Версия для печати 4036 Материалы по теме
Правительство РФ продолжит обсуждать тему налоговой реформы в марте - апреле текущего года, сообщил вице-премьер РФ, министр финансов Алексей Кудрин, открывая заседание правительства.
Первоначально на этом заседании правительства планировалось рассмотреть вопрос о налоговой реформе в 2003-2005 гг. Однако премьер-министр изменил повестку дня, оставив в ней от налоговой реформы лишь 4 законопроекта Министерства финансов, касающиеся имущественных налогов. Официальная причина - «неподготовленность вопроса». Финансовое ведомство не успело предоставить к заседанию согласованный с другими министерствами проект налоговой реформы.
Таким образом, обсуждение одного из ключевых направлений в реформировании экономики в очередной раз было отложено. Впрочем, это и неудивительно - цена вопроса довольно высока, вплоть до устойчивости бюджета и социальной стабильности.
Напомним суть реформы и основные разногласия в подходе к ней. Еще в декабре прошлого года Минфин и Минэкономразвития (МЭРТ) на заседании правительства, где обсуждался план налоговой реформы на предстоящие три года, обозначили принципиальные расхождения. Финансовое ведомство предлагало повременить со снижением налога на добавленную стоимость (НДС) и единого социального налога (ЕСН) до 2005-2006 гг., тогда как ведомство Грефа считало, что правительство должно снижать налоги быстрее -иначе не подстегнуть темпы экономического роста.
В принципе позиции чиновников понятны даже из названия возглавляемых ими министерств. Герману Грефу необходимо добиться в ближайшие годы качественного роста экономики (достаточно вспомнить, как президент «пожурил» правительство за недостаточную амбициозность долгосрочной программы развития страны). А без существенного и быстрого снижения ключевых налогов добиться этого крайне тяжело. Поэтому Минэкономразвития предлагало в течение 2005-2008 гг. снизить предельную ставку ЕСН до 30,6%, опустив границу регрессии до 50 тыс. руб., и рассчитывало на снижение с 2005 г. другого ключевого налога - НДС - с 20 до 15%.
Ведомство же Алексея Кудрина отвечает за исполнение бюджета, а потому призывало не форсировать решение вопроса и подойти к нему взвешенно. Премьер Михаил Касьянов тогда воздержался от занятия позиции какой-либо из сторон, поручив последним согласовать свои взгляды к концу января.
К этому сроку компромисс по большей части был достигнут. Его суть огласил 30 января на расширенной коллегии Минфина замминистра финансов Сергей Шаталов. По его словам, правительству будет предложено модифицировать ЕСН, упростив компаниям доступ к регрессивной шкале. Пороговое значение для использования регрессии снизится со 100 тыс. до 70 тыс. руб., и произойдет это, начиная с 2005 г. Снижение ставки налога с нынешних 35,6% - это, по словам Шаталова, «более отдаленная перспектива». НДС также будет понижен, но произойдет это не ранее 2006 г. и только при условии, что у бюджета будут соответствующие возможности. Зато с 2004 г. отменяется налог с продаж. «В ближайшие годы налоговая нагрузка должна снижаться на один процент ВВП ежегодно. Это те возможности, которыми располагает на сегодняшний день государство, имея в виду сокращение государственных расходов», - резюмировал Шаталов.
Впрочем, в дальнейшем премьер-министр свои взгляды изменил и занял более амбициозные позиции. На заседании правительства 6 февраля вариант реформы, предложенный Минфином и официально согласованный с Минэкономразвития, показался Михаилу Касьянову чересчур консервативным. «Консерватизм Алексея Леонидовича понятен, на то он и министр финансов», - заметил он. Но далее отметил, что в будущем федеральный бюджет страны должен формироваться, не ориентируясь на выплаты долга. Ему не понравилось, что снижение ЕСН было запланировано только на 2005 год.
«Установкой для правительства должно стать принятие в короткие сроки необходимых решений, стимулирующих налоговую реформу и включающих снижение налогового бремени», - сказал глава правительства. «Налоговая реформа должна стать эффективным механизмом воздействия на экономику, эффект от которой может появиться в самом ближайшем будущем», - подчеркнул Касьянов. Он резюмировал, что в ближайшие три года правительству необходимо принять комплекс мер, которые подтолкнули бы экономику России к структурным преобразованиям, в том числе в пользу развития несырьевого сектора и сферы услуг. И стабилизационный фонд, который будет сформирован, следует рассматривать в том числе как источник для снижения налоговой нагрузки. В итоге премьер-министр поручил Минфину представить к середине февраля вариант налоговой реформы на 2003-2005 гг., включающий оценку влияния на финансово-экономическое состояние предприятий и экономику страны в целом намеченного снижения ставок НДС и ЕСН с указанием сроков их снижения, а также законопроекты, принять которые необходимо уже в 2003 году.
Радикальная смена мнения главы правительства выглядела для аналитиков несколько неожиданно, особенно на фоне больших текущих и предстоящих платежей по внешнему долгу. Тем более, что за последние 3 года налоговое бремя и без того уже снизилось на 3% ВВП - уменьшилось налогообложение доходов физических лиц, сократился налог на прибыль, отменены оборотные налоги. Да и использовать стабилизационный фонд, который с 2004 г. заменит существующий ныне финансовый резерв и должен через 4 года составить 8,7% ВВП, в целях компенсации снижения налогового бремени в концепции Минфина не предусматривается.
Согласно документу, целью его создания является преодоление чрезмерной зависимости российской экономики от мировых цен на нефть и необходимость нейтрализации воздействия внешнеэкономической конъюнктуры на состояние бюджетной и денежно-кредитной сферы страны. Нынешнее положение с профицитным бюджетом, констатировал Алексей Кудрин, не может быть вечным, тем более что оно базируется на высоких ценах на нефть. А снижение стоимости барреля нефти на 1 долл. сокращает ВВП страны на 0,5%. Тем более, что многие эксперты прогнозируют существенное падение цен на «черное золото» после разрешения конфликта с Ираком.
Учитывая вышесказанное, можно с достаточной уверенностью констатировать, что в итоге именно предложения Министерства финансов лягут в основу налоговой реформы в 2003-2005 гг. А учитывая, что впереди нас ожидают парламентские и президентские выборы, вопрос с устойчивым исполнением бюджета стоит на одном из первых мест.

Материал подготовил Александр Патрикеев
Журнал «Бюджет» №3 март 2003 г.

Поделиться