Законы№11 Ноябрь 2012 — 28 декабря 2012

Повышение открытости бюджетного процесса в рамках реализации Закона № 83-ФЗ

Версия для печати 5530 Материалы по теме
Повышение открытости бюджетного процесса в рамках реализации Закона № 83-ФЗ

Оджаева
О том, как в Калмыкии шла работа по реализации положений Закона № 83-ФЗ, какие задачи перед финансовым органом региона, в частности, в сфере обеспечения прозрачности и публичности информации о деятельности государственных и муниципальных учреждений стоят сегодня, рассказывает Маргарита Александровна ОДЖАЕВА, начальник отдела методологии бюджетного процесса Министерства финансов Республики Калмыкия.

Одним из инструментов повышения качества планирования деятельности государственных (муниципальных) учреждений являются государственные (муниципальные) задания и переход от финансового обеспечения деятельности учреждений к финансовому обеспечению оказанных услуг. Развитие механизма финансового управления государственными учреждениями осуществляется в настоящее время в соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ. Учитывая масштаб реформы, меры по реализации положений указанного закона требовали тщательного анализа правовой базы и сети подведомственных учреждений. Для этого в Калмыкии был утвержден план мероприятий, который содержал последовательные шаги реализации закона. Органы местного самоуправления республики также активно включились в реформу бюджетной сферы.

Нормативная правовая база

Основная нагрузка по разработке нормативной правовой и методологической базы, связанной с реализацией Закона № 83-ФЗ, легла на плечи финансистов. Финансовыми органами также осуществляется постоянный мониторинг и методическое сопровождение внедрения новых механизмов оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг.

В ходе подготовительного периода реализации Закона № 83-ФЗ органами местного самоуправления Республики Калмыкия разработано и утверждено более 200 муниципальных правовых актов. Правительство Республики Калмыкия приняло девять постановлений по совершенствованию правового положения государственных учреждений. Министерство финансов Республики Калмыкия разработало и утвердило методические рекомендации по формированию и финансовому обеспечению государственного задания, по расчету нормативов затрат на оказание государственных услуг и иные порядки. Органами власти республики, на которые возложены координация и регулирование в соответствующей отрасли (сфере управления) экономики, проведена ответственная работа по формированию перечней государственных (муниципальных) услуг, перечней особо ценного движимого имущества государственных (муниципальных) учреждений, по определению нормативов затрат для расчета финансового обеспечения государственного (муниципального) задания, формированию самого государственного (муниципального) задания.

Закон создал правовые механизмы для обеспечения условий и стимулов к сокращению внутренних издержек и привлечению внебюджетных источников, повышению эффективности и открытости деятельности учреждений. Для органов исполнительной власти результаты деятельности учреждения являются основанием к принятию управленческих решений в отношении учреждения.

Однако вопросы, связанные с реализацией закона, все еще остаются. Это прежде всего проблемы формирования учредителями ведомственных перечней услуг (работ), требования к определению которых отсутствуют в федеральном законодательстве, сложность определения нормативов затрат на оказание услуг, критерии оценки результатов выполнения заданий, а также увязка показателей задания с результатами финансирования.

www.bus.gov.ru: задачи, проблемы и пути их решения

В целях обеспечения прозрачности и публичности информации о деятельности государственных и муниципальных учреждений в рамках реализации Федерального закона № 83-ФЗ с 1 января 2012 года работает официальный сайт в Интернете для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях — www.bus.gov.ru. Хотелось бы отметить огромную организационную работу, проведенную финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований по его наполнению. Данная работа требовала постоянного взаимодействия финансовых органов, органов Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы и органов исполнительной власти как на региональном, так и на местном уровне. При проведении актуализации данных в Едином государственном реестре юридических лиц мы, как и другие регионы, столкнулись с проблемой несоответствия данных региональной базы УФНС по Республике Калмыкия и данных Федеральной налоговой службы. Поэтому по итогам проведенных Минфином России видеоконференций было принято решение о представлении налоговыми службами в финансовые органы выписок по всем учреждениям. В отдельных случаях при подготовке информации возникали сложности, связанные со сбором сведений от государственных и муниципальных учреждений, технические проблемы при обработке информации с различных баз данных и размещением информации на сайте и в системе мониторинга.

Задача стояла в качественном и своевременном выполнении мероприятий по созданию официального сайта. Распоряжением Правительства Республики Калмыкия был утвержден план проведения подготовительных работ для размещения информации на сайте, сформирован график размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях, регулярно проводились видео­совещания с участием органов Федерального казначейства, УФНС по Республике Калмыкия с представителями органов государственной власти и местного самоуправления. Поэтому не случайно по итогам проводимых мероприятий по размещению информации на официальном сайте Республика Калмыкия была включена в десятку лучших регионов по количеству учреждений, по которым опубликована общая информация, информация о государственных и муниципальных заданиях и планах финансово-хозяйственной деятельности.

По результатам сформированных данных проведена межреестровая стыковка перечней государственных и муниципальных учреждений, перечней органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, перечней публично-правовых образований и перечней нормативных правовых актов по утверждению перечней государственных и муниципальных услуг, необходимых для выдачи государственных и муниципальных заданий. Сформированные перечни уже используются в качестве справочников в Единой информационно-аналитической системе сбора и свода отчетности Министерства финансов РФ.

В настоящее время финансовые органы включены в работу по созданию государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг. Проводимая финансовыми органами работа по формированию электронной информации о деятельности публично-правовых образований направлена на то, чтобы сделать открытой и доступной для граждан и организаций информацию о деятельности органов власти по формированию и исполнению бюджетов. Решение этой задачи позволит обеспечить создание и внедрение интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» и повысить качество управления государственными (муниципальными) финансами.

Поделиться