Версия для печати 13899 Материалы по теме
На вопросы читателей журнала «Бюджет» о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. № 142н, отвечает заместитель начальника Главного управления федерального казначейства Надежда САВОЛАЙНЕН
 
— В каком нормативном документе утверждена форма документа о государственной регистрации?
— Форма свидетельства о государственной регистрации, копия которого (заверенная в установленном порядке) представляется получателем средств (пункт 16 Инструкции) в орган федерального казначейства, установлена постановлением правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм документов, используемых при регистрации юридических лиц и требований к их оформлению».
 
— В каких случаях распорядителю средств необходимо представить в орган федерального казначейства разрешение о наделении его полномочиями по распределению лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования по распорядителям и получателям средств, находящимся в его ведении (пункт 14 Инструкции)?
— Представление для открытия лицевого счета распорядителя средств письменного разрешения вышестоящего распорядителя средств, дающего распорядителю средств полномочия по распределению лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования по распорядителям и получателям средств, находящимся в его ведении, является обязательным, если в учредительном документе распорядителя средств отсутствуют положения об этих полномочиях.
 
— Где хранится копия соглашения, предусмотренная пунктом 19 Инструкции?
— Заверенная главным распорядителем средств (или нотариально) копия соглашения о передаче функций, являющаяся основанием для открытия распорядителю или получателю средств в органе федерального казначейства соответствующего лицевого счета, хранится в юридическом деле клиента.
 
— Расскажите подробнее о карточке образцов подписей и оттиска печати и об обязательности включения в карточку образца оттиска гербовой печати клиента (пункт 23 Инструкции).
— Законодательство Российской Федерации предусматривает наличие у федеральных органов государственной власти и федеральных бюджетных учреждений печати с помещением на ней изображения Государственного герба Российской Федерации. При этом в учредительных документах федерального бюджетного учреждения должно быть соответствующее положение об использовании им печати с изображением Государственного герба Российской Федерации.
Таким образом, требование положений пункта 23 Инструкции по наличию у клиентов гербовой печати направлено исключительно на те федеральные органы государственной власти и федеральные бюджетные учреждения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации наделены учредителем правом применения печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.
 
— Какие документы должны быть представлены в орган федерального казначейства для открытия лицевых счетов федеральным бюджетным учреждениям, входящим в судебную систему и систему органов прокуратуры Российской Федерации, а также воинским частям?
— Действие пункта 18 Инструкции, закрепляющего особый порядок открытия лицевых счетов в части представления необходимых документов органами государственной власти Российской Федерации или их территориальными органами, распространяется на федеральные бюджетные учреждения, входящие в судебную систему и систему органов прокуратуры Российской Федерации.
На федеральные бюджетные учреждения с условным наименованием — войсковая часть, не имеющие собственного положения (устава) и действующие на основании общего положения (устава), утвержденного в установленном порядке, также распространяется действие положения пункта 18 Инструкции.
 
— Какие документы представляются клиентом при переоформлении лицевого счета по основаниям, установленным пунктом 29 Инструкции?
— Этот пункт содержит исчерпывающий перечень документов, подлежащих обязательному представлению клиентом в орган федерального казначейства для переоформления лицевого счета при изменении наименования клиента, не вызванного его реорганизацией и не связанного с изменением его подчиненности или организационно-правового статуса.
В соответствии с вышеуказанным пунктом клиент в течение месяца со дня его переименования представляет в орган федерального казначейства копию документа об изменении наименования, заверенную учредителем (вышестоящим распорядителем средств), а также карточку образцов подписей и оттиска печати по форме согласно приложению № 2 к настоящей Инструкции.
В связи с тем что информация о новом наименовании клиента содержится в вышеупомянутых документах и является достаточной для осуществления органом федерального казначейства функций, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, а изменение наименования клиента по основаниям, установленным данным пунктом, не влечет за собой изменения присвоенного клиенту идентификационного номера налогоплательщика, копии документа о государственной регистрации и свидетельства налогового органа о постановке на учет по новому наименованию клиента в его юридическом деле не хранятся.
Переоформление лицевого счета осуществляется на основании заявления на переоформление лицевого счета, представленного клиентом по форме, установленной приложением 5 к Инструкции.
При изменении наименования главного распорядителя средств заверения копии документа об изменении его наименования не требуется.
 
— С какого времени применяются документы по формам, утвержденным Инструкцией?
— Заявления по формам, утвержденным Инструкцией, подлежат обязательному применению с момента введения ее в действие, т.е. при оформлении процедуры открытия, переоформления или закрытия лицевого счета, производимой после 25 февраля 2003 г.
 
