25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 4244 Материалы по теме
После печально известного кризиса 1998 года ни одна баварская фирма не покинула российский рынок

Экономический «велосипед» в цивилизованном сообществе изобретен давно. Его теперь можно лишь совершенствовать (если мы говорим о сложившемся внутреннем рынке) или адаптировать к местным условиям и традициям другой страны, региона. Шараханье из стороны в сторону в поисках какого-то своего, зачастую надуманного пути развития, как показывает история, ни к чему хорошему не приводит. Уходит время, впустую растрачивается интеллектуальный и производственный потенциал страны-экспериментатора. Во многом, к сожалению, это справедливо и в отношении нашей экономики. Опять же «велосипеды» бывают разные. То есть сделаны они в разных местах. Сегодня поговорим о немецком. Он, к счастью, уже давно колесит по российским ухабистым дорогам и по праву имеет постоянную парковку на территории крупнейшего выставочного комплекса России (а теперь и Восточной Европы), что на Красной Пресне в Москве.
Сейчас, наверное, трудно представить себе коммерческую программу ЗАО «Экспоцентр» без участия в ней фирм из Германии, как всемирно известных, так и пытающихся сознательно и с чисто нордической настойчивостью осваивать и утверждаться на нашем рынке. Вот лишь небольшой перечень смотров, в которых они постоянно и активно заявляют о своих возможностях: «Консумэкспо», «Продэкспо», «Энергоснабжение», «Медтехника», «Путешествия и туризм», «Связь-Экспокомм», «Электро», «Автосалон», «Стройиндустрия и архитектура», «Химия»... Здесь важно добавить: выставочный календарь Экспоцентра формируется, как известно, не только собственными усилиями, но и при активном участии германских партнеров — «Мессе Дюссельдорф ГМбХ» и «Ост-Вест-Партнер ГМбХ». Добавим вот еще что. Среди постоянных и наиболее активных участников краснопресненских международных коммерческих мероприятий далеко не последнее место занимают фирмы из Баварии: «Адидас», «Ауди», «БМВ», «Кнауф», «Осрам», «Пума», «Сименс», «Эрманн»...
Вне всякого сомнения, и объективно, и субъективно, Германия — один из старейших, важнейших и наиболее перспективных финансово-экономических партнеров нашей страны. Ведь история двусторонних отношений ведет свое начало еще с допетровских времен. Именно тогда в Москве появилась знаменитая Немецкая Слобода, где жили и работали искусные ремесленники, лекари, оборотистые купцы и ростовщики. А, поездив по Европе, в самом конце 17 века молодой царь государства российского Петр Алексеевич пришел ко вполне определенному выводу: «Опыт немчиков перенимать должно, дабы земле русской польза была бы...» И, наверное, не случайно столетие с лишним спустя, один из первых крупных контрактов, вошедший в экономическую историю наших народов, был подписан в северной столице, носящей имя Великого Петра и отмечающей сегодня свое 300-летие.
