Первое мероприятие, состоявшееся 24 октября в Доме союзов, было названо открытой трибуной на тему межнациональных отношений и миграционного контроля. Начав с мигрантов, С. Е. Нарышкин заявил, что они помогают России удовлетворить потребность в трудовых ресурсах. По его словам, легальные мигранты не должны быть обречены на положение изгоев, и благодаря законодательным мерам, принятым в последние два года, количество иностранцев, легально работающих у нас, удвоилось. Председатель Госдумы также считает, что миграционную политику необходимо увязывать не только с экономикой, но и со стратегией в отношении стран — членов СНГ.
Россия как шлюпка
Последующие выступления показали, что разброс мнений в обществе велик. Член комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести В. Л. Роднянский призвал перенять опыт ОАЭ, где иностранные рабочие проживают в специальных лагерях, что исключает их контакты с местным населением. Наши граждане, по его оценке, не готовы встречаться с мигрантами в обыденной жизни. Ввести визовый режим со странами Средней Азии и Южного Кавказа предложил председатель партии «Демократический выбор» В. С. Милов. Оттуда в основном и едут люди, которые ищут любую работу и «давят» на российский рынок неквалифицированного труда. Такую практику политик назвал беспрецедентной для развитой страны. Он полагает, что выдавать следует только рабочие визы и только тем лицам, которых готов принять конкретный работодатель. Эта мера исключит «привоз» родственников и семей иностранцев.
Задача государства — сделать так, чтобы мигранты уважали наши законы, обычаи и традиции, подчеркнул депутат Госдумы А. А. Хинштейн. Сейчас же задолженность по штрафам за нарушения миграционного законодательства составляет 2 млрд руб., напомнил он. «Мы не спасательная шлюпка для всех на свете», — поддержал депутата президент Фонда эффективной политики Г. О. Павловский. У России никогда не будет безвизового режима с ЕС, пока наша южная граница не защищена, подчеркнул эксперт. «Расплачиваемся с какими-то странами за их политическую лояльность?» — задал он вопрос, оставшийся без ответа. Председатель Демократической партии России А. В. Богданов за то, чтобы вообще не давать мигрантам гражданство РФ и ввести для них практику денежного залога, гарантирующего обратный проезд на родину. А руководитель фракции ЛДПР в Госдуме В. В. Жириновский в очередной раз поделился своими воспоминаниями о жизни в Казахстане и сделал вывод, что в СССР дружбы народов не было.
Предложение относительно трудовых лагерей явно задело президента Фонда «Холокост» А. Е. Гербер. Она увидела в них аналогию с нацистскими концлагерями. В то же время правозащитница признала, что отношение к мигрантам у «титульного населения» очень плохое. Первого заместителя генерального директора ИТАР-ТАСС М. С. Гусмана примеры ОАЭ и Саудовской Аравии тоже не вдохновляют. В СССР, по его мнению, все-таки была дружба народов, а наша задача сегодня — помочь мигрантам интегрироваться в российскую жизнь... Подход государства к проблеме уточнил директор Федеральной миграционной службы К. О. Ромодановский. Так как 3 млн человек пребывают в стране свыше отведенного им срока, пора усилить ответственность за это нарушение, считает он. Инициатива ФМС следующая: тех, кто нелегально находится в России свыше 120 суток, депортировать и лишать права въезда на три года.
Кто и что возбуждает
Круглый стол «Стратегические задачи государственной национальной политики РФ» заседал в Госдуме 24 октября. Открывая его, спикер палаты процитировал Конституцию, согласно которой источником власти в стране является многонациональный народ. Позиция самой власти, озвученная им, в сжатом виде выглядит так: умение жить вместе — наше конкурентное преимущество перед другими странами, и в центр национальной политики надо ставить уважение к любому человеку. При этом государство у нас федеративное, ряд субъектов РФ были созданы по национальному принципу, так что указанную политику нельзя рассматривать в отрыве от заявленной бюджетной децентрализации.
Мнения представителей и руководителей фракций не слишком сильно отличались друг от друга. Народные избранники критиковали проект стратегии государственной национальной политики и исполнительную власть: В. Н. Лихачев (КПРФ) — за то, что из документа не ясно, какой государственный орган займется его реализацией, С. М. Миронов («Справедливая Россия») — за отсутствие в федеральном бюджете статьи о финансировании соответствующей работы. И. В. Лебедев (ЛДПР) выразил сожаление по поводу того, что российское национальное государство до сих пор не построено. А. А. Журавлев («Единая Россия») выступил против термина «многонациональный народ», предложив заменить его на «политическую нацию». По данным переписи 2010 года, 80,9 % граждан РФ называют себя русскими. Это и есть основа для гражданского единства, считает депутат.
Идею возродить федеральное Министерство по делам национальностей (как вариант Государственный комитет) поддержали все. По мнению депутата М. Ю. Маркелова, еще срочно необходим институт уполномоченного по межнациональным вопросам, который будет действовать параллельно с министерством. В этом процессе не должны быть сторонними наблюдателями и общественные организации, сказал депутат И. И. Гильмутдинов. Регулировать межнациональные отношения, на его взгляд, необходимо также на уровне регионов и муниципальных образований. Там тоже много проблем. Член Совета Федерации В. Т. Кадохов снова поднял тему дружбы народов, предложив сделать губернаторов ответственными за межнациональный климат на вверенных им территориях. Он указал, что в проекте стратегии не до конца учтены такие влияющие на межнациональные отношения факторы, как социальная несправедливость и коррупция.
«Интеллигенция возбуждает, а простой народ живет в мире и согласии» — так обрисовал ситуацию депутат М. Е. Николаев, в
Стратегия согласно Указу Президента РФ «Об обеспечении межнационального согласия» должна быть разработана и утверждена до 1 декабря 2012 года. Руководство страны, очевидно, склоняется к продолжению нынешней политики с некоторыми корректировками. Новый государственный орган (Миннац) в случае его создания может стать для республик в составе России еще одним каналом получения средств из федерального бюджета. В перспективе стоит ожидать и дополнительное финансирование различных программ по пропаганде толерантности на федеральном уровне, подготовке и проведению экзаменов по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ для трудящихся-мигрантов.