— На кого распространяется понятие «иной получатель средств»?
— Пунктом 2 Инструкции введено новое понятие «иной получатель средств», под которым понимается получатель средств, осуществляющий операции со средствами федерального бюджета через счет, открытый ему в учреждении Банка России или кредитной организации.
Данное понятие введено в целях обеспечения учета и отчетности по операциям федерального бюджета, которые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — БК) могут осуществляться, минуя счета федерального казначейства.
Это прежде всего операции, осуществляемые федеральными учреждениями в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 216 БК) за пределами Российской Федерации.
Под это понятие подпадают также бюджетные учреждения, расположенные на территориях (город, район), где отсутствуют органы федерального казначейства, а также воинские части, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выдано специальное разрешение министра финансов Российской Федерации по форме, утвержденной приложением № 4 к Инструкции.
Учитывая особый статус иного получателя средств, пунктами 13, 14 Инструкции к числу обязательных для представления в орган федерального казначейства документов при открытии главному распорядителю и распорядителю средств лицевых счетов распорядителя средств относится перечень иных получателей средств, в отличие от других распорядителей и получателей средств, находящихся в их ведении.
 
— Можно ли федеральному учреждению открыть второй лицевой счет получателя средств по главе главного распорядителя средств, в ведении которого он не находится?
— В соответствии с пунктом 9 Инструкции, предусматривающем открытие клиенту только одного лицевого счета соответствующего вида, отдельным главным распорядителям средств необходимо будет внести изменения в порядок управления отдельными расходами федерального бюджета.
Учитывая, что в соответствии с БК (статья 158) главный распорядитель средств имеет право распределять бюджетные ассигнования исключительно по распорядителям и получателям средств, находящимся в его ведении, осуществление расходов федерального бюджета за счет ассигнований, утвержденных главному распорядителю средств, в ведении которого этот получатель средств не находится (в частности, расходы на выплату стипендий президента Российской Федерации для студентов и аспирантов высших учебных заведений), возможно лишь после внесения в установленном порядке соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета.
С учетом вышеизложенного, порядок финансирования стипендий президента Российской Федерации, установленный письмом Минфина России от 4 февраля 2000 г. № 03-01-12/12-46, применяться не может.
Норма комментируемого пункта усилена пунктом 7 Инструкции, который предусматривает при открытии лицевого счета клиенту использовать его учетный номер, включающий согласно пункту 6 Инструкции не только код бюджетополучателя, присвоенный ему в Реестре, но и код главы главного распорядителя средств, в ведении которого он находится.
 
— Каков порядок передачи лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов, остатков неиспользованных объемов финансирования при закрытии лицевых счетов?
— При закрытии лицевых счетов по основаниям, определенным пунктом 36 Инструкции (в связи с реорганизацией или ликвидацией юридических лиц), главными распорядителями средств на дату реорганизации учреждений вносятся изменения в установленном порядке в бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств с начала года.
Органами федерального казначейства на лицевых счетах реорганизуемых учреждений по новой подчиненности отражаются:
— объемы лимитов бюджетных обязательств, объемы финансирования — на основании соответствующих документов главных распорядителей средств (уведомлений, реестров);
— кассовые расходы — на основании передаточных и разделительных балансов реорганизуемых учреждений, составленных в объеме форм годового отчета.
 
— В каком порядке осуществляется ежемесячная сверка между органом федерального казначейства и клиентом по операциям, отраженным на лицевых счетах.
— Орган федерального казначейства ежемесячно сверяет с главным распорядителем (распорядителем средств) учтенные на его лицевом счете остатки и операции по движению лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в порядке, установленном пунктом 44 Инструкции.
Сверка осуществляется по умолчанию, т.е. при отсутствии возражений клиента в письменной форме в течение трех дней с даты вручения ему копии лицевого счета, совершенные операции и остатки, отраженные на этом лицевом счете, считаются подтвержденными.
В аналогичном порядке производится сверка остатков и операций, отраженных на лицевом счете получателя средств (лицевом счете иного получателя средств), между органом федерального казначейства и получателем средств (распорядителем средств, в ведении которого находится иной получатель средств).
 
— Требуется ли в платежном поручении в поле «Плательщик» указывать ИНН получателя средств и номер его лицевого счета?  
— Порядок заполнения и реквизиты платежных поручений, представляемых клиентом в орган федерального казначейства, установлены шестым абзацем пункта 54 Инструкции, в соответствии с которым получатель средств в поле «Плательщик» после указания идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), кода причины постановки на учет (КПП) получателя средств, наименования органа федерального казначейства в скобках проставляет наименование получателя средств. Номер лицевого счета при этом не указывается.
 
— В каком размере получатель средств может осуществить авансовые платежи за счет средств федерального бюджета?
— Пунктом 56 Инструкции установлено, что авансирование поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации согласно условиям договора.
Вышеупомянутым договором может быть предусмотрена предварительная оплата поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг, при этом авансирование должно осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Журнал «Бюджет» апрель-май 2003 г.

Поделиться