Версия для печати 3485 Материалы по теме
Особой территории –  особые условия

пеньевская
Ирина Станиславовна ПЕНЬЕВСКАЯ, председатель комитета экономики администрации Магаданской области

Советское государство не считалось с затратами во время активного освоения территорий Сибири и Дальнего Востока, оказывая значительную поддержку предприятиям и населению этих регионов. С началом экономических реформ размеры такой поддержки постепенно сокращались, что привело к соразмерному сокращению производственного, трудового и человеческого капитала на этих территориях. В настоящее время хозяйствующие субъекты в регионах Сибири и Дальнего Востока осуществляют деятельность в тех же условиях с точки зрения налогообложения, что и предприятия, расположенные в центральных районах страны, но в гораздо более худших условиях с точки зрения формирования цен на свою продукцию из-за высоких транспортных расходов и расходов на энергоснабжение. Этот факт подтверждается официальной статистикой: доля убыточных предприятий на Дальнем Востоке значительно превышает аналогичный показатель в других регионах России.

ОЭЗ как путь решения проблем

Правительство России, намечая и реализуя планы по ускорению социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, обязательно должно учитывать необходимость выравнивания условий хозяйствования для предприятий этих регионов. Можно идти двумя путями: или предоставлять налоговые преференции в размере, полностью компенсирующем удорожание продукции, или в достаточной степени компенсировать транспортные и энергетические затраты. В Магаданской области есть опыт применения мер по предоставлению налоговых и таможенных льгот хозяйствующим субъектам — участникам особой экономической зоны.

Федеральным законом участники особой экономической зоны были освобождены от уплаты налогов, подлежащих перечислению в федеральный бюджет, и таможенных платежей. Для разрешения проблем финансирования и достижения стратегических целей развития региона в рамках своих полномочий властью субъекта был создан внебюджетный фонд, формирующийся за счет взносов участников особой экономической зоны. Важной целью функционирования фонда являлось обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики, стимулирование развития отсталых отраслей инфраструктуры.

Всего в промышленность области с 2000 года инвестировано 701,6 млн руб. Средства направлялись на строительство ряда новых производств, освоение новых технологий, техническое перевооружение предприятий, оснащение их современным оборудованием, поддержку малого предпринимательства. В частности, средства внебюджетного фонда расходовались на приобретение нового оборудования, используемого при производстве геолого-разведочных работ, способствующих увеличению минерально-сырьевой базы области, на развитие рыбопромышленного комплекса, транспорта и связи.

Наличие статуса участника ОЭЗ давало возможность предприятиям значительно сокращать расходы на приобретение современной техники, снижать себестоимость производимой продукции и являлось серьезным подспорьем на этапе ввода в эксплуатацию новых производств. Таким образом, функционирование на территории режима ОЭЗ позволяет приблизить экономические условия ведения хозяйственной деятельности к условиям центральных районов страны с благоприятным климатом, меньшей стоимостью энергии и относительной близостью к поставщикам и потребителям.

Однако эффективность режима особой экономической зоны не была реализована в полной мере из-за ряда существующих ограничений. Для решения данной проблемы администрацией Магаданской области постоянно ведется работа по продвижению предложений, способствующих совершенствованию действующего особого правового режима с учетом накопленного опыта его функционирования.

Одним из последних факторов, существенно ухудшивших условия функционирования особой экономической зоны на территории Магаданской области, стало принятие в декабре 2011 года Федерального закона № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этим документом внесены изменения в Федеральный закон от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области». За счет введения новых условий сократился срок фактического применения участниками ОЭЗ особого правового режима в Магаданской области, который был ранее установлен до 31 декабря 2014 года. Налаживание работы в условиях нового правового пространства потребует дополнительного времени. Изменение режима ОЭЗ в Магаданской области без установления переходного периода для участников негативно отразится на всех сферах экономики региона. Именно участниками ОЭЗ обеспечивается большая часть выпуска промышленной продукции — 75 % общеобластного объема. Все крупные предприятия региона имеют статус участника ОЭЗ. Особенно важен режим для предприятий горнодобывающей промышленности, с которыми связаны перспективы развития территории.

Для обеспечения дальнейшего стимулирования развития экономики Магаданской области, а также в целях сохранения условий для стабильной хозяйственной деятельности предприятий, наращивания их стратегического потенциала единственно возможным путем является продление срока действия режима для раскрытия его потенциала в новых условиях.

Отработать быстрее, чем лицензировать

Для Магаданской области добыча полезных ископаемых является ведущим видом экономической деятельности. По­этому для региона важно, чтобы действующее законодательство способствовало развитию отрасли. Однако это далеко не всегда так. Яркий пример — борьба за необходимость упрощения схемы лицензирования некрупных или вовлекаемых в переработку повторно месторождений золота и серебра.

