Электронная Россия — 05 декабря 2012

Вузы и министерства объединятся для развития интернет-образования

Версия для печати 1021 Материалы по теме
Вузы и министерства объединятся для развития интернет-образования

интернет образование
28 ноября в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики состоялось совещание по вопросам электронного обучения в России. В рамках мероприятия вуз посетили заместитель председателя правительства Ольга Голодец и министр образования и науки Дмитрий Ливанов.

«Интернет-образование имеет свои уникальные преимущества, — отметила, открывая встречу, Ольга Голодец. — Оно не только делает сегодня наше образование более качественным, современным и технологичным. Это образование, которое нацелено на решение целого ряда социальных вопросов, на увеличение доступности качественного образования для всех категорий жителей РФ, независимо от их мобильности, подвижности и места проживания».

Сегодня в российских вузах с использованием интернет-технологий обучается около 162 тыс. человек. В разных субъектах РФ в рамках национального проекта «Образование» создано 88 центров дистанционного обучения. Более 50 учебных заведений реализуют программы образования с помощью дистанционных технологий. Однако этого недостаточно. «Мы ставим задачу, чтобы в 2013 году любой ребенок, который проявит желание получить школьное образование в дистанционной форме либо в силу своего здоровья, либо в силу удаленного проживания, имел такую возможность», — подчеркнул Дмитрий Ливанов.

Министр выдвинул предложения: включить требования по использованию вузом электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в аккредитационный и лицензионный показатели, в показатели ежегодного министерского мониторинга вузов, а также отразить это в государственных образовательных стандартах. Безусловно, остро стоит проблема повышения квалификации как педагогического, так и управленческого состава вузов. Кроме этого, необходимо на базе сетевого взаимодействия ведущих университетов сформировать некую коммуникационно-технологическую платформу, которая помогала бы координировать процессы использования технологий и программных продуктов.

Успешные попытки объединения вузов, обладающих значительным опытом в реализации электронного обучения, уже есть. Так, в Омске ведется активная работа по созданию регионального электронного университета. Основная его идея — формирование единого образовательного пространства посредством объединения электронных ресурсов вузов. Министр образования Омской области Сергей Алексеев отметил, что регион обладает для этого значительными возможностями. Среди них — хорошая техническая база, наличие оригинальной платформы дистанционного обучения и электронной библиотечной системы, участниками которой является ряд вузов города Омска.

«Федеральный электронный университет должен быть открытой платформой, а не единым центром. Он должен обеспечивать помощь талантливым студентам в слабых вузах», — подчеркнул директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков. Предложение о создании такого учебного заведения с масштабом в 1 млн. учащихся включено в проект АСИ «Дорожная карта» по национальной системе компетенций и квалификаций. Она призвана решить поставленную Владимиром Путиным задачу — создать 25 млн. высококвалифицированных рабочих мест к 2020 году. Необходимо массовое обучение и переобучение населения, организовать которое возможно только с помощью электронных технологий.

Председатель экспертного совета по информационным технологиям в сфере образования при комитете по образованию Госдумы РФ Владимир Тихомиров отметил: «Сегодня в развитых странах отсутствует learning без e-learning». Другими словами, обучения без использования электронных технологий уже просто не существует. «В аудиториях остаются люди, которые не могут учиться онлайн. Очное обучение перестало быть престижным», — сказал ученый.

Что во многом мешает развитию электронных технологий в России, так это недостаточное нормативно-правовое обеспечение. «По сравнению со странами-конкурентами наше законодательство отстает где-то лет на десять», — описал ситуацию первый заместитель председателя комитета по образованию Госдумы РФ Олег Смолин. Это касается в том числе и трансграничного образования, которое, с одной стороны, могло бы приносить дополнительные доходы для бюджета, а с другой — решать важный геополитический вопрос. «Проблема нормативно-правовой базы выходит за рамки компетенций только Министерства образования, — считает депутат. — Необходимо привлечение Минсвязи, Минэкономики, Минпромторга и других министерств».

Идею по созданию межведомственной рабочей группы горячо поддержала Ольга Голодец. По ее поручению к концу января следующего года будет подготовлен план развития электронного обучения в нашей стране и утверждена программа действий на ближайшие три года.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно