологию — идеологию развития. Союзный бюджет должен поддерживать программы развития, в которых заинтересованы оба государства.
Программы такого класса не финансируются из национальных бюджетов, они просто выпадают из поля зрения за каждодневной работой: выборы, наводнения, исполнение внешних долговых обязательств... Эти программы могут быть полностью переданы в ведение Союзного государства. Собственно, это уже происходит. Союзное государство и государства-участники получают ресурс развития, а бюджет — понятную идеологию. Бюджет союзного государства — это инструмент, который поддерживает развитие экономик двух стран — и в сфере малого бизнеса, и на уровне интеграции космических технологий. Управление инновациями — это фундаментальный механизм обеспечения конкурентоспособности национальных производителей. К сожалению, как самостоятельная функция государственного управления подобная задача не сформулирована. Возможно, есть смысл определить эту функцию как компетенцию Союзного государства и соответствующим образом обеспечить финансовыми и другими ресурсами. Такой подход будет понятен налогоплательщику.
— У Союзного государства уже есть налогоплательщики?
— На мой взгляд, Союзное государство не должно иметь собственной налоговой базы. Налоговая политика — это сложный политико-экономический процесс, который регулируется исключительно внутренними условиями государств-участников. Принципиальный вопрос здесь только один — возможность делегирования отдельных налоговых полномочий для осуществления расходов по исполнению делегированных государственных функций — например, управление инновациями или развитием всей таможенной инфраструктуры. Делегирование государственных функций, поддержанное бюджетными полномочиями, — включая и налоговые полномочия — позволит динамично развиваться бюджету Союзного государства.
Но куда вероятнее, что в ближайшем будущем источниками пополнения бюджета станут доходы от имущества Союзного государства и, возможно, платежи от таможенной инфраструктуры. На данный момент вопрос о союзной собственности еще не решен. Однако он относится к числу тех, которые можно откладывать, но невозможно не решать.
— Проблема введения единого платежного средства по-прежнему является ключевой в вопросах объединения. Действительно ли с 1 января 2004 года будут введены безналичные расчеты в рублях? Насколько реальна перспектива ведения наличных расчетов в единой валюте с 1 января 2005 года?
— На заседании Совета Министров 2 апреля рассматривался вопрос о ходе реализации плана совместных действий правительства Российской Федерации, Центрального банка России и правительства Республики Беларусь, Национального банка Беларуси по введению единой денежной единицы Союзного государства на 2001–2005 годы. Обсуждались дополнительные мероприятия, предпринимаемые с целью создания условий для введения единой денежной единицы Союзного государства. Обе стороны согласились с тем, что с 1 января 2004 года рубль становится единой валютной единицей, единым расчетным средством. Однако было решено, что в течение какого-то периода (пока он не был объявлен) расчеты могут производиться и в российских, и в белорусских рублях.
Кроме того, рассматривалось предложение о переходе к осуществлению торговых операций между резидентами России и Беларуси в национальных валютах, а не в валютах третьих стран. Вот по этому вопросу развернулась дискуссия.
Дело в том, что запрет на использование валют третьих стран приведет к тому, что доля расчетов в рублях между Россией и Беларусью возрастет с 65 до 85%, доля расчетов в белорусских рублях — с 8 до 15%. Таковы экспертные оценки. Для России 20% с экономической точки зрения не играют никакой роли. Тогда как для Беларуси почти двукратное увеличение объема оборота внутренней валюты сулит экономические выгоды. В то же время для России решение о запрете на операции в валюте третьих стран является сложным с идеологической точки зрения. Я считаю, что в данном случае решение должно приниматься, скорее, в угоду экономической логике. И хотя его будут принимать политики, полагаю, оно окажется экономически целесообразным.
— Российские банки смогут теперь покупать акции белорусских банков без разрешения российского ЦБ. Как вы оцениваете этот факт?
— Приобретение акций зарубежных банков контролируется и лицензируется Центральным Банком РФ, поскольку рассматривается как инвестиции в иностранные активы. Если контроль такого рода снимается, это означает, что инвестиции в белорусский капитал больше не рассматриваются как вывод активов. Это важный шаг в направлении формирования единого экономического пространства.
— Как в Союзном государстве продвигается работа по унификации законодательной базы в той части, которая касается формирования, исполнения и контроля над расходованием бюджетных средств?
— Эта работа ведется. Но к бюджетным процессам Союзного государства не имеет и не должна иметь отношения. Хочу подчеркнуть, что Союзный бюджет не является механизмом интеграции бюджетов двух государств. Союзный бюджет призван решать несколько иные задачи. А сама по себе задача унификации нормативно-правовой базы государств — участников Союзного государства во всех областях, безусловно, является правильной.
— Известно, что на средства Союзного бюджета в Республике Беларусь решаются проблемы, порожденные Чернобыльской катастрофой. Какие еще социальные программы финансирует бюджет Союзного государства?
— На данный момент Союзное государство реализует целый ряд образовательных, спортивных и культурных программ — это около 15% бюджета. Нужно отметить, что социальная политика Союзного государства пока еще только формируется. В ближайшее время будут определены ее основные направления. Немаловажно и то, что любая финансируемая из союзного бюджета программа носит социальный характер. Ведь реализация любой научной или производственной программы — это новые рабочие места для наших граждан.
Панорама «Бюджета»
Бюджетные ссуды субъектам РФ
Субъекты РФ в первом полугодии получат 1,3 млрд руб. бюджетных ссуд на покрытие кассовых разрывов, возникших при поддержке сельхозпредприятий. Как сообщщила пресс-служба Минсельхоза РФ, уже выделено 1,1 млрд руб. из этой суммы. В соответствии с проведенной экспертизой ущерба от засухи и других стихийных бедствий сельхозпроизводителям должны быть возмещены потери в сумме 3,8 млрд руб. Кроме того, принято решение о возмещении потерь в сумме 1,3 млрд руб. за счет ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства, с последующим восстановлением этих средств. Прорабатывается вопрос о возмещении остальной суммы.
В настоящее время Минсельхоз России совместно с органами управления АПК субъектов Российской Федерации завершает работу по централизованной поставке семян на сумму 200 млн руб. в северные и высокогорные территории, которые на 80% субсидируются из федерального бюджета.
Журнал «Бюджет» апрель-май 2003 г.
Об этом корреспонденту журнала «Бюджет» рассказывает начальник департамента финансов Постоянного Комитета Союзного государства Беларуси и России Альберт СТЕПАНОВ
— За пять лет, с 1998 по 2002 гг., бюджет Союзного государства вырос с 0,6 до 2,6 млрд рублей. Какова величина Союзного бюджета-2003? Сохранилась ли положительная динамика роста его объема?
— В 2003 году доходная часть бюджета утверждена в объеме 2,4 млрд руб. Это немного меньше, чем в прошлом году. Но объем бюджета союзного государства сегодня не главный показатель уровня сближения России и Беларуси. Союзное государство уже миновало тот этап своего развития, когда бюджет выполнял в первую очередь знаковую функцию, служил «вещественным доказательством» того, что экономическая интеграция России и Беларуси имеет место быть, выступал своеобразным мерилом этой интеграции.
Сегодня бюджет — реальный инструмент Союзного государства, этот факт определяет его объем и функции. Могу сказать, что бюджет-2003 уступает по объему бюджету-2002, поскольку в минувшем году была завершена реализация 12 производственных программ, а новые заявки на финансирование своевременно не поступили.
Распространенный миф связан с интерпретацией бюджета как одного из инструментов создания единого экономического пространства. Сама парадигма единого пространства весьма ошибочна, поскольку отвлекает ресурсы и внимание от работы по созданию единых рынков, интегрированных в систему международного разделения труда. Обоим государствам нужны локально интегрированные рынки труда, капиталов, отдельных видов продукции. Продукция и услуги этих рынков должны развиваться в рамках единых стандартов и быть конкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешних рынках. Стандарт правит миром. Глобализация — это механизм навязывания собственных стандартов, регулирующих конкретные рынки, а не создание мифического единства.
— Каковы приоритеты расходной части бюджета Союзного государства?
— Наиболее существенная часть средств бюджета-2003 (37%) будет израсходована на развитие пограничной и таможенной инфраструктуры Союзного государства. Финансирование этих программ позволит создать более благоприятные условия для участников международной торговли и повысить объем экспортно-импортных перевозок, осуществляемых через территорию Беларуси. Тем самым будет повышена конкурентоспособность транспортных коридоров России и Беларуси для международных перевозчиков.
Второе приоритетное направление финансирования — наукоемкие программы (24%). Появление в бюджете-2003 акцента на развитие наукоемких технологий — это реакция на острую потребность России и Беларуси в том, чтобы избавиться от импортной зависимости в высокотехнологичных отраслях — например, в производстве сверхбольших интегральных схем. Это ответ на появление на мировом рынке наукоемких производств новых секторов, еще не монополизированных другими странами. Например, реализация программы разработки лекарственных препаратов на основе белков человека, получаемых из молока трансгенных животных, подготовит экспансию Союзного государства на формирующийся рынок биотехнологий. Также мы поддерживаем производство нового класса дизельных двигателей, соответствующих экологическим требованиям Евро1 и Евро2. До этого сейчас не доходят руки ни у национальных бюджетов, ни у частного капитала.
Сложившиеся за годы существования Союзного государства приоритеты бюджетного финансирования начинают выкристаллизовываться в целостную идеологию — идеологию развития. Союзный бюджет должен поддерживать программы развития, в которых заинтересованы оба государства.
Программы такого класса не финансируются из национальных бюджетов, они просто выпадают из поля зрения за каждодневной работой: выборы, наводнения, исполнение внешних долговых обязательств... Эти программы могут быть полностью переданы в ведение Союзного государства. Собственно, это уже происходит. Союзное государство и государства-участники получают ресурс развития, а бюджет — понятную идеологию. Бюджет союзного государства — это инструмент, который поддерживает развитие экономик двух стран — и в сфере малого бизнеса, и на уровне интеграции космических технологий. Управление инновациями — это фундаментальный механизм обеспечения конкурентоспособности национальных производителей. К сожалению, как самостоятельная функция государственного управления подобная задача не сформулирована. Возможно, есть смысл определить эту функцию как компетенцию Союзного государства и соответствующим образом обеспечить финансовыми и другими ресурсами. Такой подход будет понятен налогоплательщику.
— У Союзного государства уже есть налогоплательщики?
— На мой взгляд, Союзное государство не должно иметь собственной налоговой базы. Налоговая политика — это сложный политико-экономический процесс, который регулируется исключительно внутренними условиями государств-участников. Принципиальный вопрос здесь только один — возможность делегирования отдельных налоговых полномочий для осуществления расходов по исполнению делегированных государственных функций — например, управление инновациями или развитием всей таможенной инфраструктуры. Делегирование государственных функций, поддержанное бюджетными полномочиями, — включая и налоговые полномочия — позволит динамично развиваться бюджету Союзного государства.
Но куда вероятнее, что в ближайшем будущем источниками пополнения бюджета станут доходы от имущества Союзного государства и, возможно, платежи от таможенной инфраструктуры. На данный момент вопрос о союзной собственности еще не решен. Однако он относится к числу тех, которые можно откладывать, но невозможно не решать.
— Проблема введения единого платежного средства по-прежнему является ключевой в вопросах объединения. Действительно ли с 1 января 2004 года будут введены безналичные расчеты в рублях? Насколько реальна перспектива ведения наличных расчетов в единой валюте с 1 января 2005 года?
