Версия для печати 3310 Материалы по теме
Регионам можно помочь

Бушмин Евгений Викторович
Председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Евгений Викторович БУШМИН оценивает главный финансовый документ страны как реалистичный. Но останавливаться на достигнутом, по его мнению, не следует.

— Евгений Викторович, хотелось бы услышать оценку основных параметров федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. Есть ли принципиальные изменения по сравнению с бюджетом на 2012 год? Насколько новый бюджет реалистичен, каков его запас прочности?

— По сравнению с бюджетом 2012 года изменения есть, они в основном связаны с тем, что разница между доходами и расходами невелика. Бюджетное правило теперь не позволяет наращивать расходы исходя из доходов. Расходы федерального бюджета впервые сформированы таким образом.

— В этом коренное отличие?

— Да. Вне зависимости от того, будет у нас дефицит или профицит, величина расходов четко зафиксирована. Если нефть будет стоить больше 91 доллара за баррель, мы получим больший объем доходов, чем запланировано. По прогнозам, нефть скорее всего будет стоить 97 долларов, по­этому мы ожидаем не дефицита, а профицита. Если же цена упадет до 80 долларов, то мировая экономика, конечно, будет находиться в совершенно другом состоянии. По нашему мнению, колебания возможны в пределах 10–12 долларов, но никак не 20–25. Запас прочности у бюджета очень большой.

— Совет Федерации 2 октября провел большие парламентские слушания по проекту федерального бюджета — 2013. По итогам обсуждения их участники, прежде всего представители субъектов РФ, приняли ряд рекомендаций к Правительству России. В какой мере эти рекомендации учтены?

— Реакция на наши рекомендации от 2 октября могла последовать только в рамках второго чтения закона о бюджете. В проекте бюджета, внесенном в Госдуму 1 октября, были учтены наши апрельские рекомендации, содержавшиеся в постановлении Совета Федерации о бюджете будущего, 2013 года.

В проект, который недавно приняла Госдума, были внесены отдельные изменения, и они частично коснулись регионов, на чем мы как раз настаивали. В частности, четко распределены расходы в размере пяти миллиардов рублей, связанные с адаптацией промышленности и АПК к условиям членства России в ВТО. Кроме того, между регионами распределены 60 миллиардов рублей, предназначенных для повышения зарплаты работникам бюджетной сферы. В каждом регионе уже знают, сколько они в ближайшее время получат. Мы хотели распределить между регионами еще 40 миллиардов рублей, но правительство убедило нас подождать до мая 2013 года. Посмотрим, каким будет социально-экономическое положение после первого квартала, а потом трехсторонняя рабочая группа с участием членов Совета Федерации и депутатов Госдумы примет необходимое решение.

— Что еще можно сделать для облегчения финансового положения регионов?

— Дать больше денег. Проблема только в том, как их заработать. А у нас как сели на нефтяную иглу, так и перестали стратегически мыслить.

— Совет Федерации видит стимулы для зарабатывания?

— Отказаться от добычи нефти. Знаете, какой это будет стимул? Сразу у всех голова заработает! Ведь 50 процентов российской экономики зависит от нефтегазовых доходов. У Катара, правда, нефтегазовая зависимость еще выше — 70 процентов, но там численность населения и территория неизмеримо меньше, чем у нас...

А если серьезно, то регионам можно помочь. Во-первых, действительно дать денег из федерального бюджета, и мы постараемся сделать все, чтобы это произошло. Во-вторых, необходимо, чтобы эти средства пошли в дело, были израсходованы эффективно. Сейчас, к сожалению, большая их часть будет, образно говоря, проедена, то есть уйдет на повышение зарплат бюджетников. Конечно, это святое, но наряду с ним должны быть инвестиционные проекты, включая строительство социальных объектов.

— На III Финансовом форуме России несколько часов назад обсуждалась проблема длинных денег, говорилось о том, как направить их на инвестирование инфраструктурных проектов...

— Конечно, прежде всего надо что-то делать со средствами Пенсионного фонда, которые сейчас невозможно привлечь в экономику в качестве длинных денег. В законодательство будут внесены изменения, которые позволят полностью поменять подходы к их размещению. Если мы хорошо подумаем и предложим правильные инвестиционные стратегии, то накопительную часть пенсий можно будет использовать для финансирования инфраструктурных проектов. Главное — государство должно четко заявить, что пенсионные деньги, куда бы они ни вкладывались, находятся под его контролем и не пропадут.