 
ТЕЛЕГРАФ ДЛЯ СТАРОГО ПЕТЕРБУРГА
Когда в 1852 году российскому правительству представили проект телеграфной линии Петербург –Берлин, разработанный немецким инженером Вернером фон Сименсом, это не стало сенсацией. К тому времени аналогичные линии уже связывали между собой Зимний Дворец, Главный штаб, Управление путей сообщения и публичных зданий и, наконец, саму столицу империи с Царским Селом. Вместе с тем проект настолько заинтересовал отечественных предпринимателей, что в том же году был подписан контракт, открывший первую страницу деловых отношений «Сименса» с Россией, которые длятся вот уже 150 лет. Интересно, что Вернер фон Сименс создал свою фирму за пять лет до описанных событий, то есть в 1847 году. Быстро сделав себе имя на внутреннем рынке Германии, он начал искать перспективных партнеров за рубежом. Наибольший интерес представлял восточный сосед — огромная российская империя, в хозяйстве которой начинались серьезные перемены, обещавшие необозримое поле деятельности для предпринимателей. Реконструировались и строились промышленные предприятия, расширялась железнодорожная сеть, активизировалась торговля, включая внешнюю. Россия готовилась к реформам 60-х, и надежная телеграфная связь приобретала для страны особое значение. В «Сименсе» уже тогда понимали: только лишь разовые сделки не смогут способствовать укреплению позиций фирмы на новых рынках. Необходимо интегрироваться в экономику партнера. Вот почему столь серьезный проект помимо создания телеграфной линии предполагал открытие в России совместных и собственных предприятий. Вернер фон Сименс и его единомышленники не ошиблись в своих расчетах. Уже через три года после подписания контракта в Петербурге открылось первое постоянное зарубежное представительство фирмы. Сегодня марку «Сименс» можно встретить практически везде. Это и системы управления производственными процессами на металлургических заводах Китая, генераторы гидроэлектростанций в Чили, железнодорожная техника Туниса, коммуникационное и медицинское оборудование, бытовая техника... За истекший год финансовый оборот концерна в Российской Федерации составил 800 млн. евро и возрос на 54%. А портфель заказов увеличился на 14% и достиг 702 млн евро. С российскими партнерами создан целый ряд совместных предприятий. Назовем некоторые из них : ЗАО «Камател» в Перми (производство цифровой техники связи), ЗАО «Интеравтоматика» в Москве (инжиниринг и сервисное обслуживание техники для электростанций, потребляющих обычное топливо), ЗАО «Интертурбо» в Санкт-Петербурге (монтаж и сбыт газовых турбин)...
 
ЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ЦЕПИ
 На сегодняшний день немецкая деловая община — самая крупная в России. Только в Москве активно функционирует более 900 представительств фирм и компаний из ФРГ, 760 совместных предприятий, более 500 дочерних фирм со стопроцентным немецким капиталом. Во многом работающие сейчас в нашей стране германские компании обязаны своей успешной деятельностью Союзу немецкой экономики в Российской Федерации, созданному в Москве в 1995 году. Возглавляется он президентом господином Отто Вольфом фон Амеронгеном и председателем правления г-жой доктором Андреа фон Кнооп, одновременно выполняющей функции главы Представительства немецкой экономики в России. Кстати, представляет оно Объединение торгово-промышленных палат Германии, за которыми стоят более трех миллионов фирм и предприятий самого разного уровня и профиля. Члены союза — это свыше 350 компаний. Среди них такие известные имена в мире бизнеса, как: «РурГаз», «Дрезднер Банк», «Даймлер Крайслер», «Сименс»... Одна из его первостепенных задач сегодня — облегчить выход на российский рынок малых и средних предприятий, которые здесь уже достаточно хорошо представлены. А непосредственная цель — оказывать немецким предпринимателям в России всестороннюю поддержку и содействовать оптимизации совместной работы с российскими партнерами в интересах обеих сторон. Одним из наиболее активных и серьезных членов Союза считается по праву Представительство федеративной земли Бавария, которое возглавляет известный российский дипломат и германист, бывший генеральный консул РФ в Мюнхене Михаил Логвинов. Но перед тем, как предоставить ему слово...
 
ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Бавария — это не только самая большая по площади и населению федеральная земля Германии (соответственно 70,5 тыс. кв. км и 12,2 млн чел.). Она — одно из самых старейших государств Европы. Ее история начинается около 500 года н.э., когда был положен конец римскому владычеству. По сути, баварцы представляют собой особый генетический коктейль из коренного кельтского населения, оставшихся римлян и переселившихся германцев. В 1180 году к власти пришла династия Виттельсбахеров, которая правила страной почти 750 лет. А в 1806 году Бавария при правлении Макса Первого Йозефа стала королевством. И буквально через 12 лет после этого была принята первая конституция. Уже из новейшей истории мы знаем, что в 1918 году в Баварии провозгласили республику. Просуществовала она недолго. Гитлеровский режим положил конец самостоятельности баварского государства. После войны вряд ли кто-то мог предвидеть превращение этой немецкой аграрной глубинки в мощный промышленный регион не только Федеративной Республики, но и всей Западной Европы. Инновационное производство, новейшие технологические разработки, специальные госпрограммы их поддержки позволили Баварии сделать свою экономику действительно динамично развивающейся и эффективной. Так, объем экспорта в 2001 году составил 95,1 млрд евро (доля экспорта в промышленном производстве — 41,5%). Импорт оценивался в 75 млрд евро.
