Версия для печати 5006 Материалы по теме
Елена СКРЫННИК, председатель Российской ассоциации лизинговых компаний
 
По прогнозам экспертов, темпы роста рынка лизинга останутся в ближайшие два-три года на высоком уровне. Однако по объемам лизингового рынка Россия находится пока на 13–14-м месте среди стран Европы.
 
Через два года российскому лизингу исполнится 10 лет. Для эпохи реформ и динамичного развития экономики России — это значительный срок. С какими показателями индустрия лизинга встретит юбилей — во многом будет зависеть от общеэкономической ситуации в стране и состояния законодательства в инвестиционной сфере. Ясно одно: заложенные в бюджет РФ 2003 г. темпы экономического развития страны невозможны без технического перевооружения промышленного и сельскохозяйственного производства, обновления основных производственных фондов, без привлечения масштабных инвестиций, обеспечения их защиты и целевого использования. И лизинг — это один из мощных и уже проверенных на практике инвестиционных механизмов.
К концу 2001 г. Минюст, а затем Минэкономразвития выдали около 2500 лицензий на право осуществления лизинговой деятельности. Сегодня политика либерализации экономики и отмена лицензий на право ведения лизингового бизнеса привели к тому, что практически каждый хозяйствующий субъект может включить в свой устав строку о лизинге и заниматься этой деятельностью. Безусловно, число лизинговых сделок возрастает, но их качество оставляет желать много лучшего. Правда, отмена лицензирования может дать и положительный эффект: мы ожидаем некоторый рост в секторе частных услуг и в сфере малого и среднего бизнеса.
Но сегодня лизинг работает практически во всех отраслях. По данным Российской ассоциации лизинговых компаний, в 2001 г. на долю промышленности и строительства приходилось более 53% инвестиций по лизингу. В сфере частных услуг (торговля, мелкотоварное производство) работают 11% лизинговых инвестиций. Муниципальный (общественный) лизинг занимает 6% в инвестиционном портфеле лизинговых компаний. Специализированный, или отраслевой лизинг, включая АПК и авиализинг, имеет долю в 30%. В принципе, подобное соотношение сохраняется уже на протяжении ряда лет.
Самый же динамичный сектор рынка лизинга (и не только у нас в стране) — это лизинг автомобильного транспорта. В последние годы он развивается достаточно интенсивно: прирост в сравнении с 2000 г. у отдельных компаний превышает 200%. Аналогичные процессы происходят практически во всех странах Восточной Европы. Высокая динамика развития лизинга в 2001 г. наблюдалась также в секторах компьютерного и офисного оборудования (до 300%), машиностроительного оборудования (до 250%), а также специальной техники и оборудования (до 400%). Конечно, речь идет об отдельных компаниях и их успехах. Средний же процент прироста объемов лизинга наших компаний — членов ассоциации «Рослизинг» составляет около 60%. Это очень высокий показатель, с чем я хочу поздравить своих коллег.
Развитие лизинга зависит от многих факторов. Количественные показатели рынка лизинга в основном служат зеркальным отражением общей экономической ситуации в стране. Определяющее влияние на них оказывают уровень инфляции, темпы роста экономики, экономическая политика государства, макроэкономические показатели.
А вот качественные характеристики — соотношение международного и внутреннего лизинга, сроки лизинга, развитие новых видов лизинга и лизинга недвижимого имущества, структурирование лизинговых сделок, безопасность и прибыльность бизнеса и т. д. — во многом зависят от состояния законодательной и нормативной базы, от отношения государства к этому виду инвестиционной деятельности.
Что же касается последнего, то в прошлом году здесь произошли глубокие изменения. Так, после практически годового перерыва в полную силу вновь заработал федеральный аграрный лизинг, но уже на новой экономической и правовой основе.
Получил поддержку государства и авиационный лизинг. Успешно развивается лизинг в дорожно-строительной отрасли. Определенные конкретные шаги в развитии лизинга мы видим сегодня и в сфере природных ресурсов. Законодательные шаги со стороны правительства РФ по реформированию железнодорожной отрасли в части признания иных, помимо МПС, собственников вагонного парка сыграло большую роль для развития лизинга в сфере железнодорожного транспорта.
В России, как и в предыдущие годы, преобладает внутренний лизинг, когда лизингополучатель и лизингодатель являются резидентами РФ. Однако отдельные крупные компании начинают активно прорабатывать вопросы поставки оборудования как на экспорт, так и по импорту с использованием схем международного лизинга — например, в секторах авиаперевозок и специального машиностроения.
Сегодня лизинговые компании для проведения лизинговых операций в 80 случаях из 100 используют привлеченные средства. Кредитование лизинговых операций заняло достойное место в инвестиционных портфелях большинства крупных коммерческих банков страны. Более 82% лизинговых договоров заключаются на срок от
2 до 5 лет. Есть примеры договоров лизинга на срок до 10 лет и более. Правда, в этих случаях речь идет о специальных, стратегических для страны или отрасли проектах и финансирование их осуществляется иными, нежели банковские кредиты, способами.
Безусловно, радует тот факт, что отечественные производители товаров и услуг начинают успешно осваивать не только арифметику, но и высшую математику большого бизнеса. С профессионалами всегда легче работать, а в лизинге с каждым годом их становится все больше.
 
Панорама «Бюджета»
Преодолен триллионный рубеж

Объем вкладов населения на счетах российских банков наконец-то перевалил черту в 1 трлн руб. По данным Госкомстата России, к 1 декабря 2002 г. рублевые и валютные вклады населения составили 1014,1 млрд руб. По сравнению с 1 декабря 2001 г. эта цифра выросла на 53,1%. При этом видно, что доля вкладов населения в Сбербанке падает, хотя и медленно: по состоянию на начало декабря 2002 г. она снизилась до 49,2% (против 52,3% на 1 декабря 2001 г.). Доверие населения к банковскому сектору, подорванное кризисом 1998 г., постепенно восстанавливается. Если российские банки сумели собрать 1 трлн руб., то можно говорить о соответствующем расширении базы для предоставления кредитов их клиентам — как юридическим лицам, так и населению. Многие банки сейчас честно признаются, что из привлекаемых от частников средств они формируют портфель кредитных услуг для тех же частных лиц.
 
Деньги для северян
Правительство России утвердило распределение по субъектам РФ средств, выделяемых из федерального бюджета в 2003 г. на жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в общей сумме 771,53 млн руб. Как сообщил ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой на департамент правительственной информации, соответствующее распоряжение N273-р подписано 4 марта во исполнение ст. 85 федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год».
Распределение по субъектам РФ средств, выделяемых из федерального бюджета в 2003 г. на жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, выглядит следующим образом:
 
Республика Карелия — 3,6 млн руб;
Республика Коми — 105 млн руб;
Архангельская область — 14,7 млн руб;
Мурманская область — 79,6 млн руб;
Ненецкий автономный округ — 20 млн руб.
 
Утвержден приватизационный список

Правительство РФ утвердило дополнительный приватизационный список. На продажу будет выставлено 154 пакета акций АОО, 193 ФГУП и 47 пакетов акций кредитных организаций. К крупным продажам уже сегодня можно отнести пакет 26% акций минус одна акция Росгосстраха, который, по предварительной оценке, может стоить около 10 млн долл., 25% минус две акции Связьинвеста — 1 млрд долл., 17,84% акций Магнитогорского металлургического комбината, от продажи которого казна надеется получить не менее 175 млн долл. Всего в 2003 г. Минимущество планирует выручить для казны около 18 млрд долларов.

Журнал «Бюджет» №3 март 2003 г.

Поделиться