25 апреля 2024 года
Версия для печати 5260 Материалы по теме
«Университет должен решать стратегические задачи»

аксенов
В современной России трудно переоценить значение образования и подготовки квалифицированных кадров. Особенно это актуально для дальневосточного региона, где остро стоит проблема кадрового голода. Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) является одним из крупнейших вузов нашей страны. О работе университета, его роли в развитии дальневосточного региона рассказал проректор по стратегическому развитию ДВФУ Андрей Анатольевич АКСЕНОВ.

— Андрей Анатольевич, в 2010 году был изменен государственно-правовой статус вашего университета, в результате чего он стал называться Дальневосточным федеральным университетом. Что дала эта реорганизация? Что принципиально изменилось в работе университета? Какие открылись возможности?

— Сегодня ДВФУ — это гораздо больше, чем сумма вошедших в его состав четырех вузов (Дальневосточный гос­университет, Дальневосточный государственный технический университет, Тихоокеанский государственный экономический университет и Уссурийский государственный педагогический институт), это уже новое учебное заведение с уникальными образовательными программами и заново выстроенной структурой. Придание вузу федерального статуса свидетельствует о том, что университет должен решать стратегические для страны задачи и готовить кадры для новой экономики России. Без преувеличения все аспекты деятельности отдельных вузов, вошедших в состав ДВФУ, претерпели изменения: консолидированы финансовые и человеческие ресурсы, учебный процесс выстроен в соответствии с уникальной для России и принятой во всем мире практикой, доказавшей свою эффективность. Теперь вуз располагает современной инфраструктурой и оборудованием, необходимыми для развития науки и повышения качества образования. В нашем распоряжении уникальный для России по своему масштабу и технологическому оснащению университетский кампус на острове Русский. Эти особенности дают ДВФУ серьезные преимущества перед другими университетами.

В настоящий момент ДВФУ — это девять школ, 115 кафедр, мощный профессорско-преподавательский состав, насчитывающий более 3,3 тысячи человек, порядка 53 тысяч студентов. Вуз действует в соответствии с программой развития, утвержденной Правительством РФ, где определены приоритетные направления развития университета: ресурсы мирового океана, энергоресурсы и энергосберегающие технологии, индустрия наносистем и наноматериалов, транспортно-логистический комплекс, биомедицинские технологии, экономическое, технологическое и культурное взаимодействие РФ со странами АТР.

Очевидно, что одна из приоритетных задач ДВФУ — интеграция в международное научное и образовательное пространство, развитие сетевого взаимодействия университетов АТР, что особенно важно на фоне динамично развивающихся соседей России в этом регионе. Благодаря тому что у вузов, вошедших в состав ДВФУ, был накоплен значительный опыт международной деятельности, сейчас у Дальневосточного федерального университета большое количество партнерских договоров с ведущими зарубежными университетами.

Однако за последние два года ДВФУ добился значительных успехов в интернационализации образования. Сегодня у нас обучается тысяча иностранных граждан, работает более 70 иностранных преподавателей и ученых, в 2012 году более 150 преподавателей в течение семестра прошли профессиональные стажировки в ведущих университетах АТР. Но мы видим и новые возможности для развития процессов международной интеграции. Так, мы намерены усовершенствовать систему приглашения в ДВФУ иностранных преподавателей и ученых, сконцентрировать усилия на позиционировании ДВФУ в международных рейтингах университетов. Была разработана программа, в соответствии с которой ДВФУ должен войти в тор-300 рейтинга QS (см. врез «Рейтинг QS». — Прим. ред.) уже к 2015 году. За прошедший год нам уже многое удалось сделать для этого: увеличилось число иностранных студентов, преподавателей и исследователей, количество публикаций ученых ДВФУ в рейтинговых изданиях SCOPUS и Web of Science. Также мы считаем необходимым сконцентрировать наши усилия на международной аккредитации образовательных программ.

— Расскажите о роли университета в осуществлении государственной политики развития Дальнего Востока. В частности, о решении проблемы кадрового голода в регионе.

— Федеральный центр в последнее время действительно уделяет огромное внимание Дальнему Востоку — и не только в связи с прошедшим саммитом АТЭС. Сегодня во всем регионе активно реализуются крупные инвестиционные проекты в нефтегазовой отрасли, в области берегового строительства, судостроения, логистики, транспорта. Подобный потенциал привлекает людей, так как его реализация видна в близкой перспективе. В то же время осуществление этих проектов требует высококвалифицированных специалистов.

Если вернуться к программе развития университета, то главные приоритеты подготовки кадров соответствуют современным реалиям: энергетика, нанотехнологии, биомедицина, ресурсы мирового океана, всестороннее взаимодействие стран АТР, ресурсы университета сконцентрированы в первую очередь на подготовке специалистов для тех отраслей, которые сейчас активно развиваются в регионе. Если же говорить о трудоустройстве молодежи, то здесь мы действуем в рамках уже сложившегося партнерства ДВФУ и различных крупных корпораций и организаций, заинтересованных в квалифицированных специалистах, отвечающих их требованиям.

— Вы назвали главные приоритеты вуза в подготовке кадров. Специалисты в данных сферах востребованы сейчас в дальневосточном регионе? Будут ли они востребованы в ближайшей перспективе?

— Размышляя о востребованности специалистов и прогнозах, необходимо учитывать обозначенные на уровне государства приоритеты, которые важны для экономики страны не только сегодня, но и будут актуальны в ближайшие годы. К ним относятся обеспечение транспортной доступности между Востоком и Западом, рациональное использование природных ресурсов, национальная безопасность, развитие наукоемких технологий в области энергосбережения, здравоохранения. Соответственно специалисты прежде всего в этих отраслях будут востребованы в ближайшие годы.

Сегодня в приоритете у старшеклассников по-прежнему остаются экономические и гуманитарные программы. На примере ДВФУ наибольшим спросом у вчерашних школьников пользуются специальности «государственное и муниципальное управление», «нефтегазовое дело», «международные отношения», «реклама и связи с общественностью». По ряду из них конкурс во время приемной кампании 2012 года доходил до 20–35 человек на место. Однако мне приятно отметить и возросший интерес к специальностям Инженерной школы ДВФУ, таким как «архитектура», «землеустройство и кадастры», «инфокоммуникационные технологии и системы связи». Количество желающих обу­чаться по этим направлениям возросло до десяти человек на место. То есть молодежь все же стала больше интересоваться высокотехнологичными сферами, что приятно.

— Помимо подготовки квалифицированных кадров необходимо обеспечить условия, при которых они не захотят покидать регион. Как вы считаете, что необходимо сделать, чтобы удержать профессионалов высокого уровня?

— Преодоление негативного миграционного тренда — одна из задач, которые ДВФУ, на мой взгляд, под силу решить. Университет как крупный образовательный центр на Дальнем Востоке выступает одним из механизмов не только удержания, но и привлечения молодежи в регион. Например, в этом году к нам приехали молодые люди из 45 регионов России, включая Москву и Санкт-Петербург, причем это «высокобалльники» — те, кто с самого начала решил, что хочет учиться в ДВФУ.

На мой взгляд, качественное образование как один из элементов успешной и комфортной жизни уже само по себе может привлекать людей. Однако если говорить об «удержании» уже готовых специалистов, то могу заметить, что выпускники ДВФУ могут реализовывать себя как в рамках инвестиционных проектов на территории Дальнего Востока и России, коих сейчас действительно много, так и за рубежом, особенно в странах АТР, причем это могут быть совместные предприятия российских и зарубежных компаний.

— Расскажите подробнее о планах взаимодействия университета с администрациями краев и областей Дальнего Востока, в частности о разработке Программы социально-экономического развития Приморского края.

— Возможности для работы обширны. Интерес к социально-экономическому развитию востока России у высшего руководства страны не ослабевает. Перед макрорегионом ставятся новые задачи. Создано специальное министерство по развитию Дальнего Востока, реализуется крупнейший в истории России инновационный проект — строительство космодрома в Амурской области, запущен и развивается крупнейший агломерационный проект «Владивосток как центр международного сотрудничества в АТР», продолжается новая индустриализация Дальнего Востока, реализуется множество других проектов. Все это, с одной стороны, является для университета новыми площадками для прикладных и фундаментальных исследований, а с другой — требует специалистов, которых готов вырастить ДВФУ. Поэтому в университете заключаются договоры, устанавливаются связи с администрациями краев и областей ДФО и Забайкалья, организуется взаимодействие с крупнейшими компаниями, которые рассматривают Дальний Восток как место приложения усилий и новую территорию для развития.

Администрацией Приморского края в мае 2012 года был объявлен конкурс на проведение НИР по разработке Программы социально-экономического развития региона на 2012–2017 годы. В результате на конкурс было подано две заявки — одна из них от ДВФУ, который и оказался победителем. Причем победа была достигнута за счет высокого качества заявки, более детального плана решения задачи. В работах над проектом задействован коллектив Дальневосточного федерального университета, привлечены эксперты из других организаций, являющихся партнерами университета по приоритетным направлениям программы его развития, — Дальневосточного НИИ морского флота (ДНИИФ) (Владивосток), Международного центра развития регионов (МЦРР) (Москва), Института мировой экономики и международных отношений РАН (Москва) и другие.

Такие конкурсы нельзя выигрывать, не имея опыта подобных разработок. В университете в течение 20 лет развиваются научно-исследовательские направления в области математических методов в сфере региональной и городской экономики, биоэкономики, управления проектами и программно-целевого планирования управления. Коллектив ДВФУ принимал участие в разработках стратегий развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года, стратегий и планов развития крупнейших городов округа, например Владивостока, множества других документов территориального стратегического планирования.

— ДВФУ участвует в реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке? В чем заключается роль университета в данном случае?

— Здесь у ДВФУ есть как минимум два направления для приложения усилий — разработка и экспорт научных проектов, а также их экспертиза и подготовка кадров. По данным Министерства образования и науки РФ, ДВФУ является одним из лидеров в списке 160 вузов России, направляющих свои предложения о сотрудничестве в госкомпании, разрабатывающие программы инновационного развития. Мы сотрудничаем с различными компаниями — российскими и зарубежными, государственными и частными. Сегодня ДВФУ — участник программ инновационного развития ОАО «РАО Энергетические системы Востока», ОАО «Концерн „Моринформсистема — АГАТ“», ОАО «Объединенная судостроительная корпорация», ФГУП «НПО „Микроген“».

К примеру, соглашение между ДВФУ и ОАО «РАО Энергетические системы Востока» предусматривает выделение компанией 80 миллионов рублей на оснащение полигона и 40 миллионов рублей ежегодно в течение пяти лет на проведение НИОКР. Полный пакет предложений ДВФУ для программы инновационного развития компании содержит 18 инновационных проектов на сумму свыше миллиарда рублей. Недавно подписано соглашение о сотрудничестве с японской машиностроительной компанией Komatsu, которое предполагает совместную реализацию программы по подготовке квалифицированных кадров в области строительной, горной и дорожной техники. В рамках партнерства ДВФУ и Microsoft создается пилотная зона единого коммуникационного пространства для преподавателей и студентов ДВФУ на базе «облачного» сервиса Office 365.

Однако это не единственно возможные формы сотрудничества ДВФУ с бизнесом. По итогам прошлого года реализованы три стартап-проекта. Создан венчурный фонд ДВФУ в размере 250 миллионов рублей. Развивается студенческий бизнес-инкубатор, который на сегодняшний день объединяет более 1,4 тысячи человек. ДВФУ работает в тесном контакте с крупнейшими предприятиями региона и имеет довольно точное представление о современных требованиях к специалистам и их квалификации. Одним из инструментов такого взаимодействия выступает создание базовых кафедр, когда основной курс читается в университете, а специализация проходит при участии самих компаний. Таким образом, студенты получают и образование, и практику там, где это нужно.

— Вы уделяете большое внимание теме интернационализации образования. Известно, что ДВФУ выступил инициатором развития сетевого взаимодействия университетов в странах АТР. Какова конечная цель этих усилий?

— Университет очень удобно расположен, можно сказать, в самом центре Азиатско-Тихоокеанского региона. В одном из интервью мне запомнилась образная фраза ведущего о том, что Дальний Восток — это «глаза и уши» России в АТР, регионе, влияние которого сегодня во всем мире неуклонно растет. Сегодня России нужно предпринимать шаги для того, чтобы выступать на равных с участниками АТР.

Путей выравнивания дисбаланса множество. Однако для ДВФУ принципиален тот, который касается развития качества образования и научных исследований. При этом очевидно, что, если вокруг тебя сильные партнеры, с ними нужно кооперироваться. Тем более что страны региона охотно идут на меж­университетское взаимодействие, даже если в политическом плане они конкурируют. То есть академическая среда — некое связующее звено экономик, и мы должны это использовать.

Наши основные и естественные партнеры — Япония, Корея, Китай. Есть давние устойчивые связи с Вьетнамом. В последнее время нам удалось установить очень хорошие отношения с Австралией — я имею в виду двусторонние отношения с рядом австралийских университетов, с которыми мы реализуем совместные образовательные программы. Географическое местоположение позволяет университету быть востребованным среди экономик Азиатско-Тихоокеанского региона. И мы рассчитываем, что в первую очередь из этого региона к нам будут приезжать иностранные студенты и зарубежные исследователи.

Развитие академической мобильности в свою очередь является необходимым условием качественного образования международного уровня. С одной стороны, мы приглашаем иностранных студентов и преподавателей учиться и работать в ДВФУ, с другой — отправляем своих преподавателей и студентов на обучение, повышение квалификации и стажировки за рубеж. В конечном счете инициатива ДВФУ — сетевое взаимодействие университетов АТР — позволит студенту самостоятельно выстраивать для себя очень гибкую образовательную траекторию, когда подготовка по разным направлениям может вестись в разных университетах — в ДВФУ в России и одновременно в университетах Шанхая, Сингапура... Международная составляющая деятельности ДВФУ — одна из ключевых и в научно-исследовательском, и в образовательном планах. АТР — это ведь и рынок образовательных услуг, на котором нужно работать.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно