25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 5163 Материалы по теме
В марте на очередном заседании Координационного совета правоохранительных органов, которое прошло в областной прокуратуре, состоялся весьма важный, на мой взгляд, разговор относительно взаимодействия Контрольно-ревизионного управления с правоохранительными органами. Речь шла об особенностях организации, проведения и реализации материалов финансовых ревизий (проверок) в Волгоградской области. В заседании приняли участие — руководители областной прокуратуры, УВД и РОВД, ФСБ, юстиции, суда и таможни Волгоградской области.
Столь представительному разговору предшествовал не один месяц подготовительной работы. В итоге была принята «Программа мероприятий по повышению эффективности совместных действий Контрольно-ревизионного управления МФ РФ в Волгоградской области и правоохранительных органов области по профилактике, предупреждению нарушений в использовании средств федерального бюджета».
Не стану скрывать, что до этого времени возбужденные по результатам ревизий и проверок КРУ уголовные дела не всегда велись добросовестно. Материалы, случалось, оседали в следственных органах. А нередко уголовные дела и вовсе закрывались, если они затрагивали чьи-то особые интересы. При этом в КРУ даже не поступали копии судебных постановлений о прекращении дела. О причинах такого решения нам оставалось, зачастую, только гадать.
Бывало и так, что оперативные работники в милиции, когда у них возникало подозрение относительно законности финансовых действий какой-либо структуры, первыми «бросали в прорыв» наших сотрудников — в надежде, что после проверки КРУ, может быть, и по их части что-нибудь отыщется.
От такого рода «сотрудничества» приходилось даже отказываться, поскольку я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Если есть подозрения — значит надо совместно вести работу, а не эксплуатировать труд работников другого ведомства, со стороны наблюдая: а не отыщется ли там что-нибудь и по нашей линии?
Существует приказ о взаимодействии Минфина, ФСБ, МВД и прокуратуры. Раз так, почему бы представителям этих ведомств не поучаствовать в совместной работе в Координационном совете правоохранительных органов в областях? Парадоксально, но факт: руководитель КРУ не входит в число членов Координационного совета. И проблема эта актуальна для всей России. Будь по-другому — уверен, меньше закрывалось бы уголовных дел, заведенных по результатам проверок КРУ. А значит больше финансовых средств возвращалось бы в госбюджет.
Надеюсь, что принятая в марте в Волгоградской области программа совместных действий поможет существенно изменить ситуацию. Так, программой предусматривается, например, своевременная передача материалов ревизий (проверок), проведенных КРУ Минфина РФ в Волгоградской области, правоохранительным органам по фактам нарушений, связанных с использованием средств федерального бюджета. Оговорено также своевременное рассмотрение материалов ревизий, связанных с использованием средств федерального бюджета, и принятие мер по возмещению средств федерального бюджета. Чрезвычайно важно и то, что отныне в практику вводится предоставление правоохранительными органами в КРУ копий постановлений об отказе в возбуждении и прекращении уголовных дел по переданным материалам ревизий и проверок. В свою очередь, КРУ при необходимости будет направлять в прокуратуру области эти постановления правоохранительных органов об отказе в возбуждении уголовных дел или их прекращении для определения обоснованности такого решения. Органам прокуратуры программой совместных действий предписывается предъявление гражданских исков о возмещении ущерба.
Есть в программе еще один важный для нас пункт: отныне предусматривается участие областного руководителя Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ в работе Координационного совета правоохранительных органов Волгоградской области в тех случаях, когда рассматриваются вопросы укрепления законности в сфере экономики, а также финансовой, бюджетной и валютной политики.
Уверен, реализация программы совместных действий позволит в еще большей степени, с большей эффективностью использовать огромный потенциал КРУ. Судите сами: в нашей организации работают 120 человек. Все они высококлассные специалисты, достойно представляющие мощную федеральную структуру государственного контроля. Активное подключение наших сотрудников к совместным проверкам и ревизиям на разных уровнях позволит вести работу более объективно и эффективно.
Деятельность КРУ в последние годы становится все более актуальной. В нашей повседневной работе появляются новые аспекты. А значит нужно совершенствовать квалификацию, поспевать за требованиями времени. Если у работников с большим стажем опыт, который они приобрели, помогает быстрее ориентироваться и в новых условиях, то для молодежи, приходящей в КРУ, все обстоит гораздо сложнее. Остро не хватает методологической литературы, где излагались бы тонкости нашего дела, комментировались различные ситуации. У работника с большим опытом инструкция, что называется, всегда в голове. На памяти множество нюансов, с которыми приходилось сталкиваться. Вот мы и решили обобщить имеющийся у наших сотрудников профессиональный опыт и издать методологические пособия, которые помогли бы молодым сотрудникам повысить квалификацию, получить нужный совет и комментарий в нужное время. Для этого я обязал своих сотрудников вести в ходе проверок аналитические записки: как прошла ревизия, что упустили и по какой причине, какие были приняты меры. Затем эти записки тщательно анализируются, обобщается опыт лучших, досконально разбираются допущенные ошибки, чтобы впредь коллеги их не повторяли. Это касается и начальников отделов — таким образом осуществляется двойная подстраховка в деятельности наших ревизоров. А главное, все эти наработки станут основой методических пособий, которые мы намерены издать у себя. Без сомнения они окажутся весьма полезными как начинающим ревизорам, так и работникам со стажем. Не будем забывать простую истину: век живи — век учись. От ошибок никто не застрахован. Вот мы и решили создать обширную учебно-методологическую базу — своего рода «шпаргалки» по различным аспектам ревизионной работы.
В этом же ряду стоит и работа с персоналом, которой мы уделяем особое внимание. (Видимо, сказывается мое педагогическое образование.) Для этого я освободил от рутинной работы руководителей отделов, которые еще недавно ходили на ревизии как рядовые контролеры. Теперь у них больше времени для того, чтобы заниматься кадрами, повышением квалификации своих подчиненных.
Уверен, решая в комплексе все эти задачи, мы сможем значительно поднять качество ревизий и проверок, сделать их еще более результативными.

Справка «Бюджета»
БИРЮКОВ Петр Аристархович, родился в 1946 г. в рабочем поселке Чернышково Волгоградской области. В 1972 г. окончил Волгоградский пединститут (отделение истории). Работал директором школы, впоследствии был избран первым секретарем райкома комсомола в Волгоградской области. С 1974 г. — в органах госбезопасности, был заместителем начальника управления ФСБ в Волгоградской области. С июля 2002 г. — руководитель КРУ Минфина РФ в Волгоградской области; кандидат экономических наук.
Женат, имеет двух дочерей. Свободное время отдает увлечению охотой.

Журнал «Бюджет» апрель-май 2003 г.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно