Версия для печати 3382 Материалы по теме
Из Великого Устюга –  с предложениями

великий устюг
В городе Великий Устюг Вологодской области 25 октября состоялось расширенное заседание комитета финансов Ассоциации «Северо-Запад» и совета секции «Финансисты субъектов Российской Федерации» Сообщества финансистов России под председательством заместителя полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе С. М. Зимина. В заседании приняли участие представители финансовых органов 12 субъектов Федерации и восьми муниципальных образований.

С приветственным словом к коллегам обратился глава Велико­устюгского муниципального района И. М. Хабаров. Далее доклады о предложениях по совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений сделали заместитель начальника департамента финансов Вологодской области В. Н. Артамонова, заместитель министра финансов Калужской области — начальник управления бюджетной политики М. В. Авдеева, заместитель начальника управления бюджетной политики и межбюджетных отношений министерства финансов Оренбургской области Д. Н. Кулаков. Опытом формирования государственных программ в Мурманской области поделилась Е. В. Дягилева, заместитель министра финансов региона.

Проблема сбалансированности бюджетов

В. Н. Артамонова в своем докладе, в частности, остановилась на изменении объемов расходных обязательств Вологодской области. В связи с обеспечением общеобразовательного процесса, передачей полномочий в области здравоохранения, формированием дорожного фонда, ростом социальных выплат, платежей за неработающее население в территориальный фонд обязательного медицинского страхования объем дополнительных расходов областного бюджета к 2013 году по сравнению с 2006 годом вырос в 2,3 раза и составил 21,8 млрд руб., или 68 % к объему налоговых и неналоговых доходов (табл. 1).

таб 1
Артамонова также привела данные по прогнозируемым объемам поступлений налога на доходы физических лиц в 2013 году, сравнив их с 2006 годом. Рост поступлений составит почти 210 % (с 8,6 до 18 млрд руб.). С введением обязанности органов государственной власти субъектов РФ устанавливать единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты в размере 20 % налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от налога на доходы физических лиц при росте расходных полномочий региональных бюджетов в бюджете Вологодской области усилилась проблема сбалансированности бюджетов области. Артамонова предложила внести изменение в ст. 58 Бюджетного кодекса в части обязанности субъектов РФ по установлению единых и (или) дополнительных нормативов отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 % доходов от указанного налога.

Многие бюджеты субъектов РФ в посткризисный период для сохранения социальной стабильности вынуждены были кредитоваться в кредитных организациях и обращаться в Министерство финансов РФ за бюджетными кредитами. К началу 2013 года размер государственного долга Вологодской области достиг критического уровня. В целях снижения долговой нагрузки на региональные бюджеты Артамонова выступила с предложением в адрес Министерства финансов РФ рассмотреть возможность замещения привлеченных субъектами РФ в 2009–2012 годах банковских кредитов на покрытие дефицита бюджета бюджетными кредитами из федерального бюджета. Кроме того, было предложено реструктуризировать суммарную задолженность банковских и бюджетных кредитов с предоставлением отсрочки уплаты задолженности по основному долгу до 1 января 2023 года с последующей рассрочкой уплаты задолженности ежегодно равными долями в период с 2023 по 2032 год включительно.

Проблемы региона-донора

Д. Н. Кулаков обозначил основные параметры бюджета Оренбургской области. За январь — август 2012 года поступления налоговых платежей и сборов в бюджеты всех уровней составили 120 млрд руб., по сравнению с соответствующим периодом 2011 года рост составил 17,7 %. При этом в доходах федерального бюджета консолидируется 66,6 % всех собранных на территории региона налогов, а в консолидированный бюджет области зачисляется 33,4 %. В виде финансовой помощи из федерального бюджета в Оренбургскую область за указанный период поступило 5,7 млрд руб. Основными доходными источниками бюджетов являются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и акцизы (96 % поступлений) (рис. 1).

диаграмма 1
Сегодня в области формируется региональный фонд финансовой поддержки поселений. Кроме того, на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований выделяются средства из областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов (его объем составляет 4,9 млрд руб.). Муниципальные образования также получают субвенции, дотации и субсидии на сумму в общей сложности около 8,5 млрд руб. Как отметил Кулаков, в области активно используются все предусмотренные бюджетным законодательством меры межбюджетного регулирования, и они совершенствуются с учетом потребностей региона и входящих в его состав территорий.