 По словам доктора Эдмунда Штойбера, премьер-министра Баварии: «Вряд ли где-то еще объединение традиций и прогресса прошло так удачно. Буквально за несколько десятилетий мы смогли трансформировать наше в общем-то патриархальное общество в современное индустриальное. И сегодня мы гордимся не только успехами баварских предпринимателей, ученых и конструкторов, высокой квалификацией рабочих и служащих, качеством товаров и услуг, но и стабильной занятостью населения, ростом его благосостояния, которое создаем мы все вместе».
Тему продолжает доктор Отто Висхой, государственный министр Баварии по вопросам экономики, транспорта и технологий: «Наша современная промышленность — это прежде всего информация и коммуникации, электротехника и электроника, автомобилестроение и машиностроение, химия, авиация, космонавтика, биотехнологии, медтехника и техника защиты окружающей среды. Далеко не последнее место занимают средние и малые предприятия, которых у нас более 160 тысяч».
Среди 2250 постоянно работающих в России немецких компаний, совместных предприятий и дочерних фирм не менее трети — баварцы. И хотя это одна из 16 федеральных земель Германии, ее товарооборот с нашей страной составил в 2001 году 4,8 млрд евро, что сопоставимо, к примеру, с товарооборотом практически любой страны малой Европы. Кстати, доля Баварии в общем российско-германском внешнеторговом обмене приблизилась к 23% по импортным и к 15% по экспортным операциям. Все это свидетельствует о том, что баварские предприниматели предлагают и способны реально предложить очень много полезного и перспективного для России. Об этом свидетельствуют не только сухие цифры официальных отчетов, но и каждый новый контракт, появление новых СП, инвестиционных проектов. О серьезном, взаимовыгодном интересе констатировалось и на прошлогодней встрече президента РФ Владимира Путина с Эдмундом Штойбером в Москве.
 
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Во время моей работы в Мюнхене приходилось встречать многочисленные делегации из России, нередко самого высокого уровня. И я постоянно говорил: «От нашего сотрудничества с баварцами можно получить блестящие результаты. Ведь еще несколько лет назад мы по-настоящему не понимали, насколько опыт Баварии и ее нынешние возможности интересны, важны и практически приемлемы для нас. Тогда, в начале 90-х, представлялось: уважаемые заокеанские профессора, экономисты и политологи посоветуют нам, что и как. Рассматривались возможности пойти по восточно-азиатскому пути развития. Однако в приватных беседах от многих своих немецких коллег я неоднократно слышал: «Да зачем вам все это? Зачем новые эксперименты? Есть наш опыт. Особенно послевоенный. Конечно, в России многое иначе, но ведь мы исторические соседи. У нас много общего, и нам намного проще понять друг друга». И, наверное, вот почему опыт Баварии так полезен для нас и интересен.
Всем известно, что это одно из красивейших мест в Европе. Его население славится гостеприимством, а пиво выше всяческих похвал. Но в нашей стране единицы, пожалуй, знают какой рывок в экономической и социальной сфере сделали баварцы после войны. Ведь раньше эта земля считалась всего лишь сельскохозяйственной окраиной Германии. Теперь же — самый передовой регион ФРГ и, пожалуй, всей современной Европы. И это не только всемирно известные «Ауди», «БМВ», «Сименс»... Высокие технологии и космос. Сверхпродуктивное сельское хозяйство. Бавария сильна еще средним и малым предпринимательством, в развитии которого также накоплен огромный опыт. И нельзя не согласиться с тем, что сейчас для России он более чем важен при формировании именно среднего класса — оплота любого государства (естественно демократического) — основного «поставщика» миллиардных сумм в бюджет страны. Но для этого люди должны учиться не только производить качественный продукт и предлагать качественные услуги. Что в общем-то само собой разумеется. Они должны генерировать новые идеи в своей сфере деятельности. Кстати, несмотря на то, что много «мозгов» и «умелых рук» утекло из России и растеклось по всему миру, осталось еще достаточно для конкретной и продуктивной работы. Среди них немало и молодых, талантливых людей. Но им нужна помощь, понимание и поддержка на государственном уровне. Есть опять же пример, скажем, азиатского рывка в светлое экономическое завтра. Но зачем, повторюсь, ходить далеко, когда рядом другой пример, понятный и приемлемый. И особенно, подчеркну, относится это к небольшим и средним фирмам. Сегодня в Баварии работает целая система центров, где можно получить добрый совет и консультацию, не говоря уже об отлаженной системе финансовой поддержки всех, кто хочет начать собственное дело. Интересно, что сам премьер-министр Баварии, г-н Штойбер, довольно часто выступает перед молодежной аудиторией. И постоянно призывает молодых соотечественников не бояться занять свои головы и руки конкретным делом, которое им по душе, гарантируя всяческую поддержку, помощь и понимание властей. Вот над чем в России сегодня надо всерьез задуматься. Кстати, баварцы не только гостеприимны, открыты для нормального человеческого общения. Они более чем серьезно относятся к своему делу. И уж если прониклись уважением и доверием к партнеру, то будут работать с ним серьезно, честно и долго. Так, после злополучного августа 1998 года практически все фирмы из Баварии остались на российском рынке. И это говорит о многом. Как показали прошедшие годы, баварские предприниматели не только поверили в его сегодняшний день, но и в долгосрочную перспективу взаимовыгодного сотрудничества с деловыми кругами России.
 
ДЕЛА КОНКРЕТНЫЕ
Да, действительно. В самой Германии, ее экономике для России есть много чего полезного и интересного. Тот же порядок и ответственность. И это в соответствующем преломлении вполне можно и нужно применить и у нас (памятуя, тот самый экономический «велосипед»), что поможет вывести страну на уровень, которого достоин наш народ с его творческим потенциалом. Но вернемся к российско-баварским отношениям. Вот уже много лет Россия — один из важнейших партнеров Баварии. Экспортируем мы в основном туда газ, топливо и продукцию химической промышленности. Сюда поступают автомобили, электротехника, промышленное оборудование... Нужно отметить — в последнее время с особой активностью у нас работают средние и малые баварские предприятия. Их доля составляет порядка 30% от общего числа немецких фирм, имеющих свое дело в нашей стране. И они на сегодня уже инвестировали в Россию более 1 млрд евро. Одна только фирма «Кнауф» вложила в реальное производство стройматериалов на своих 14 российских предприятиях почти 300 млн. евро. Расширяет  производство в Подмосковье «Эрманн», знаменитый своими йогуртами. Компания уже инвестировала в производство 57 млн евро и в ближайшие три года планирует вложить еще 33 миллиона. В феврале в подмосковных Котельниках открылся первый в России гипермаркет (площадь — более 26 тыс. кв м.). «Маркткауф» (подобные торговые центры-гиганты хорошо известны в Германии). Проект этот был реализован усилиями фирмы «МАВИ», лидером розничной торговли продовольствием в ФРГ — концерном «Эдека/Афа» и российскими партнерами. Теперь некоторые прогнозы. Компания «Осрам» планирует построить завод электроламп в Смоленске. А «Рехау» развернет производство окон в подмосковном Раменском. Но для многих деловых баварцев в столичных регионах становится уже тесновато. Как, впрочем, и для других немецких фирм, активно работающих в России. И сегодня перед правительством, в частности, стоит задача — привлекать как можно больше инвесторов из Германии (в том числе из Баварии) в регионы нашей страны, где есть неограниченные возможности для развития взаимовыгодного промышленного и торгового сотрудничества. К сожалению, немецкие деловые круги идут в российскую глубинку не очень охотно. Кто-то не верит в перспективу нормального цивилизованного бизнеса. Другие не владеют необходимой информацией о возможностях конкретного региона, о гарантиях, которые он мог бы им предоставить. Так что многое зацикливается на столичных регионах Москвы и Санкт-Петербурга, где в общем-то уже многое понятно и прогнозируемо. Хотя такие гиганты как «Сименс» или «Aуди», к примеру, давно и небезуспешно осваивают необъятные просторы российского экономического пространства, открывая новые представительства, расширяя сеть дилеров. Хорошим подспорьем в расширении и углублении российско-германских деловых отношений вне всякого сомнения считается работа различных совместных комиссий. И конкретный пример тому — деятельность совместной рабочей комиссии по сотрудничеству Москва — Бавария, третье заседание которой прошло в начале апреля в Мюнхене. В нем принимали участие Юрий Росляк, заместитель мэра в правительстве столицы, председатель московской части совместной комиссии, и доктор Вальтер Шен, руководитель аппарата Баварской Госканцелярии, председатель баварской части комиссии. В качестве приоритетных задач на период 2003 — 2005 годы были определены следующие направления сотрудничества и конкретные проекты: обмен информацией о проводимых в Москве и Баварии международных выставках и ярмарках; использование технологического атласа Москва-Бавария для проведения электронных конференций; проведение в июле текущего года Дней баварской экономики в Москве с участием делегаций предпринимательских кругов и специалистов с обеих сторон; сотрудничество в области передачи технологий в сфере выращивания, сбора и переработки сельскохозяйственной продукции. Участие московских и баварских аграрных предприятий в международных специализированных коммерческих смотрах; участие баварских компаний в реализации программы развития оптовой торговли Москвы; подготовка московской стороной технической документации на конкретную территорию для проведения градостроительного конкурса с участием фирм из Баварии в сфере жилищного и офисного проектирования и строительства; подбор двух-трех архитектурных бюро в Москве и Баварии для реализации этого проекта.
 
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В МЮНХЕН
О том, насколько активно немецкие компании и предприятия работают на международных выставках и ярмарках в Москве и в первую очередь в Экспоцентре мы уже говорили. Теперь немного расскажем о Мюнхенском выставочном центре и его возможностях, которые он готов предоставить для заинтересованных в продвижении своих товаров и услуг российских предпринимателей и промышленников. Сегодня — это одна из современнейших выставочных площадок Европы, престиж которой растет год от года. Причин тому немало. Мюнхен расположен среди живописного природного ландшафта и круглый год привлекает туристов со всего мира. Плюс — причем, огромный — доброжелательность, открытость, гостеприимство баварцев. Их удивительное хлебосольство, так похожее на наше. Чего стоят только всемирно известные пивные фестивали. К тому же Мюнхен уже давно стал признанным центром коммуникаций, экономики, науки, культуры. На сегодня разнообразные отели всех категорий предлагают свыше 40 тыс. мест. Об исторических достопримечательностях разговор должен быть вообще особым. Чрезвычайно удобно расположенный в центре Западной Европы Мюнхен стал важнейшим перекрестком международных деловых связей.
Компания «Мессе Мюнхен» — организатор более 40 крупных коммерческих смотров (проводимых ежегодно) и один из признанных лидеров международного выставочного бизнеса. В распоряжении участников и посетителей 14 современных павильонов общей площадью 160 тыс. кв м. Комплекс расположен в восьми километрах от центра города. На его территории — более 30 тыс. парковочных мест. А из аэропорта добраться туда можно даже на вертолете. У входов «Ост» и «Вест» находятся станции метро, стоянки такси и автобусные остановки. Разгрузочные площадки — в непосредственной близости от павильонов — создают все условия для быстрого монтажа и демонтажа стендов. Для выставок с потребностью в открытой территории предоставляется 280 тыс. кв. м. Благодаря продуманному симметричному расположению павильонов участникам и посетителям не представляет труда, как говорят, ориентироваться на местности. И хотя территория центра довольно большая, расстояния не играют особой роли благодаря специальным бегущим дорожкам. Атриум — настоящий зеленый оазис комплекса. Он доступен из всех павильонов и задуман как полноценная зона отдыха для гостей. Многочисленные рестораны, сервисные службы, банки, бюро путешествий, агентства по прокату автомобилей и бюро по размещению приехавших на ту или иную выставку всегда к их услугам. Добавим, центр располагает практически неограниченными возможностями для проведения международных конгрессов, симпозиумов, семинаров, деловых встреч и круглых столов, презентационных шоу.

Материал подготовил Сергей МУРАВЬЕВ
Журнал «Бюджет» апрель-май 2003 г.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно