25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 6985 Материалы по теме
Дальний Восток: стратегия диверсифицированного роста

фурщик
Проблемы Дальнего Востока гораздо глубже, чем принято считать. Именно поэтому в последние годы их не получается решить простыми денежными вливаниями. Моисей Александрович ФУРЩИК, управляющий партнер компании ФОК (Финансовый и организационный консалтинг), руководитель экспертного совета Комитета РСПП по промышленной политике, естественным монополиям и тарифам, кандидат экономических наук

Мифы и реальность

Обычно считается, что главная проблема Дальнего Востока — слабая активность по освоению богатейших природных ресурсов региона. Однако это не совсем так. Ресурсы постепенно осваиваются, регулярно запускаются новые месторождения, и увеличиваются объемы добычи на уже действующих. В результате для обслуживания грузовых потоков уже не хватает ни провозной способности БАМа, ни увеличившихся в последнее время портовых мощностей.

Другое распространенное заблуждение касается того, что люди уезжают из региона из-за низкого уровня жизни. В действительности уровень жизни на Дальнем Востоке далеко не самый низкий в России. Например, по уровню автомобилизации (то есть по числу автомобилей на тысячу человек) Сахалинская область, Приморский и Камчатский края входят в число российских лидеров, незначительно уступая только Москве, Санкт-Петербургу, Московской и Калининградской областям. Ситуацию с обеспеченностью жильем тоже можно назвать приемлемой. Жилая площадь в расчете на одного жителя во многих дальневосточных городах больше, чем в Москве.

Еще одним преувеличением является тезис о массовом нашествии жителей Китая на российский Дальний Восток. На самом деле китайцы не очень стремятся переезжать в Россию ввиду непривлекательных для них климатических условий. Кроме того, быстрый экономический рост в Китае создает дополнительные стимулы оставаться на родине. Поэтому сейчас китайцев на российском Дальнем Востоке не так много, как, зачастую думают, в Центральной России. Другое дело, что интерес к экономической экспансии с их стороны довольно существен, хотя в большей степени ограничивается сырьевой сферой, строительством и торговлей.

Что действительно следует считать проблемой, так это то, что жизнь в регионе представляется российским гражданам бесперспективной, непрестижной, а часто и временной. Потерян драйв, который присутствовал в ходе освоения территории Российской империей и во времена СССР. Иначе говоря, жизнь стала «тоскливой». И эту ситуацию не переломит ввод в строй нескольких новых крупных месторождений. Между тем справиться с таким настроем крайне важно. Без этого невозможно закрепление населения и интенсивное развитие территории.

Что же делает жизнь на Дальнем Востоке непривлекательной? Запросы людей в последнее время стали сложнее, поэтому и причин — целый перечень, причем связаны они далеко не только с финансами.

Низкая транспортная доступность. Проблема усугубилась из-за развала системы внутрирегиональных авиа­перевозок, а также водного пассажирского транспорта. И тут дело не только в стоимости билетов, но и в малой разветвленности маршрутной сети и недостаточной частоте рейсов.

Информационный отрыв от Центральной России. Региональная тематика мало присутствует в федеральных новостях, а информация из центра становится все менее интересна населению на востоке России. В результате у людей возникает ощущение, что их бросили на произвол судьбы.

Относительно слабое высшее образование, что способствует оттоку лучшей молодежи.

Мало возможностей для отдыха и развлечений. Полеты в отпуск раз в год не решают эту проблему. Все чаще, причем не только в отпуск, но и на выходные, жители приграничных регионов едут отдыхать в Китай. Адекватной альтернативы нет даже в таких крупных городах, как Хабаровск и Благовещенск.

Недостаток качественной пищи. Уже на протяжении нескольких лет во многих регионах доминирует китайская продукция, вызывающая существенные нарекания у населения («резиновые овощи» и т. п.). При этом в советские времена уровень самообеспечения Дальнего Востока по основным видам продуктов питания был гораздо выше.

Централизация управления крупными компаниями. В последнее время усилилась тенденция, в соответствии с которой все решения в крупных компаниях принимаются в Москве. Туда переводят центральные офисы даже те, у кого весь реальный бизнес сконцентрирован на Дальнем Востоке. Поэтому люди не видят серьезных карьерных перспектив для роста внутри дальневосточных подразделений. Часто присутствует ощущение, что они нужны лишь для технического обслуживания интересов московских и иностранных компаний, выкачивающих ресурсы из региона («винтики» в чужой машине).

Суровый климат в ряде регионов Дальнего Востока. В то же время основная часть нынешнего населения уже вполне привыкла к этому и не рассматривает климатический фактор в качестве решающего.

Относительно высокие цены на большинство товаров и услуг.

В сфере экономики основной проблемой является недостаток качественных рабочих мест из-за малого числа современных предприятий. Сам по себе запуск даже гигантских месторождений и инфраструктурных строек не решит эту проблему. Во-первых, такие производства не создают большого числа рабочих мест. Во-вторых, на этапе строительства основная часть работников неизбежно окажется вовсе не российскими гражданами. Массовому созданию современных производств мешают следующие проблемы.

Объективно высокая себестоимость продукции (прежде всего благодаря затратам на энергоресурсы зарплаты и транспортные расходы). Этот фактор оказывается особенно важным в связи с близостью Китая.

Недостаток современных и качественно проработанных проектов. Практически во все программы развития Дальнего Востока включается примерно одинаковый набор устаревших проектов, не реализованных еще с советских времен.

Слишком маленький местный рынок для крупных российских и иностранных инвесторов, что усугубляется большими расстояниями.

Низкая эффективность освоения бюджетных средств, что не позволяет быстро и за разумные деньги строить инфраструктуру, необходимую для новых производств.

Нехватка кадров для инновационного развития во многих отраслях.

Тотальная монополизация региональных рынков. Новым участникам сложно войти на местные рынки, а поставщики товаров и услуг обозначают потенциальным инвесторам слишком высокие цены на сырье и комплектующие, пользуясь своим почти монопольным положением.

Отнесение значительной части территорий, привлекательных для создания новых производств, к землям Минобороны, которое очень неохотно с ними расстается.

Перспективные направления развития

Решая вышеперечисленные проблемы, необходимо стремиться к формированию в регионе среды, привлекательной как для инвестиций, так и для жизни людей. А это возможно, только если экономический рост в регионе будет диверсифицированным, а не чисто сырьевым. Причем совсем не обязательно в нем должна доминировать инновационная составляющая. Главное — разумное разнообразие возможностей, технологичность и ориентация на реальные потребности местного населения и стран АТР.

Не следует концентрироваться только на гигантских инфраструктурных и сырьевых проектах. Прежде всего необходимо содействовать запуску большого числа средних по размеру инвестиционных проектов потребительской направленности, например, в следующих секторах.

Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в состоянии в значительной степени обеспечить себя качественной продукцией, а также радикально нарастить экспорт. Здесь есть огромные земельные резервы, а климат в южной части региона вполне подходит для ведения сельского хозяйства.

Еще в советские времена на Дальнем Востоке успешно развивались тепличные хозяйства, но теперь этот сектор нужно возрождать на новой технической базе. Многообещающее направление — выращивание и переработка сои. Есть большой потенциал в увеличении мощностей по глубокой переработке рыбы, а также по развитию аквакультуры. Климат большинства регионов позволяет производить свинину и курятину. Перспективы есть и у экспорта российской кондитерской продукции в Китай.

Туризм. На Дальнем Востоке имеются хорошие перспективы в сфере горнолыжного, оздоровительного, познавательного и круизного туризма (прежде всего на Камчатке и в зоне Амура). О потенциале этой отрасли говорят давно и много, но реального развития почти не происходит. Дальневосточные регионы могут резко активизировать инвестиционный процесс, если будут активно включаться в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011–2018 годы)», ориентированную на создание отраслевых кластеров. Кроме того, перспективным видится путь создания на Дальнем Востоке федеральными структурами аналога ОАО «Курорты Северного Кавказа».

Деревообработка. Очень актуально создание на Дальнем Востоке современных производств по глубокой переработке леса (вплоть до мебели и домостроительных комплектов). Конечно, во многих регионах существует проблема невысокого качества сырьевой базы, однако и под такой ресурс вполне реально создавать технологичные производства (например, по выпуску палет).

Новой крупной отраслью на Дальнем Востоке и в Забайкалье может стать металлургия, особенно вблизи крупных и перспективных источников электроэнергии. Сейчас здесь действуют лишь разрозненные и не очень большие металлургические предприятия. Но для этого потребуются значительные вложения в инфраструктуру и, возможно, предоставление государственных гарантий по кредитам на реализацию крупных проектов.

