Переход к программному бюджету — одно из основных направлений федеральной бюджетной политики, целью которого является повышение эффективности бюджетных расходов. Основные преимущества программного бюджета — это увязка бюджетного планирования со стратегическим, затрагивающим различные сферы жизнедеятельности общества и обеспечивающим комплексный подход и прозрачность расходования бюджетных средств; перераспределение ответственности; охват всех видов деятельности участников программы, что повышает результативность их деятельности.
Исполнение запланированных мероприятий программы «Финансам — качественное управление» позволило решить ряд проблем в финансово-бюджетной сфере города и смежных отраслях муниципальной экономики. По результатам оценки, проведенной Министерством финансов РФ, Хабаровск вошел в число лучших муниципальных образований, отобранных для получения субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов. Одновременно в 2006 году в городе началась реализация Стратегического плана устойчивого развития до 2020 года. В нем было определено, что миссия г. Хабаровска заключается в формировании на его базе крупного селитебного социально-политического центра России на Дальнем Востоке.
Цели и приоритеты
Принимая во внимание тенденции общегосударственной бюджетной политики, усиление значения Дальнего Востока в региональной политике Правительства России, в 2012 году администрацией Хабаровска проведена модернизация Стратегического плана устойчивого развития города до 2020 года, которая привела к актуализации всех стратегических направлений, уточнению целей и основных задач, мероприятий, а также ожидаемых результатов. При этом одним из базовых принципов актуализации плана стало сохранение миссии и стратегической цели развития Хабаровска, которые соответствуют главному целевому ориентиру долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации — устойчивому повышению благосостояния российских граждан и преемственности концептуальных основ стратегического планирования и структуры плана. Включение в стратегический план бюджетной стратегии Хабаровска до 2020 года, генеральной целью которой является создание условий для повышения эффективности деятельности городского округа по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей жителей города в муниципальных услугах, позволило увязать ключевые приоритетные направления стратегического плана с направлениями бюджетной стратегии.
Хабаровск дважды награждался дипломами III степени Общероссийского конкурса региональных стратегий и программ социально-экономического развития среди субъектов РФ. А в 2012 году город был удостоен сразу двух дипломов этого конкурса: диплома I степени в номинации «Совершенствование системы стратегического и территориального планирования муниципального образования» и диплома победителя открытого рейтингового интернет-голосования.
Последовательная финансовая политика позволила оптимизировать бюджетные расходы, сосредоточив их на приоритетных направлениях развития городского округа, и достичь значительных результатов по повышению качества жизни горожан. Прежде всего созданы условия для увеличения численности населения за счет естественного прироста (общее количество родившихся на 1000 человек населения в январе — августе 2012 года увеличилось на 4,8 %, а уровень смертности на 1000 человек сократился на 6,7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Численность жителей Хабаровска на начало 2012 года в целом выросла на 8 тыс. человек по сравнению с 2011 годом.
Стабильная ситуация на рынке труда, сложившаяся в настоящее время, оказывает положительное влияние на растущий миграционный поток. Уровень регистрируемой безработицы сегодня составляет 0,36 % от численности экономически активного населения, а это значительно ниже, чем в Хабаровском крае (1,9 %) и России в целом (1,4 %). Естественно, устойчивое развитие экономики поглощает все большее количество трудовых ресурсов. В городе зарегистрировано 27,2 тыс. организаций различных видов деятельности, оборот которых к концу 2012 года прогнозируется в объеме 355 млрд руб. с ростом на 9,2 % по сравнению с 2011 годом. Положительная динамика в 2012 году по сравнению с 2011 годом отмечается и по промышленному производству (рост на 13,7 %), инвестициям (на 6 %), розничному товарообороту (на 10,4 %).
На модернизацию и техническое перевооружение действующих предприятий ежегодно направляется 1 млрд руб., что свидетельствует о саморазвивающемся потенциале организаций города. С нуля на месте бывших пустырей строятся новые микрорайоны с автономной инфраструктурой. В 2011 году было введено в эксплуатацию рекордное количество жилья общей площадью 348,4 тыс. кв. м, что значительно больше, чем в благополучное советское время (в 1990 году — 292 тыс. кв. м). Особое внимание уделяется жилищно-коммунальному хозяйству, на развитие которого ежегодно направляется около 1,5 млрд руб.
Социальный вектор
Наиболее значимые новации стратегического плана, включение в него бюджетной стратегии способствовали повышению требований к качеству социальных услуг, усилению значимости духовно-нравственного воспитания молодежи, укреплению института семьи. А устойчивое развитие экономики города позволяет направлять на социальные нужды более 65 % доходов бюджета, заниматься реализацией 66 целевых программ, затрагивающих интересы практически каждого жителя Хабаровска. Программный подход к формированию бюджета города дает возможность значительно повысить эффективность бюджетных расходов, ясно увидеть конечные результаты деятельности администрации города.
Открытие новых отделений МБУ «Центр социальной работы с населением „Диалог“», МБУ «Центр социальной работы с населением поселка Красная речка» увеличило количество клубных учреждений. С 2010 года из бюджета города выделяются муниципальные гранты на развитие физкультуры и спорта, в том числе на обучение детей