Что касается отношений с федеральным центром, то Оренбургская область остается регионом-донором. Отдав за отчетный период 80 млрд руб. из собранных 120 млрд, область в виде финансовой помощи получила только 5,7 млрд руб. При этом бюджетная система региона находится в зависимости от нескольких крупных плательщиков налога на прибыль организаций, которые имеют возможность производить платежи в бюджеты субъектов РФ через одно из обособленных подразделений по своему выбору. При этом, по оценкам финансового органа, расходы областного бюджета без реальных источников покрытия в 2012 году выросли более чем на 4 млрд руб. Некоторые решения, принимаемые на федеральном уровне, не компенсируются ростом доходов бюджета. Поэтому область вынуждена привлекать кредитные ресурсы, растет долговая нагрузка.

Межбюджетные отношения: вид снизу

Тему межбюджетных отношений продолжила начальник финансового управления Вытегорского района Вологодской области Н. Ю. Ивлева. Как следовало из ее доклада, общие экономические показатели района вполне благоприятные — во всяком случае по сравнению с другими муниципалитетами. Доходы консолидированного бюджета в текущем году составили 788,6 млн руб. (рост 5,5 % к уровню 2011 года), расходы — 817,8 млн руб. (рост 5,1 % к уровню 2011 года), дефицит бюджета — 29,2 млн руб. (в 2011 году бюджет был исполнен с дефицитом 18,5 млн руб.). Налоговые и неналоговые доходы района в настоящее время составляют 288,9 млн руб., или 38 % от общего объема доходов, что практически в 1,5 раза больше объема 2011 года (структура налоговых доходов Вытегорского района представлена на рис. 2). Связано это в первую очередь с расширением перечня передаваемых областью муниципальным образованиям налогов по единым нормативам отчислений. Вторая причина увеличения объема собственных доходов — замена району и ряду поселений дотаций дополнительными нормативами по НДФЛ.

диаграмма 2
В 2012 году Вытегорский район столкнулся с проблемой, связанной с внутригодовой несбалансированностью бюджета. Подобная ситуация объясняется тем, что процессу формирования доходной части бюджета присуща сезонность. Особое влияние на его наполнение оказал налог на имущество организаций, сроки уплаты которого за прошедший год и I квартал текущего года наступают в апреле текущего года. В расходах бюджета также отмечаются сезонные колебания, которые вызваны значительной долей в их структуре коммунальных платежей. Проблему удалось решить путем получения из областного бюджета кредита на покрытие временного кассового разрыва. С целью дальнейшего упрочения финансового положения муниципальных образований Ивлева выступила с рядом предложений, в том числе уточнить условия получения прав на льготу по уплате транспортного налога для физических лиц, принять дополнительные меры с целью предотвращения уклонения от уплаты налога на имущество физических лиц, расширить налогооблагаемую базу земельного налога за счет части земель лесного фонда.

Здравоохранение

таб 2
Итоги реализации положений Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации“» в части передачи полномочий по финансовому обеспечению организации оказания медицинской помощи от органов местного самоуправления органам государственной власти субъектов РФ рассмотрены на примере Оренбургской и Архангельской областей (структура и динамика расходов бюджета Архангельской области по разделу «Здравоохранение» представлены в табл. 2).

Предложения центру

Что касается предложений федеральным властям, одобренных всеми участниками заседания, то Госдуме рекомендовали при рассмотрении проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» преду­смотреть ежегодное увеличение не менее чем на индекс инфляции объема федерального фонда финансовой поддержки регионов. Также парламентариям предложено предусмотреть целевые субсидии субъектам РФ на реализацию различных мер, предусмотренных указами Президента России от 7 мая 2012 года. Финансисты считают необходимым и такой шаг, как сохранение в 2013 году объема дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ на уровне не ниже 2011 года. При этом, по их мнению, следует учесть компенсацию «выпадающих» доходов, возникающих в регионах в результате создания консолидированных групп налогоплательщиков. В пакете предложений значительное место заняли также инициативы по внесению изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы.

Поделиться