Юрий Владимирович КАЗАКОВ, заместитель министра финансов Ульяновской области
Применяемый сегодня в министерстве финансов Ульяновской области ЮЗЭД — это результат целенаправленной работы в области создания эффективной современной системы финансового управления в рамках высоких стандартов и требований, установленных Программой по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и Концепцией по созданию и развитию государственной интегрированной системы «Электронный бюджет». Целью внедрения ЮЗЭД в министерстве финансов Ульяновской области наряду с реализацией стратегически важных государственных задач было распространение его ключевых преимуществ на деятельность ведомства, то есть сокращение бумажного документооборота, снижение сопутствующих ему издержек, а также значительное ускорение процессов финансового управления.
В результате сегодня в системе исполнения бюджета «АЦК-Финансы», применяемой в министерстве финансов Ульяновской области, существует возможность наложения электронной подписи на электронный документ согласно положениям Федерального закона от 10 января 2002 г. №
Процесс внедрения ЮЗЭД
Процесс внедрения ЮЗЭД проходил поэтапно и носил комплексный характер, предусматривающий полный аудит системы делопроизводства и технические работы по модернизации и настройке системы «АЦК-Финансы». В ходе подготовительных работ сотрудники министерства финансов Ульяновской области и компании «Бюджетные и Финансовые Технологии» (БФТ), непосредственного исполнителя ИТ-проекта по ЮЗЭД и других проектов в регионе, в целях выявления законодательных требований к ЮЗЭД провели предпроектное обследование действующей системы делопроизводства, характеризующейся многоступенчатой системой согласования, визирования и подписания документов, а также регионального законодательства. В результате была подготовлена необходимая документация для признания электронных документов, сформированных в «АЦК-Финансы» и заверенных электронной подписью, юридически значимыми. Регламентная и нормативная документация является неотъемлемой частью ЮЗЭД, обеспечивающей применение механизма электронной подписи в министерстве для придания подписанным с его помощью документам юридической значимости (положения и инструкции участников электронного информационного обмена, соглашения, приказы, необходимые для обеспечения ЮЗЭД).
Техническая сторона проекта заключалась в модернизации и настройке системы «АЦК-Финансы». Параллельно шел процесс получения сертификатов электронной подписи, позволяющих идентифицировать их обладателей в системе «АЦК-Финансы». После предварительного обучения, в рамках которого сотрудники министерства финансов области были ознакомлены с принципами работы ЮЗЭД, правилами безопасности при работе с электронной подписью, а также с возможностями внедряемого функционала, новый модуль был запущен в промышленную эксплуатацию. На сегодняшний день к нему через web-интерфейс подключены более 400 пользователей «АЦК-Финансы» — специалисты министерства финансов Ульяновской области, органов государственной власти (ГРБС/РБС) и учреждений (ПБС) региона.
Преимущества новой системы
Результаты перехода от бумажного документооборота в системе «АЦК-Финансы» не заставили себя ждать. С начала применения ЮЗЭД в рамках системы исполнения бюджета «АЦК-Финансы» наблюдается значительная экономия бюджетных средств (благодаря более дешевой технологии обработки документов в электронной форме). Также заметно сократились трудозатраты на обработку документов — повысилась эффективность деятельности участников бюджетного процесса, увеличилась скорость передачи, согласования и обработки документов, в том числе наблюдается сокращение времени передачи документов от ГРБС в министерство и обратно. В результате специалисты министерства финансов Ульяновской области, ГРБС и ПБС имеют больше времени для квалифицированной работы. Так, в системе сегодня подписываются электронной подписью и соответственно считаются юридически значимыми такие документы, как заявка на возврат по доходам, договор с фиксированной суммой, заявка на оплату расходов, распоряжение на выдачу чека, на перечисление средств с текущего счета, расходное расписание, платежное поручение и др., что позволило отказаться от представления этих документов в бумажном виде.
Все приведенные выше преимущества перехода от бумажного документооборота к юридически значимому электронному документообороту однозначно определяют оптимизацию рабочих процессов, приводят к экономии бюджетных средств и сокращению трудозатрат. Но при этом внедрение ЮЗЭД в министерстве финансов Ульяновской области носит и стратегический характер — создание единого информационного пространства в области управления государственными финансами на уровне региона.