— На заседании Совета Министров 2 апреля рассматривался вопрос о ходе реализации плана совместных действий правительства Российской Федерации, Центрального банка России и правительства Республики Беларусь, Национального банка Беларуси по введению единой денежной единицы Союзного государства на 2001–2005 годы. Обсуждались дополнительные мероприятия, предпринимаемые с целью создания условий для введения единой денежной единицы Союзного государства. Обе стороны согласились с тем, что с 1 января 2004 года рубль становится единой валютной единицей, единым расчетным средством. Однако было решено, что в течение какого-то периода (пока он не был объявлен) расчеты могут производиться и в российских, и в белорусских рублях.
Кроме того, рассматривалось предложение о переходе к осуществлению торговых операций между резидентами России и Беларуси в национальных валютах, а не в валютах третьих стран. Вот по этому вопросу развернулась дискуссия.
Дело в том, что запрет на использование валют третьих стран приведет к тому, что доля расчетов в рублях между Россией и Беларусью возрастет с 65 до 85%, доля расчетов в белорусских рублях — с 8 до 15%. Таковы экспертные оценки. Для России 20% с экономической точки зрения не играют никакой роли. Тогда как для Беларуси почти двукратное увеличение объема оборота внутренней валюты сулит экономические выгоды. В то же время для России решение о запрете на операции в валюте третьих стран является сложным с идеологической точки зрения. Я считаю, что в данном случае решение должно приниматься, скорее, в угоду экономической логике. И хотя его будут принимать политики, полагаю, оно окажется экономически целесообразным.
— Российские банки смогут теперь покупать акции белорусских банков без разрешения российского ЦБ. Как вы оцениваете этот факт?
— Приобретение акций зарубежных банков контролируется и лицензируется Центральным Банком РФ, поскольку рассматривается как инвестиции в иностранные активы. Если контроль такого рода снимается, это означает, что инвестиции в белорусский капитал больше не рассматриваются как вывод активов. Это важный шаг в направлении формирования единого экономического пространства.
— Как в Союзном государстве продвигается работа по унификации законодательной базы в той части, которая касается формирования, исполнения и контроля над расходованием бюджетных средств?
— Эта работа ведется. Но к бюджетным процессам Союзного государства не имеет и не должна иметь отношения. Хочу подчеркнуть, что Союзный бюджет не является механизмом интеграции бюджетов двух государств. Союзный бюджет призван решать несколько иные задачи. А сама по себе задача унификации нормативно-правовой базы государств — участников Союзного государства во всех областях, безусловно, является правильной.
— Известно, что на средства Союзного бюджета в Республике Беларусь решаются проблемы, порожденные Чернобыльской катастрофой. Какие еще социальные программы финансирует бюджет Союзного государства?
— На данный момент Союзное государство реализует целый ряд образовательных, спортивных и культурных программ — это около 15% бюджета. Нужно отметить, что социальная политика Союзного государства пока еще только формируется. В ближайшее время будут определены ее основные направления. Немаловажно и то, что любая финансируемая из союзного бюджета программа носит социальный характер. Ведь реализация любой научной или производственной программы — это новые рабочие места для наших граждан.
Панорама «Бюджета»
Бюджетные ссуды субъектам РФ
Субъекты РФ в первом полугодии получат 1,3 млрд руб. бюджетных ссуд на покрытие кассовых разрывов, возникших при поддержке сельхозпредприятий. Как сообщщила пресс-служба Минсельхоза РФ, уже выделено 1,1 млрд руб. из этой суммы. В соответствии с проведенной экспертизой ущерба от засухи и других стихийных бедствий сельхозпроизводителям должны быть возмещены потери в сумме 3,8 млрд руб. Кроме того, принято решение о возмещении потерь в сумме 1,3 млрд руб. за счет ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства, с последующим восстановлением этих средств. Прорабатывается вопрос о возмещении остальной суммы.
В настоящее время Минсельхоз России совместно с органами управления АПК субъектов Российской Федерации завершает работу по централизованной поставке семян на сумму 200 млн руб. в северные и высокогорные территории, которые на 80% субсидируются из федерального бюджета.
Журнал «Бюджет» апрель-май 2003 г.