Финансы№3 март 2003 — 20 марта 2003

Финансовые стандарты наших стран должны быть совместимы

Версия для печати 4026 Материалы по теме
— Виктор Иванович, расскажите, как на Украине проходит принятие бюджета, какова процедура его обсуждения и выполнения?
— Правительство готовит проект бюджета и подает его на рассмотрение парламента до 15 сентября текущего года. То, что происходит дальше, — это политика чистой воды. В Верховной Раде уже несколько лет доминирует идеология бездефицитного бюджета: таким он принимается, но либо выполняется с дефицитом, либо секвестируется, так как реальные доходы всегда оказываются ниже расчетных. Особенностью закона о государственном бюджете на 2003 год было то, что Национальный банк обязали внести в казну 700 млн гривен доходов, которые сразу же были «закреплены» за социально значимыми расходными статьями. Речь идет о компенсациях вкладчикам советского Сбербанка и «чернобыльских выплатах». И это социально-значимое решение обернулось обвинениями со стороны коммунистов в адрес главы Национального банка Украины, главы бюджетного комитета Верховной Рады в фальсификации уже принятого закона о бюджете. Впрочем, принятие бюджета у нас всегда сопровождается борьбой различных финансово-политических групп, и едва ли подробности этих баталий интересны читателям вашего профессионального журнала.
 
— Вас в России знали как министра экономики, народного депутата, а сегодня вы возглавили Государственную комиссию по регулированию рынков финансовых услуг. В чем заключаются главные задачи комиссии?  
— Комиссия была создана указом президента Украины в декабре 2002 года. Это орган центральной исполнительной власти со специальным статусом. Задачей комиссии является надзор за небанковскими финансовыми учреждениями, а также обеспечение нормативно-правовой базы работы этих учреждений. Комиссия стала третьим финансовым регулятором в Украине — после Нацбанка и Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Функции комиссии определены законом Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг».
 
— Сколько же финансовых учреждений подпадут под надзор вашей комиссии?
— Предварительная «инвентаризация», проведенная Госкомстатом по данным о государственной регистрации финучреждений, дала цифру около 5 тыс. коммерческих структур, подлежащих нашему надзору. Однако точные данные имеются лишь по страховым компаниям, надзор за которыми осуществляется в Украине, начиная с 1993 года. Всего их насчитывается 338. Полных данных по остальным учреждениям нет. Например, зарегистрировано более 100 предприятий, имеющих в названии слова «негосударственный пенсионный фонд», но предполагается, что негосударственным пенсионным обеспечением занимаются не более 20 из них. Закон «О негосударственном пенсионном обеспечении» принят парламентом в первом чтении. Только после вступления его в силу мы сможем приступить к эффективному регулированию сферы негосударственных пенсионных фондов (ПФ). Тем не менее, крупнейшие корпорации уже сейчас создают собственные мощные пенсионные фонды. Как, например, пенсионный фонд ТНК. Мне было приятно, что представители российских пенсионных фондов обратились к нам с предложением о сотрудничестве. Создание необходимых условий для перевода пенсионных взносов между российскими и украинскими ПФ — давно назревшая необходимость. Это важно для обеспечения свободной миграции рабочей силы между нашими странами.
Новым видом учреждений, подлежащих госрегулированию и надзору, являются ломбарды. Их количество растет особенно быстро и, по оценкам специалистов, достигло 2000.
Приоритетным направлением в работе комиссии я считаю развитие лизинга. В нашей стране свыше сотни лизинговых компаний, но потенциал развития этого вида бизнеса использован не более чем на 15%.
В Украине насчитывается огромное количество предприятий, имеющих в названии слова «финансовая компания», которые никогда не находились под специальным государственным надзором. К сожалению, печальный опыт сомнительных финансовых трастов хорошо известен и в России, и в Украине. Поэтому деятельность таких структур мы будем анализировать отдельно и очень тщательно.
 
— Виктор Иванович, недавно Украина «познакомилась» с санкциями FATF. Правда, «знакомство» оказалось недолгим, но теперь борьба с легализацией криминальных доходов стала приоритетом государственной политики. Какова роль вашей комиссии в борьбе с отмыванием денег?
—Действительно, сейчас все государственные учреждения в Украине активизировались на данном поприще. В структуре нашего органа также предусмотрено создание специального подразделения для этих целей, хотя работу по выявлению фактов отмывания грязных денег в системе рынка финансовых услуг будут вести все надзорные департаменты.
Нельзя допустить перетекания больших объемов денежных средств неизвестного происхождения из банков, где усилился «антиотмывочный контроль», в сферу небанковских учреждений, где до последнего времени надзора не было вообще. Общей предпосылкой успешной борьбы с отмыванием денег является сокращение объемов наличного денежного обращения (в Украине в форме «налички» «гуляет» более 40% выпущенных денег).
 
— Как известно, украинское правительство пытается ограничить отток капитала из страны, который идет через перестрахование у нерезидентов. Какова ваша позиция в этом вопросе?
— Объемы операций по перестрахованию у нерезидентов превышают один миллиард гривен. В случаях, когда речь идет о страховании крупных рисков (страхование объектов ядерной энергетики, космических запусков, авиационного и морского транспорта), перестрахование у нерезидентов неизбежно, поскольку отечественные компании не в состоянии нести ответственность по этим рискам в полном объеме. Однако правда и то, что иногда операции по перестрахованию используются для вывода капитала из страны. С этим и будет бороться наша комиссия.
Настораживающим фактом при этом являются попытки отдельных «групп влияния» использовать такую борьбу в своих бизнес-интересах. Например, недавно я представил свои возражения по проекту, подготовленному некоторыми правительственными органами, где устанавливаются требования к страховым компаниям-нерезидентам. Эти требования таковы, что перестраховывать риски можно будет только в нескольких крупнейших западных компаниях. Традиционное сотрудничество между украинскими и российскими страховыми компаниями в этом случае станет невозможным. Мы не можем допустить таких решений, поскольку они нарушают принципы равных условий конкуренции для участников страхового рынка.
 
— Но чтобы предъявлять высокие требования к партнерам, нужно самим соответствовать таким стандартам. Как вы оцениваете уровень развития страхового бизнеса в Украине и в России?  
— В России этот уровень заметно выше. Думаю, что он выше также в сфере надзора за страховыми компаниями, и нам хотелось бы обменяться опытом с российским Минфином. Я заинтересован в налаживании отношений с российскими финансовыми органами и представителями рынка, поскольку уверен, что и в дальнейшем наши экономики будут тесно интегрированы.
С практической точки зрения, очень важно обеспечить единство стандартов в финансовом секторе. Если мы желаем тесно взаимодействовать, способствовать интеграции экономик Украины и России, то мы должны пользоваться международными стандартами и по возможности унифицировать законодательство обеих стран. Наши стандарты должны быть совместимы. Это позволит иметь совместные взаимовыгодные проекты.
 Для предложений о сотрудничестве даю свой адрес электронной почты: suslov@minfin.gov.ua.

Справка «Бюджета»

СУСЛОВ Виктор Иванович, председатель Госкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины, кандидат экономических наук, в прошлом — народный депутат Украины, член Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности.. В 1993-1994 гг. — советник президента Украины. В 1997-1998 гг. — министр экономики, член Совета национальной безопасности и обороны.

Беседовал Виктор Тимошенко
Журнал «Бюджет» №3 март 2003 г.

Поделиться