Версия для печати 7919 Материалы по теме
Технологии энергосбережения

пахомов
Якутия, как и другие регионы России, продолжает реализацию своей долгосрочной программы по энергосбережению. В условиях Севера от властей требуется масса дополнительных усилий для улучшения ситуации в этой сфере — и здесь им могут помочь новые энергоэффективные технологии. Об этом — Алексей Григорьевич ПАХОМОВ, руководитель ГБУ «Региональное агентство энергоресурсосбережения и капитального ремонта многоквартирных домов» Республики Саха (Якутия).

— В чем основные проблемы энергоэффективности в Республике Саха (Якутия)?

— В целом существующие проблемы энергосбережения в Республике Саха (Якутия) характеризуются следующими основными факторами:

  • значительным износом объектов коммунальной инфраструктуры, достигающий порядка 60 процентов, большое количество ветхих и аварийных домов, а также зданий и сооружений, не отнесенных в установленном порядке к числу ветхих и аварийных, но требующих больших капитальных расходов при реализации мероприятий энергоресурсосбережения;
  • недостатком квалифицированных специалистов в области энергосбережения в органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях и ресурсоснабжающих организациях на местах;
  • отсутствием эффективного механизма финансовой поддержки среднего и малого бизнеса, желающего заниматься предпринимательской деятельностью в области энергосбережения;
  • «нигилизмом» населения, проживающего в благоустроенном жилом фонде, в вопросах рационального потребления энергоресурсов.

— Каковы ключевые цели и задачи государственной программы энергосбережения в республике?

— Целями республиканской программы энергосбережения являются создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, вовлечение всех групп потребителей в энергосбережение. Для достижения данных целей требуется решение следующих задач:

  • сокращение потребления первичного топлива на единицу валового регионального продукта;
  • создание предпосылок по снижению затрат на завоз и использование топливно-энергетических ресурсов;
  • повышение заинтересованности руководителей предприятий, организаций, населения в проведении энергосберегающих мероприятий;
  • обеспечение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;
  • обеспечение учета используемых энергетических ресурсов, применение приборов учета используемых энергетических ресурсов.

— Удалось ли добиться каких-либо значимых результатов за период действия программы? Как осуществляется мониторинг ее реализации?

— Якутия одна из первых в ДФО создала уполномоченное учреждение по энергосбережению — ГАУ «Республиканское агентство инноваций и энергосбережения», которое в связи с передачей учреждения в ведение регионального министерства ЖКХ и энергетики было переименовано в ГБУ «Региональное агентство энергоресурсосбережения и капитального ремонта многоквартирных домов» (РАЭР).

Целью создания РАЭР является повышение эффективности текущих расходов государственного бюджета республики на коммунальные услуги путем реализации комплексных мероприятий энергосбережения по оптимизации топливно-энергетического баланса, а также мониторинг выполнения капитального ремонта многоквартирного жилого фонда. В задачи РАЭР входит исполнение функций мониторинга и анализа государственных и муниципальных программ энергосбережения, внедрение инновационно-технических, финансовых механизмов реализации мероприятий энергосбережения в муниципальных образованиях, бюджетной сфере, организациях коммунального комплекса. Учреждением также ведутся работы по принятию, реализации целого перечня основных мероприятий и нормативно-правовых актов, обеспечивающих формирование основ реализации механизмов энергосбережения в Республике Саха (Якутия).

В качестве успешного опыта по проведению мероприятий энергосбережения в республике можно отметить запущенный по инициативе ГБУ «РАЭР» и при поддержке Правительства Республики Саха (Якутия) процесс заключения энергосервисных договоров (контрактов) муниципальными и государственными бюджетными учреждениями.

— Рассчитывает ли республика привлечь частные инвестиции в сферу энергосбережения? Каким образом этого можно добиться?

— Как известно, в качестве механизма привлечения частных инвестиций на реализацию мероприятий энерго­сбережения Федеральный закон № 261-ФЗ предлагает внедрение энергосервисных контрактов (ЭСК) как основного механизма финансирования мероприятий энергосбережения, привлечения бизнес-структур для решения вопросов энергосбережения и повышения энергетической эффективности. При поддержке Правительства Якутии проведена большая работа по внедрению в широкую практику механизма заключения ЭСК. В июле 2011 года издано специальное распоряжение правительства республики «О внедрении энергосервисных договоров (контрактов)».

На сегодняшний день заключено 114 энергосервисных контрактов в девяти районах республики. Данный процесс продолжается, в частности готовится конкурсная документация еще по трем районам. Общее количество государственных и муниципальных заказчиков, с которыми можно заключать ЭСК, свыше 4 тысяч. При посредничестве уполномоченного органа республики по энергосбережению — ГБУ «РАЭР» ведутся переговоры между ОАО «Сахаэнерго» и ФГУП «Федеральная энергосервисная компания» по реализации инвестиционного проекта реконструкции тепловых сетей в поселке Депутатский с необходимым объемом инвестиций в 487 миллионов рублей.