В части инфраструктуры наиболее актуальными представляются усилия по развитию транспорта. А для этого прежде всего необходимо разработать подробную перспективную транспортную схему региона. В ходе такой работы потребуется провести серьезный анализ грузо- и пассажиропотоков, сформировать оптимальные маршрутные сети, определить потребности в создании (реконструкции) инфраструктурных объектов. Старые наработки уже потеряли актуальность. Кроме того, потребуются специальные расчеты для определения эффективных направлений и объемов субсидирования пассажирских перевозок. При этом перспективы промышленного развития Дальнего Востока будут сильно зависеть от возможности снижения для региона железнодорожных тарифов (особенно в части несырьевых и нетранзитных грузоперевозок).

Огромный потенциал в части активизации инвестиционной деятельности имеет использование механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). Причем это касается как инфраструктурных, так и промышленных проектов. И здесь большое значение будет иметь качество предварительной проработки проектов. Кроме того, регионы должны содействовать созданию привлекательных условий для инвесторов: обеспечивать формирование необходимых земельных участков, брать на себя обязательства по строительству внешней инфраструктуры, предоставлять налоговые льготы, пониженные арендные ставки и т. д. Отдельно стоит упомянуть целесообразность передачи в концессию многих существующих инфраструктурных систем (прежде всего аэропортов и водоканалов крупных городов).

Говоря об инновациях, необходимо быть реалистами. Пока российский Дальний Восток имеет относительно малый потенциал в этой сфере. Но это не значит, что заниматься инновационной тематикой здесь бесперспективно. Просто цели и усилия должны соответствовать ситуации.

Для постепенного увеличения инновационного потенциала целесообразно создание в регионах технопарков и венчурных фондов, что потребует и бюджетного финансирования. Кроме того, на федеральном уровне стоит простимулировать подготовку специальных соглашений между крупнейшими российскими технологичными корпорациями («Ростехнологии», ОАК, ОСК, «РОСНАНО» и т. д.) и дальневосточными регионами. В рамках таких соглашений можно определить комплекс мероприятий по созданию новых производств, в том числе в формате совместных предприятий с ведущими иностранными корпорациями. В идеале было бы желательно, чтобы Минэкономразвития России провело для Дальнего Востока отдельный конкурс по созданию инновационных территориальных кластеров.

Еще один вопрос, имеющий крайне важное для долгосрочных перспектив развития Дальнего Востока значение, — это разработка и запуск проектов формирования агломераций, что позволит создать на Дальнем Востоке привлекательные центры концентрации населения. Агломерационные проекты должны получить дополнительное федеральное финансирование на развитие инфраструктуры, создание крупных культурных и спортивных объектов, стимулирование малоэтажного строительства. Основные кандидаты на роль таких центров — Владивосток, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский.

В части международного сотрудничества хотелось бы отметить целесо­образность усиления акцента на привлечение японских, корейских и американских инвесторов с целью балансировки неизбежно возрастающего влияния Китая.

Параллельно работе в инвестиционной сфере должна быть запущена масштабная программа создания и продвижения бренда территории, реализация которой поможет устранить негативные эффекты от восприятия региона как «далекой, отсталой окраины России» и придать Дальнему Востоку новый современный облик. Такая программа должна радикально отличаться от подобных программ других российских территорий значительной ориентацией не на внешнего, а на внутреннего потребителя.

При этом необходима организация плотной работы с федеральными СМИ над полноценным включением региона в общую новостную повестку. Для решения такой задачи потребуется постоянное создание качественных информационных поводов и их продвижение в журналистской среде. Возможно, координацию такой системной имиджевой работы могло бы взять на себя Министерство РФ по развитию Дальнего Востока.

В целом же крайне важно широкое вовлечение местного населения в решение проблем региона, создание ощущения общего дела. Должны быть сформулированы четкие и понятные людям целевые показатели по крайней мере на десять лет и запущена их активная пропаганда. Только в случае реальной и широкой поддержки местным населением предпринимаемых властями инициатив возможно ускоренное возрождение российского Дальнего Востока.