В соответствии с правилами, установленными приказами Роснедр от 22 мая 2006 г. № 120 и от 15 ноября 2004 г. № 393, процедура лицензирования всех месторождений золота и серебра независимо от размера запасов занимает не менее полутора лет. Для Магаданской области, имеющей много таких месторождений, столь длительные процедуры для золота, которое порой отработать по времени будет быстрее, чем лицензировать, приводят к ежегодным потерям в плане создания рабочих мест, недовыполнению плана добычи, недополучению доходов бюджета.

Для решения этой проблемы мы предлагали передать территориальным органам Федерального агентства по недропользованию полномочия по лицензированию месторождений россыпного золота с запасами до 1 т и ресурсами до 2 т, месторождений коренного золота с запасами до 10 т и ресурсами до 20 т, месторождений серебра с запасами до 1 тыс. т и ресурсами до 2 тыс. т. Предложенная мера направлена на сокращение до шести месяцев процедуры лицензирования. Это актуально и для месторождений россыпного золота, вовлекающихся в повторное пользование. Реализация наших предложений позволит оперативно решать вопросы обеспечения горнодобывающих предприятий (особенно добывающих россыпное золото) сырьевой базой.

Изменения должны коснуться и упрощения схемы лицензирования техногенных месторождений. В настоящее время в россыпедобывающих провинциях России (Урал, Забайкалье, Ленский приисковый район, Приамурье, Иркутская область, Якутия, Магаданская область, Чукотка) сформированы огромные ресурсы техногенных россыпей, образованных в результате многолетних отработок россыпных месторождений, которые практически все содержат золото. Так, только в Магаданской области за 80-летнюю историю эксплуатации россыпных месторождений было сформировано 1,5 млрд куб. м перемытых песков,, в том числе 500 млн куб. м гале-эфельных отвалов, с прогнозными ресурсами около 500 т россыпного золота, пригодными к сплошной отработке с извлечением золота.

Существующая в Российской Федерации нормативно-правовая база позволяет разрабатывать техногенные россыпи золота, однако только на тех же принципах, что и крупные месторождения, не учитывающих особенности их геологического строения и образования. Многостадийные геолого-разведочные работы на техногенных россыпях, составление и утверждение ТЭО кондиций, подсчет и утверждение запасов требуют немалых денежных средств. Но многие горнодобывающие предприятия готовы начать проектирование и разработку техногенных образований, невольно созданных этими же предприятиями, без выполнения геолого-разведочных работ и госэкспертизы на основании действующей лицензии. При этом риск предприятия совсем невелик, так как:

  • горно-геологические и горнотехнические характеристики техногенных россыпей известны;
  • содержание полезных минералов и металлов и их запасы в техногенных россыпях также известны и могут быть с достаточной достоверностью подтверждены отчетами по форме 5-ГР, ежегодно представляемыми каждым недропользователем в территориальные органы Роснедр.

Для решения вопроса об отработке техногенных россыпей как самостоятельных ресурсных образований необходимо сделать следующее:

1 разрешить предоставление в пользование техногенных россыпей без проведения конкурса либо аукционов;

2 разрешить проводить без дополнительного геологического изучения недр добычу полезных ископаемых из техногенных россыпей в границах горного отвода, предоставленного в соответствии с лицензией.

Отказ от простых традиционных методов разведки и отработки техногенных россыпей, индивидуальный подход к ним, применение технико-экономических расчетов с выбором оптимальной технологии горных работ приведет к повышению рентабельности россыпей и вовлечению их в хозяйственный оборот. Но тут возникнет необходимость подготовки регламентирующих методических и нормативных материалов по отработке. Внедрение новых технологий требует финансовых вложений, а в условиях дефицита средств, который в наших условиях присущ и предприятиям, и региональным и местным бюджетам, мы предлагаем использовать опыт работы особой экономической зоны в Магаданской области.

Тарифы не выше среднероссийских

Мы живем в условиях ускорения процессов глобализации, международного разделения труда, где главную роль играют конкурентные преимущества. К сожалению, конкурентные преимущества дальневосточных территорий сводятся на нет высокими энергетическими и транспортными тарифами. В результате продукция промышленных предприятий Дальнего Востока стоит намного дороже.

Правительство России заявило о твердом намерении поддерживать социально-экономическое развитие дальневосточных регионов. И первое, что позволило бы улучшить условия хозяйствования и проживания на Дальнем Востоке, — выравнивание уровня тарифов на электроэнергию и теплоэнергию со среднероссийским. Сегодня тарифы на электрическую энергию в Магаданской области превышают среднероссийский показатель на 52,4 %, а на тепловую — в 2,8 раза, плата граждан за жилье и коммунальные услуги в 1,8 раза выше среднероссийского уровня. Высокие энергетические и транспортные затраты дестимулируют развитие промышленности, а высокая плата за жилищно-коммунальные услуги является одной из причин оттока населения.

Необходимо выравнивание тарифов до уровня среднероссийских за счет выделения целевых компенсаций из федерального бюджета. Потребность Магаданской области в текущем году в финансовых средствах на эти цели составляет более 9,7 млрд руб., в том числе на электрическую энергию — более 2,6 млрд руб., на тепловую энергию — около 7,1 млрд руб. И ежегодно эти расходы растут.

Поделиться