Версия для печати 4487 Материалы по теме
Дальнему Востоку необходимы льготы и преференции

Ишаев
Дальний Восток сегодня является сферой ответственности отдельного министерства. Сам факт его создания не имеет прецедента в современной России. Руководит им министр РФ по развитию Дальнего Востока — полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Иванович ИШАЕВ.

— Виктор Иванович, вы часто подчеркиваете, что руководите министерством по развитию, а не по управлению Дальним Востоком. Какие проблемы регионов ДФО вы считаете ключевыми и каковы пути их решения?

— Президент и председатель правительства понимают: нынешние экономические реалии таковы, что без развития Дальнего Востока невозможно представить дальнейшее развитие страны. Россия должна выходить на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, ведь европейские рынки практически рухнули.

У Дальнего Востока большой экономический потенциал, но его реализацию сдерживает немало существенных моментов. В частности, экономика Дальневосточного федерального округа постепенно выталкивается из единого экономического пространства страны. Если раньше на российский рынок поставлялось 75 процентов выпускаемой здесь продукции, то сейчас — 21 процент. Акцент сместился на рынки стран АТР, при этом совершенно несправедливо Россия присутствует в этом регионе в роли сырьевого придатка. Доля необработанных товаров превышает 80 процентов.

Среди причин — низкая конкурентоспособность выпускаемой на Дальнем Востоке продукции, слабая внутренняя транспортная связь территории при ее огромных размерах, высокие затраты при перевозке грузов и пассажиров между дальневосточными регионами и остальной частью России, неразвитая энергетическая инфраструктура... Трудности есть, но я не знаю ситуаций, которые были бы безнадежны. Главное — стремиться изменить существующее положение в лучшую сторону, предпринимать для этого реальные шаги. А стремиться мы должны к тому, чтобы Дальний Восток стал фасадом России в АТР, своеобразной контактной зоной. Он должен превратиться в современный конкурентоспособный регион с диверсифицированной экономикой, в структуре которой будут преобладать высокотехнологичные производства, ориентированные на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.

— Вы предложили освободить от налогов всех инвесторов, которые изъявят желание вкладывать средства в экономику Дальнего Востока. Находит ли такой подход поддержку в Правительстве России? Возможно, у вас и вашей команды есть другие идеи по привлечению инвестиций?

— Напомню, что еще в конце 2009 года Правительство РФ утвердило Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Этот документ предполагает формирование особых условий хозяйствования на востоке России. Сегодня Минвостокразвития России работает над выполнением поручений президента и правительства, готовит предложения по ускоренному развитию Дальнего Востока.

Необходимо учитывать тот факт, что, пока предприятие не создано, нет и налоговой базы. Даже давая преференции инвестору на начальном этапе, территория все равно выиграет — получит доходы, которых раньше не было. Я уверен, что необходимо отменить налоги на прибыль, на основные фонды, на землю для вновь создаваемых предприятий. Освободить их от налогов, скажем, на десять лет, можно и больше.

Горнорудные компании, работающие на Дальнем Востоке, можно освободить от уплаты налога на добычу полезных ископаемых либо ввести практику применения дифференцированных ставок. Надо понимать, что затраты на добычу природных ресурсов на Дальнем Востоке значительно выше затрат в других регионах страны. Неоднородна ситуация и внутри округа. Затраты на производство на том или ином предприятии порой отличаются в десятки раз. Наглядный пример — разработка Эльгинского месторождения в Якутии. Как можно брать налоги с этого предприятия, если для него нужно строить дорогу, линии электропередачи, а также целый поселок?..

Экономика Дальнего Востока нуждается в льготах и преференциях, утвердить которые можно законодательным путем. Необходимо применять любые механизмы, которые могут дать развитие региону. Если этого не делать, мы можем потерять значительно больше. Поэтому сегодня Минвостокразвития России разрабатывает проект федерального закона «О развитии Дальнего Востока». Мы обязательно должны создавать здесь свободные экономические зоны. Должны изменить таможенные тарифы — обнулить ставку на ввоз высокотехнологичного оборудования, но повысить пошлину на вывоз необработанных ресурсов. Государство должно взять на себя субсидирование энергетических и транспортных тарифов, приведя их к среднероссийскому уровню. Дальний Восток должен находиться не просто в равных условиях с другими территориями России — необходимо его опережающее развитие.

Мы понимаем, что без массированных бюджетных вливаний не обойтись. Привлечь инвестиции в инфраструктуру сложно, они часто не окупаются. Мы подсчитали: ежегодно в экономику Дальнего Востока из федерального бюджета должно направляться около 100 миллиардов рублей на развитие инфраструктуры и не менее 600–800 миллиардов на развитие промышленного производства. Только так мы сможем осуществлять проекты опережающего развития региона.