Три отрицательных фактора

дедюшко
Марина Владимировна ДЕДЮШКО, заместитель председателя правительства — министр экономического развития Амурской области

Обладая явными конкурентными преимуществами, Дальний Восток не получил достойного развития и остается малоосвоенной территорией с низким уровнем экономической концентрации. Можно выделить несколько основных факторов, ограничивающих устойчивое развитие востока страны, и первый из них — инфраструктурный.

Экономическая конкурентоспособность региона определяется прежде всего наличием эффективно функционирующей транспортной, энергетической, социальной, ком­муникативной, жилищно-коммунальной, таможенной, пограничной инфраструктуры. Создание инфраструктурного каркаса сделает Дальний Восток доступным для населения и бизнеса. Это не только необходимое условие развития новых производств, но и мощный мультипликатор развития всего региона. Дальний Восток должен стать близким к остальной России.

Второе ограничение связано со стоимостью инфраструктурных услуг. Дальний Восток сегодня — это высокие транспортные, энергетические и коммунальные тарифы, формирующие высокий уровень издержек производства, а значит, и пониженную конкурентоспособность выпускаемой продукции. Для повышения конкурентоспособности дальневосточных регионов необходимы специальные железнодорожные тарифы на перевозку произведенной продукции как внутри страны, так и за ее пределы. Учитывая, что Дальневосточный регион является энергоизбыточным, необходимо внедрение прямых долгосрочных договоров покупки электрической энергии по фиксированным ценам между генерацией и вновь созданными потребителями, а также снижение энерготарифа для предприятий малого и среднего бизнеса. Для создания благоприятного инвестиционного климата территория Дальнего Востока и Байкальского региона должна быть наделена особым статусом с льготным налогообложением для всех вновь созданных производственных мощностей в части установления налоговых каникул на первые десять лет работы.

Третье ограничение — нехватка квалифицированных кадров и их миграция вследствие низкого уровня качества жизни по сравнению с центральной частью России. Сегодня необходимо направлять государственные инвестиции в строительство детских садов и школ, спортивных сооружений, объектов культуры и искусства, социального жилья. Эти задачи и должна решить разрабатываемая в настоящее время федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».

Особые условия для бюджетов и экономики

карпенко
Сергей Александрович КАРПЕНКО, министр экономического развития Сахалинской области

Несмотря на то что на федеральном уровне ведется работа по развитию транспортной и энергетической инфраструктуры на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, требуется принятие дополнительных решений и создание особых условий для регионов ДФО. Для повышения конкурентоспособности продукции дальневосточных предприятий на внутреннем и внешнем рынках следует:

отменить таможенные пошлины для предприятий и организаций, находящихся на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, на экспорт продукции глубокой переработки с высокой долей добавленной стоимости и на импорт технологического оборудования, не имеющего аналогов в России;

разработать и внедрить механизм снижения затрат для предприятий и организаций Дальнего Востока и Байкальского региона на транспортировку железнодорожным и морским транспортом наиболее важных видов грузов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и конкурентоспособность экономики Дальнего Востока и Байкальского региона, из других регионов России и обратно;

разработать и применять систему субсидирования процентных ставок по кредитам, направляемым на развитие обрабатывающих производств предприятиям и организациям на территории Дальнего Востока и Байкальского региона за счет средств федерального бюджета.

С целью обеспечения энергетической безопасности России на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе и создания равных с центральной частью страны условий для предприятий и населения необходимо сформировать единую энергетическую систему Дальнего Востока с созданием межсистемных связей с объединенной энергосистемой Сибири, обеспечить ее эффективное функционирование. Реализация Восточной газовой программы также позволит вывести на качественно новый уровень экономику и условия жизни людей.

Развивая транспортную и логистическую инфраструктуру, необходимо модернизировать существующие и построить новые специализированные порты, способные обеспечить переработку грузов в соответствии с международными стандартами, осуществить мероприятия по повышению конкурентоспособности действующих и созданию новых международных транзитных коридоров. Учитывая большое значение авиационного транспорта для обеспечения жизнедеятельности Дальнего Востока и Байкальского региона, пора модернизировать аэропортовое хозяйство.

Что касается создания особых экономических зон на Дальнем Востоке, то в целях повышения самообеспеченности консолидированных бюджетов субъектов РФ необходимо применить по отношению к ним особые условия бюджетной политики, в том числе перераспределить в бюджеты субъектов часть налоговых платежей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, обеспечить компенсацию выпадающих доходов из федерального бюджета.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно