В Торгово-промышленной палате с удовлетворением восприняли инициативу депутатов Госдумы по разработке концепции совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве). Вице-президент ТПП РФ В. П. Страшко подчеркнул, что необходимо усовершенствовать процедуру признания должника банкротом, принять специальные нормы в отношении отдельных категорий должников, расширить полномочия органов контроля, доработать действующее законодательство в связи с трансграничными сделками. По мнению президента Ассоциации региональных банков России А. Г. Аксакова, соответствующий федеральный закон должен называться «О финансовом оздоровлении и банкротстве». Иначе, добавил он, «сердце екает». На первом месте все-таки должна стоять возможность выхода предприятия из тяжелого материального положения. Кроме того, пора создать структуру, которая обеспечит равенство кредиторов, возможно, по образу и подобию Агентства по страхованию вкладов.
На конференции признали, что нормативное регулирование в последние 20 лет не всегда поспевало за экономическими процессами. Увы, законодательство дает кредиторам право привести на предприятие, как выразилась президент Межрегиональной саморегулируемой организации арбитражных управляющих Н. В. Коцюба, «сыночка или лапочку-дочку». Она предложила обратить внимание на проблему допуска к антикризисному управлению — в частности, ввести для претендентов обязательное психологическое тестирование. Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Д. В. Наумчев подтвердил: предприятия-банкроты весьма редко восстанавливают платежеспособность. Свыше 30 млрд руб. государству должны одни только отсутствующие должники... Очень трудно оценить качество работы арбитражных управляющих, заметил он, однако можно было бы разработать несколько показателей и назначать людей в соответствии с рейтингом.
Повысить ответственность саморегулируемой организации арбитражных управляющих за неоднократные нарушения предложил заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии М. С. Смирнов. ФНС вообще выступает за ужесточение ответственности вплоть до уголовной и финансирование процедур банкротства не за счет средств федерального бюджета, а за счет должника. На необходимость досудебного урегулирования долговых проблем и защиты прав работников при банкротстве указал референт Государственно-правового управления Президента РФ А. В. Терентьев. Директор Государственного агентства «Администрация неплатежеспособности» Латвийской Республики Э. В. Абеле посоветовал обратить внимание на опыт работы Гарантийного фонда требований работников, действующего в его стране. Источником пополнения фонда кроме бюджетных средств являются поступления от уплаты всеми хозяйствующими субъектами пошлины за риск предпринимательской деятельности.
Судья Высшего арбитражного суда РФ Р. Т. Мифтахутдинов, вернувшись к теме выбора арбитражных управляющих, внес предложение доверить его компьютеру. Беспристрастная машина должна делать выбор из списка, заранее сформированного в регионе. По этому поводу депутат Госдумы А. В. Беляков пошутил, что главная борьба, видимо, развернется за то, в чьем офисе будет стоять компьютер... А другой депутат Госдумы и председатель подкомитета по антикризисному управлению ТПП РФ А. Б. Выборный (коллеги назвали его вдохновителем конференции) вполне серьезно заявил, что государство хочет быть экономически сильным и для этого, судя по всему, понадобится капитальный ремонт всего механизма банкротства. Тонкой настройки уже недостаточно.