Не стоит забывать и про сельское хозяйство. С учетом роста населения на Земле роль простых ресурсов, таких как вода и продовольствие, будет возрастать. На Дальнем Востоке есть все возможности для развития села: пашни достаточно, климат позволяет ее возделывать, трудолюбивые люди есть. При этом тоже не обойтись без государственной поддержки.

— Дальнему Востоку сегодня интересны любые инвестиции, или в инвестиционной политике округа есть приоритетные направления?

— По поручению Председателя Правительства РФ мы готовим перечень проектов, финансирование которых может идти из внебюджетных источников. Я имею в виду средства Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Мы понимаем, что приход инвестора возможен только в высокодоходные отрасли и проекты, поэтому видим другую первоочередную задачу — довести доходность предприятий до уровня не менее 30 процентов. Назрела необходимость провести инвентаризацию старой промышленной базы, создать льготные условия по техническому оснащению производств.

На территории округа в 2012 году завершаются крупные проекты, обеспечивающие приток вложений. Это строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь —Тихий океан», газопровода «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», объектов саммита АТЭС. Главное сейчас — привлечение новых крупных инвестиций, причем желательно российских. И не только бюджетных, но и средств компаний. Следует провести ревизию существующих проектов и определить приоритетные, чтобы вложенные деньги обеспечили базу для развития региона. В первую очередь речь идет об опережающем формировании инфраструктуры. Ее строительством должно заниматься государство, а развитием средств производства — частный капитал: в этом, собственно, и состоит суть государственно-частного партнерства. Бизнес не придет на пустое место, где дороги в пять раз дороже, чем разработка месторождения.

Упор следует сделать на транспортную и энергетическую инфраструктуру. Я считаю, что опорная сеть железных дорог в регионе должна включать четыре составляющие. Необходимо модернизировать Транссиб и порты, на которые выходит магистраль. Пропускную способность БАМа, который сегодня перевозит порядка 12 миллионов тонн груза в год, нужно увеличить до 110 миллионов. Сахалинскую железную дорогу следует связать с материковой сетью через мостовой переход либо тоннель. И наконец, Транскорейская магистраль должна получить выход на Транссиб. Существующую сеть автомагистралей необходимо дополнить трассой Большой Невер — Якутск, далее выходящей на Магадан и затем — двумя ответвлениями — на Камчатку и Чукотку. Нужно обеспечить и выход Якутии к морю через Аяно-Майский район Хабаровского края.

У нас есть мощная программа по развитию морской транспортной инфраструктуры. Это Северный морской путь с выходом на Петропавловск-Камчатский и создание там хаба (мощного накопительного и распределительного транспортного узла). Задача важная. Во-первых, в регионе должно быть гарантировано наше политическое присутствие и наши права на освоение шельфа Северного Ледовитого океана должны быть подтверждены. Во-вторых, как утверждают те же японцы и корейцы, постоянная навигация вдоль российских берегов — наилучший способ доставки грузов в Европу и обратно. Программа выгодная и экономически не слишком затратная, потому что для производственной деятельности на море требуются только хорошие суда и портовая инфраструктура.

Немаловажная задача — развитие трубопроводной системы, а далее нефтегазохимии. В городе Находке Приморского края планируется построить гигантский нефтехимический комплекс. В Амурской, Сахалинской областях должны быть созданы нефтеперерабатывающие заводы. В 2013 году начнется строительство газопровода из Якутии. На этом маршруте у нас есть Ковыктинское, Чаяндинское, Вилюйское месторождения голубого топлива. Проложим трубы — значит, будут развиваться и месторождения.

Следующий элемент системы — газопровод с Сахалина. Его строительство уже практически завершено. Оба газопровода в районе города Хабаровска соединятся и создадут единую опорную сеть. Трубы придут и на предприятия по сжижению газа и его химической переработке, и в транспортировочные комплексы. Плюс к тому трубы пройдут через Монголию, Китай, также должна быть построена транскорейская газовая магистраль через КНДР в Южную Корею. Параллельно мы будем увеличивать добычу природных ресурсов — нефти, газа, угля, драгоценных и редкоземельных металлов.

Еще один серьезный вопрос — создание единой энергосистемы региона. На Камчатке, Сахалине, Чукотке, в Магадане, Якутии (за исключением юга) выделенная энергетика. Амурская и Еврейская автономная области, Хабаровский и Приморский края — вот и вся энергосистема. Конечно, она не может работать стабильно и в изолированных энергорайонах приходится держать лишние мощности.