— Использование инновационных энергоэффективных технологий в условиях Севера — задача, мягко говоря, непростая. Что-то делается в данном направлении?

— Важность эффективного и рационального использования энергии признается во всем мире, а для большей части субъектов РФ — это просто жизненная необходимость. Создавшаяся экономическая ситуация помимо негативных проявлений в виде финансового кризиса оказывает значительное стимулирующее влияние на экономику. Формируются условия, побуждающие потребителей снижать интенсивность энергопотребления, у генерирующих компаний наблюдается тенденция к сокращению издержек производства.

Правительство Республики Саха (Якутия) проводит целенаправленную работу по реализации Закона № 261-ФЗ. Принят план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, создано государственное бюджетное учреждение «Региональное агентство энергоресурсосбережения и капитального ремонта многоквартирных домов», которое является уполномоченным органом по организации энергосбережения в регионе, ведется мониторинг показателей, введена региональная статистическая отчетность.

В республике создается единая система технологического и коммерческого учета тепла и воды, внедряется порядок учета и использования средств экономии, механизм стимулирования энергосбережения. Ведется работа над программным продуктом на основе аналитической информационной системы «Поселение», позволяющей сформировать единую базу поставщиков и потребителей коммунальных услуг. Принята республиканская программа энергосбережения, разрабатываются программы энергосбережения всеми хозяйствующими субъектами, муниципальными образованиями, бюджетными учреждениями.

В рамках системы государственных закупок государственным заказчикам и уполномоченным органам по размещению заказов на поставку товаров поручено обеспечить закупку энергоэффективных товаров для государственных нужд республики. Вся информация размещается на официальном сайте Республики Саха (Якутия) по закупкам goszakazyakutia.ru.

Мы должны обеспечить переход на новые формы взаимоотношений и стандартов качества системы ЖКХ. В рамках технического перевооружения необходимо добиться снижения уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры и доли потерь коммунальных ресурсов в общем объеме оказываемых услуг.

В республике программным способом внедряются мероприятия энергосбережения в бюджетной сфере и в жилом фонде в городе Нерюнгри (с 1998 года), в Усть-Янском районе (с 2006 года), в Усть-Майском и Хангаласском районах (с 2008 года). Результаты реализации мероприятий по энергосбережению только в одном Усть-Янском районе показали, что потенциал здесь значительный (см. справку).

Организация энергосбережения в республике на основе инновационных энергоэффективных технологий — важнейшая задача, которая в условиях суровых климатических условий, затратности систем жизнедеятельности приобретает огромное значение. Поэтому Правительство Якутии намерено сотрудничать с ОАО «РОСНАНО» в различных сферах экономики. В рамках соглашения, подписанного в Санкт-Петербурге 5 июня 2009 года, ведется работа по внедрению комплексной системы по реализации мероприятий энергосбережения в муниципальных образованиях, бюджетной сфере, организациях коммунального комплекса Якутии.

По решению правительства республики в Усть-Янском районе проводится эксперимент по внедрению светодиодного осветительного оборудования, в том числе для уличного освещения. По результатам эксперимента предусмотрено дальнейшее внедрение светодиодной продукции. Подписано генеральное соглашение о стратегическом партнерстве между ЗАО «Оптоган» и ОАО «Республиканская инвестиционная компания», которое предполагает внедрение систем освещения на основе сверхярких светодиодов российского производства. Сейчас ведется работа по организации сборочного производства светодиодных светильников в городе Якутске.

В мае 2010 года введен в эксплуатацию завод базальтовых материалов по выпуску теплоизоляционных материалов с объемом 70 тысяч кубический метров в год. При выходе завода на проектную мощность современными видами теп­лоизоляции из экологически чистых природных материалов будет обеспечена половина потребности ЖКХ, промышленного и гражданского строительства в республике. Достигнута договоренность о реализации инновационного проекта «Базальт — новые технологии» по направлению «Базальтопластиковые нанокомпозиты для Севера» с возможностью участия ГК «Роснанотех» в объеме инвестиций до 400 миллионов рублей. Определены две площадки для размещения пилотных гибридных автономных энергоустановок на возо­бновляемых источниках энергии и органическом топливе.

Потенциал энергосбережения заложен и в строительном комплексе. В настоящее время строительные организации активно внедряют новые технологии строительно-монтажных работ (каркасно-монолитное и сборно-монолитное домостроение). Якутским проектным институтом строительства (ЯПНИИС) разрабатываются новые строительные материалы (цементы, бетоны на основе цеолита с месторождения в Сунтарском районе, добавки к цементам и бетонам, увеличивающие срок эксплуатации бетонных конструкций), нормативные документы по строительству (ТСН, технические условия на новые материалы, рекомендации по применению, изготовлению строительных материалов в климатических условиях республики). Все разработки внедряются в практику строительства.

В целях создания нового конкурентоспособного облика производства строительных материалов на основе инновации, модернизации и технического перевооружения разработана Схема развития промышленности строительных материалов до 2020 года. Она предусматривает обновление и модернизацию основных фондов предприятий по производству строительных материалов с переводом их на более высокий уровень технического оснащения и выпуск высококачественной продукции.

Республика принимает активное участие в реализации Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». Республиканские адресные программы капитального ремонта в рамках данного закона выполняются в полном объеме. Техническое состояние жилых домов в климатических и природных условиях Крайнего Севера в зоне с вечномерзлыми грунтами является проблемой по обеспечению жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном фонде. В общем объеме жилищного фонда площадь ветхого и аварийного жилья составляет 15 процентов. Это самый высокий показатель по Дальневосточному федеральному округу.

  • В рамках реализации республиканской адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда построен первый полноценный энергоэффективный 33-квартирный «умный дом» в поселке Жатай. В здании функционируют системы хозяйственно-питьевого и горячего водопровода. Система теплоснабжения закрытая, с качественным регулированием. На объекте применяются инженерные решения по энерго­сберегающим технологиям и альтернативным источникам энергии:
  • солнечные коллекторы для выработки тепловой энергии. При обычном отоплении затраты на ГВС по дому составляют 305 тысяч рублей (норматив потребления горячей воды — 105 литров на человека в сутки), при подогреве от солнечных коллекторов — в два раза меньше (153 тысячи рублей);
  • вентиляция приточно-вытяжная с регулировкой микроклимата помещений в зависимости от потребности. В чердачном помещении установлены рекуператоры (на каждый подъезд) производительностью 2860 кубометров в час;
  • в ограждающих конструкциях дома применяются материалы и конструкции с повышенным сопротивлением теплопередачи, окна с низкой теплопроводностью и энергосберегающими стеклопакетами;
  • в квартирах установлены приборы учета холодной, горячей воды, тепла, автоматически регулируется работа отопительных приборов и системы вентиляции;
  • освещение общедомовых помещений (подъездов, входов, лестниц) производится светодиодными лампами с автоматическим или дистанционным управлением, в том числе с датчиками движения;
  • индивидуальный тепловой пункт, где поддерживается давление в системах отопления, вентиляции и горячего водоснабжения, температура теплоносителей в зависимости от температуры наружного воздуха, ведется учет расходов тепла и воды в системах отопления.

Все оборудование имеет сертификаты соответствия РФ. Объект введен в декабре 2010 года.

Планируется дальнейшее участие в программе мало­этажного жилищного строительства с применением энергосберегающих технологий по улучшенным проектам, с учетом опыта строительства и эксплуатации первого дома. Общее снижение затрат на производство тепловой и электрической энергии энергоэффективного дома, согласно расчетам, составляет порядка 500 тысяч рублей в год.

Проведенная оценка энергоэффективности здания указывает на значительный потенциал энергосбережения. Так, расход электрической энергии снижается в 20 раз, теплопотери — на 45 процентов. Производство тепловой энергии на подогрев воды энергоэффективного дома наполовину осуществляется за счет возобновляемых источников энергии, тогда как в обычном доме полностью за счет невозобновляемых источников. Реализация энергоэффективных проектов в условиях Крайнего Севера даст новый толчок для внедрения и широкого применения инновационных энергоэффективных технологий при эксплуатации зданий и сооружений, строительстве многоквартирных домов, в том числе для решения проблемы переселения граждан из аварийного жилья.

Хотелось бы отметить следующие животрепещущие проблемы, которые необходимо решить в целях выполнения Закона № 261-ФЗ.

1 Доля ветхого и аварийного жилья в республике составляет 15 процентов от всего жилого фонда (в среднем по России — 3,2 процента).

2Оснащенность многоквартирных домов в Якутии приборами учета тепловой энергии, в соответствии с требованиями Федерального закона № 261-ФЗ составляет порядка 64%. В целом на установку приборов учета коммунальных ресурсов для выполнения требования федерального закона требуется оценочно порядка 800 миллионов рублей.

3 Фактический удельный расход тепла в расчете на один квадратный метр жилья в среднем по республике в два раза и более превышает нормативный базовый уровень, износ сетей тепло- и водоснабжения составляет 60 процентов, что требует вложения значительных средств на повышение энергетической эффективности (капитальный ремонт, реконструкция сетей, дополнительное утепление ограждающих конструкций зданий, сооружений).

4 Муниципальные образования и предприятия, осуществляющие регулируемые виды деятельности, при программном планировании мероприятий энергосбережения и повышения энергетической эффективности ставят вопрос о законодательном определении объемов и источников финансовых средств, направляемых на реализацию этих мероприятий.

Решение проблемы экономии различных ресурсов и воздействие ее на экономику станет одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности произведенной продукции и экономии бюджетных средств. Сегодня вопросы энергоэффективности невозможно рассматривать отдельно от экономической деятельности и, наоборот, нельзя говорить об экономическом развитии без учета экономии природных и иных ресурсов. При этом мы должны понимать, что достижение обозначенной цели по повышению энергоэффективности экономики потребует значительных финансовых вложений.

Поделиться