Версия для печати 5704 Материалы по теме
Центр принятия управленческих решений на основе прогнозирования и моделирования ситуаций

Сурилова
Стремительное развитие информационных технологий не только ставит перед властью новые организационно-технические задачи, но и предоставляет ранее недоступные возможности. От того, как они будут использованы в ближайшее время, зависит повышение эффективности государственного управления в регионах России. Юлия Викторовна СУРИЛОВА, генеральный директор Центра инновационных исследований и разработок

Одной из особенностей бюджетной политики на современном этапе является направление значительного объема средств на реализацию государственных программ, призванных обеспечить безопасность населения. Наиболее характерный пример — программа г. Москвы «Безопасный город» на 2012–2016 годы. Общий объем ее финансирования составит около 192 млрд руб. Также, несмотря на относительно благополучную статистику последних лет, ряд мероприятий планирует МЧС России. Ведущие российские компании в области ИТ-технологий уже разрабатывают для министерства территориальные системы обмена готовыми управленческими решениями на основе прогнозирования, раннего обнаружения и предотвращения чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия, запланированные в рамках обеспечения безопасности населения, потребуют серьезных усилий от различных министерств и ведомств, региональных органов власти и подведомственных им учреждений. Очевидно, что при столь масштабном подходе не может не быть заметной отдачи. Вместе с тем эффект от данных мероприятий будет существенно более значительным в том случае, если результатам этой колоссальной работы придать завершенный вид. С точки зрения эффективности управления регионом на базе различных министерств и ведомств выгоднее создать единый Центр принятия решений, где будет аккумулироваться информация, работать система мониторинга и прогнозирования ситуаций. Сбор информации, необходимой для обеспечения безопасности населения, неизбежно будет осуществляться (а местами уже осуществляется) в рамках программ, аналогичных московской. При дополнении ее другими сведениями появится база для выхода на принципиально иные рубежи.

Новая реальность

Подобный центр мог бы стать настоящим «мозговым центром» для субъекта РФ, вершиной информационной пирамиды, куда пойдут необходимые сведения из всех государственных структур, естественно, в электронном виде и в единообразной форме. После успешно проведенной информатизации региональные министерства и ведомства повсеместно подготовлены к решению такой задачи и в техническом, и в кадровом отношении. Наличие разнообразной информации по всему спектру жизнедеятельности региона позволит специалистам по ИТ-технологиям создать электронные карты, а в перспективе — 3D-модель всей территории. Недавно подобные планы казались фантастикой, но блестящие научные достижения XXI века превращают их в реальность.

Безусловно, Центр принятия решений обязан функционировать постоянно. Помимо организации круглосуточного дежурства специалистов службы МЧС, каждодневной работы аналитиков главам регионов необходимо будет проводить здесь встречи со своими заместителями, ответственными работниками регионального правительства, главами министерств и ведомств, экспертами.

Практика показывает: если, допустим, рассматривается ситуация в строительном комплексе, обычно возникает вопрос, на какие объекты (учебные заведения, учреждения здравоохранения, другие объекты) требуется выделять бюджетные средства в первую очередь. Критерием при принятии действительно объективного решения послужат выводы центра, сделанные на основе результатов обследования всех зданий и сооружений региона, стыковки их, например, с прогнозируемыми природными явлениями, статистикой заболеваний или фактической наполняемостью (если речь идет, к примеру, о школах в отдаленных районах). В последнем случае может возникнуть вопрос о целесообразности нахождения объекта данного назначения в данной местности. Кроме того, глава региона сразу получит в свое распоряжение подробный анализ обстановки и прогноз ее вероятных изменений, сможет использовать эту информацию при планировании дальнейшего развития субъекта РФ.

Центр принятия решений способен изучать любую проблему в комплексе, рассматривая ее со всех сторон и учитывая все имеющиеся факторы. Такой подход позволит достоверно оценивать и качество управления муниципальными образованиями. При нем довольно скоро станет ясно, как справляются со своими обязанностями главы муниципалитетов, насколько оптимальной является структура местных органов власти, действительно ли верные управленческие решения принимаются и насколько эффективно используется бюджетное финансирование. Ясно, что никакой ведомственный подход, узкий по определению, не даст анализ ситуации такой глубины, которую обеспечивает подобный центр.

Цели достижимы

Задача, обозначенная выше, выглядит очень масштабной. Тем не менее она выполнима. Ориентиром для регионов скорее всего по традиции послужит Москва, где уже развернута работа в рамках упомянутой программы «Безопасный город». Но для гигантского мегаполиса, которым является наша столица, более реалистичным и эффективным представляется вариант с отдельным Центром принятия решений в каждом из административных округов. По численности населения любой из них примерно соответствует среднестатистическому городу — административному центру субъекта Федерации. На самом деле больших дополнительных расходов по сравнению с теми 192 млрд руб., которые запланировано выделить на реализацию программы, здесь не потребуется.

Для мониторинга и прогноза, решения задач экспертной оценки, оперативного управления и принятия управленческих решений потребуется комплекс помещений с оборудованием. Штат сотрудников центра мы оцениваем приблизительно в 20 человек. Кстати, кадровая проблема выйдет для регионов на передний план, поскольку даже для Москвы она является актуальной. Предстоит решать и дополнительные технические вопросы, все информационные системы надо будет создавать «с запасом», с расчетом на будущее продолжительное использование. Российские компании, являющиеся лидерами рынка ИТ-технологий, готовы предложить необходимые решения.

Наш центр занимался проблемой энергетического аудита бюджетных учреждений, и неожиданно для себя мы обнаружили, что в некоторых регионах нет даже бумажных планов школьных зданий, местные БТИ просто не смогли их представить. Собранная же в электронном виде информация будет сохранена и всегда укажет властям на болевые точки. Да и результаты энергетического обследования всех объектов региона, обобщенные в электронном виде и тщательно проанализированные, могли бы принести большую пользу с точки зрения последующего выделения денежных средств.

Далее, по мере погружения в тему, стало понятно, что следует максимально использовать уже сформированную базу, чтобы добиться наилучшего результата — охватить не только вопросы безопасности и чрезвычайных ситуаций, но и прогнозировать износ основных фондов, риски в сфере ЖКХ, миграционные потоки, санитарно-эпидемиологическую обстановку, динамику доходов населения, уровень образования и многое другое. Напрашивается вывод: поскольку информационные технологии все равно будут совершенствоваться, зачем платить в несколько раз больше?.. Трудно даже представить, какой могла бы быть экономия бюджетных средств, если бы все текущие результаты исследований и обследований в регионе сразу бы заносились в единую базу вне зависимости от того, кто их инициировал и финансировал.

И хотелось бы еще раз подчеркнуть: важно, чтобы Центр принятия решений не превратился в бюрократическую надстройку, а у региональных властей сформировалась не только привычка, но и потребность обращаться к его услугам. Тогда цели, ради достижения которых он задуман, обязательно воплотятся в жизнь.

Поделиться