Точкой роста экономики региона станет создание металлургического кластера с учетом развития добычи железных и титановых руд в Амурской и Еврейской автономной областях. Будущее — в инновационных производствах. Перед нами стоит задача создать новую базу машиностроения (центры авиастроения, судостроения, производства автомобилей), возродить на качественно новом уровне энергетическое машиностроение.

— Хватит ли рабочих рук для реализации инфраструктурных проектов на территории округа? Не придется ли использовать труд мигрантов из других стран, чтобы строить дороги, аэропорты, другие крупные объекты?

— Труд мигрантов мы уже используем. По экспертным оценкам, на Дальнем Востоке трудится порядка 160 тысяч иностранных рабочих. Хотя миграционная служба покажет вам другие цифры... На первом месте граждане Узбекистана, приезжие из Китая составляют примерно 30 процентов от общего количества трудовых мигрантов. Не нужно бояться привлечения иностранных рабочих, так живет весь цивилизованный мир. Другое дело, что миграционные процессы должны быть управляемыми.

— Отток населения с Дальнего Востока — это все-таки факт, с ним трудно не считаться. Может быть, пока не начали расти зарплаты, есть все-таки смысл применить меры государственной поддержки — ввести надбавки из бюджета, как во времена СССР? Какие еще меры поддержки могли бы удержать или даже привлечь людей?

— Что человеку необходимо? Ему надо прилично платить, причем больше, чем в других регионах России. Дальневосточные коэффициенты должны быть возвращены. Если мы говорим о решении проблем демографии, то стоит задуматься и о создании дальневосточного капитала по аналогии с материнским. Для решения жилищных вопросов необходимо запустить механизм доступной ипотеки. Чтобы человек не чувствовал себя здесь временщиком, у него должно быть доступное медицинское обслуживание, качественное образование.

— Вы могли бы назвать основные цели, которых хотелось бы достичь при развитии Дальнего Востока?

— Сегодня Дальний Восток отстает в своем развитии из-за несбалансированности усилий всех уровней власти. Мы отмечаем отсутствие целевых индикаторов развития, недостаточный уровень финансирования, несопоставимо высокий уровень затрат, упрощенную структуру экономики, низкий уровень конкурентоспособности. Думая о будущем, мы планируем обеспечить региону опережающее по сравнению со среднероссийскими темпами социально-экономическое развитие. По нашим подсчетам, прирост ВРП Дальневосточного федерального округа должен составлять не менее 8–10 процентов в год. Это даст импульс развитию всей национальной экономики.

Справка «Бюджета»

Виктор Иванович ИШАЕВ

Родился 16 апреля 1948 г. в с. Сергеевка Анжеро-Судженского района Кемеровской области.

Трудовую деятельность начал в 1964 г. на Хабаровском судостроительном заводе, где прошел путь от судосборщика до заместителя директора.

В 1988–1990 гг. — директор Хабаровского завода алюминиевых конструкций.

В 1990–1991 гг. — первый заместитель председателя Хабаровского краевого исполнительного комитета — начальник главного планово-экономического управления.

В 1991–2009 гг. — глава администрации, затем губернатор

Хабаровского края.

В 2009–2012 гг. — полномочный представитель Президента РФ в ДФО.

21 мая 2012 г. назначен министром РФ по развитию Дальнего Востока — полномочным представителем Президента РФ в ДФО.

Действительный государственный советник РФ 1-го класса.

Академик РАН, доктор экономических наук, профессор. Действительный член ряда российских и международных академий.

Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней, орденом Почета, орденом Трудовой Славы III степени, медалями.

Женат. Имеет сына и дочь.

Простого увеличения финансирования недостаточно

суббота
Марина Анатольевна СУББОТА, заместитель председателя правительства Камчатского края

Для более динамичного развития Дальнего Востока и Камчатского края, в частности, необходимо использовать проектный принцип комплексного развития. Камчатский край имеет ряд особенностей, которые выделяют регион из числа субъектов Дальневосточного федерального округа. К ним можно отнести:

  • оторванность от материка;
  • определенную обособленность региона и невозможность реализации межрегиональных проектов;
  • неразвитость транспортной инфраструктуры, в том числе отсутствие железнодорожного сообщения;
  • высокую сейсмичность и необходимость сейсмобезопасного строительства.

Участие федерального центра в реализации мероприятий в рамках различных федеральных программ не обеспечивает комплексного подхода и не учитывает необходимых особых условий для развития региона. Вместе с тем край располагает значительным природным потенциалом, позволяющим развивать горнодобывающую, строительную, рыбную промышленность, сельское хозяйство, туризм и другие отрасли.

Для раскрытия потенциала Дальнего Востока России необходимо решить проблемы прежде всего инфраструктурного характера. Важный вопрос — снижение транспортных тарифов. Здесь следует законодательно ограничить деятельность субъектов естественных монополий в транспортных терминалах и морских портах (госрегулирование которых осуществляется ФСТ России) в создании посреднических организаций, сдаче в аренду инженерно-транспортной и логистической инфраструктуры портов, железнодорожных терминалов. В целях оптимизации структуры генерации электро­энергии необходимо осуществить модернизацию изолированных энергоузлов на базе использования малой гидроэнергетики, ветро- и геотермальной энергетики, месторождений угля. Диверсификацию экономики возможно обеспечить реализацией комплекса инвестиционных проектов по глубокой переработке сырьевых ресурсов.

Простого увеличения бюджетного финансирования для динамичного развития Дальнего Востока недостаточно. Необходимо создать особые условия реализации инвестиционных проектов с льготным налогообложением и специальным таможенным режимом. Для закрепления населения и привлечения квалифицированной рабочей силы в регион также необходимо создать действенный механизм экономических преференций и льгот для населения. Это увеличение размеров дальневосточных надбавок с выплатой их из федерального бюджета; повышение реальных и номинальных доходов в размерах, превышающих российский уровень не менее чем в 1,5 раза; расширение перечня льготных полетов и льгот в рамках социального пакета.

Чтобы увеличить доходную часть бюджетов субъектов Дальнего Востока, важно вернуть федеральные правовые нормы, согласно которым для осуществления прибрежного и морского рыболовства квоты, доли, лимиты на вылов водных биологических ресурсов во внутренних и морских водах РФ, рыбопромысловые участки закрепляются исключительно за предприятиями, зарегистрированными в соответствующем субъекте. Только такой подход обеспечит реализацию принципов ст. 9 Конституции РФ в части использования природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эффективное хозяйственное использование природно-ресурсного потенциала региона наряду с развитием базовых отраслей инфраструктуры будет способствовать росту инвестиционной привлекательности Дальнего Востока и реальному привлечению инвестиций в экономику региона.

Нужен специальный федеральный закон

кондратьева
Валентина Ильинична КОНДРАТЬЕВА, и. о. министра экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия)

Текущее состояние и темпы развития Дальнего Востока во многом не соответствуют потенциалу и значению региона. Поступательный рост при реализации крупных проектов сдерживается объективными природно-климатическими условиями, труднодоступностью территории, неразвитостью транспортной и энергетической инфраструктуры, миграционным оттоком.

Несмотря на принятые документы стратегического планирования в отношении развития территорий Дальнего Востока, в настоящее время еще не разработана законодательная база и не начали работать финансовые механизмы для развития дальневосточных территорий. В перспективе от роста промышленности в значительной степени будет зависеть повышение уровня экономического развития востока страны. В связи с этим в промышленной политике к выбору приоритетов и мер государственного воздействия необходимо проявить особое внимание. Кардинальное повышение эффективности экономики восточных регионов России возможно за счет опережающего развития перерабатывающих и обрабатывающих производств, транспортной и энергетической инфраструктуры, внедрения новых технологий и методов организации производства, уже опробованных в странах-соседях.

Для преодоления инфраструктурных ограничений необходимо развитие важнейших евро-азиатских транспортных коридоров, а именно Транссибирской магистрали, Северного морского пути. Также большую роль играет расширение пропускной возможности БАМа, строительство автодорог, мостов и пионерных железных дорог к перспективным месторождениям на основе государственно-частного партнерства.

Учитывая такое положение дел, целесообразно разработать федеральный закон о развитии Дальнего Востока и Байкальского региона, основными задачами которого должно стать создание особых условий хозяйственной деятельности на данных территориях в ценовой, тарифной, таможенной, налоговой, бюджетной, экологической и социальной политике. В рамках закона необходимо обеспечить благоприятные условия реализации приоритетных инвестиционных проектов, в том числе путем установления ряда налоговых преференций для организаций, осуществляющих их, по аналогии со льготным режимом налогообложения, предусмотренным для резидентов инновационного центра «Сколково». То есть полностью освободить данные предприятия от уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество и земельного налога до достижения определенных финансовых результатов.

С целью поддержки вновь создаваемых производств считаем целесообразным проанализировать вопрос об освобождении их от уплаты налогов на этапе становления. Налоговые преференции также можно предусмотреть для компаний, вкладывающих значительные средства в развитие своего производства, при условии, что их суммарные налоговые платежи не опустятся ниже уровня предыдущего года. Для привлечения и закрепления высококвалифицированных трудовых ресурсов необходимы дополнительные государственные гарантии.

Поделиться