— Торжественно поклясться?

— Нет. Достаточно принять закон о том, что федеральный бюджет обязан возместить все потери в случае форс-мажорных обстоятельств. Ведь все сразу инвестиционные проекты не могут лопнуть! Просто со стороны государства должны быть гарантии и контроль.

И еще о помощи регионам. Необходим контроль за их долгами. Общая сумма госдолга субъектов РФ превышает сейчас 1,1 триллиона рублей, и она, возможно, будет расти, потому что почти 60 субъектов имеют дефицитные бюджеты, а значит, вынуждены занимать деньги на финансовых рынках. Сами регионы без участия федерального центра с долговой проблемой не справятся. Уже заседала специальная рабочая группа, созданная правительством и Советом Федерации. Она будет рассматривать ситуацию в регионах, где создалось критическое положение с долгом, возможность оказания им помощи и самое главное — должна будет разобраться, на что были потрачены деньги. Некоторые регионы создали инфраструктуру, которая сейчас приносит или вот-вот начнет приносить доходы. Помогать им — милое дело. А с теми, кто проел бюджетные средства, сложнее... Дефицит оправдан только в том случае, если средства были направлены на развитие, с расчетом на перспективу.

— Отдельные эксперты полагают, что нынешняя модель развития не обеспечит высоких темпов роста экономики. По их мнению, надо наращивать государственные инвестиции в реальный сектор, не слишком увлекаясь наполнением финансовой «подушки безопасности». Вам какая точка зрения ближе — их или Минфина России?

— Две эти стороны говорят о разных вещах. Эксперты тоже не против «подушки безопасности», а Минфин не против развития, не против проектов. Просто «подушку безопасности» сейчас можно наполнять только за счет средств бюджета. Но мне кажется, если мы сегодня все деньги из Фонда национального благосостояния и Резервного фонда, весь профицит федерального бюджета направим на реализацию инфраструктурных проектов, то достаточно быстро кончим как Советский Союз. Экономическая составляющая распада СССР очевидна — это всепоглощающее государственное участие и масса чиновников, заинтересованных в собственном благе, а не в успехе проекта, завода и так далее.

— Госкомпаниям не надо давать слишком много воли?

— Совсем не надо. Просто в нынешних условиях Россия больше ориентирована на государственное строительство. Согласно экономической теории мы должны не направлять деньги на участие государства в проектах, а снижать налоговое бремя. Чем ниже налоги, тем активнее бизнес. Но это в теории, а на практике доля государственного участия сейчас велика, только не надо доводить дело до абсурда. Наращивать долю государства дальше не имеет смысла! Излишки денег лучше всего вкладывать в «подушку безопасности».

— Счетная палата РФ не так давно оценила набор антикризисных мер от Минфина как традиционный. Чем его можно было бы дополнить?

— Если случится настоящий кризис, 200 миллиардов зарезервированных рублей нас не спасут. И двух триллионов не хватит, и даже четырех. Дополнительных мер, которые еще можно было бы предпринять, я пока не вижу, но не видно и самого кризиса. То, что предлагает Счетная палата (усиление антикризисных мер. — Прим. редакции), делалось и в 2008 году. Я с ней согласен, только предложить что-то, кроме снижения налогового бремени и нормальной модернизации с помощью государства при покупке новых технологий, не могу.

Бороться с кризисом можно только развивая реальный сектор экономики. В начале 2000-х годов у нас была очень хорошая динамика: каждый год государство на 1 процент ВВП снижало налоговую нагрузку, но потом процесс остановился. А дальше начался кризис... Сегодня пора снова подумать об этом. Один шаг вперед уже сделан: с 1 января 2013 года вступят в силу льготы по налогу на вновь вводимое движимое имущество. Это великолепное решение для бизнеса, он будет быстрее обновлять оборудование. Это стимул, но почему он создан за счет субъектов? Ведь налог на имущество — региональный. Пусть федеральный центр поучаствует в процессе, возместит регионам потери. Мы все время рассматриваем антикризисные меры для федерального бюджета, а на самом деле надо рассматривать меры для экономики в целом. Тогда, может быть, и для федерального бюджета кризис не будет таким кошмарным, как в 2008 году.

— В 2012 году ваш комитет работал в новом формате, теперь в его компетенцию также входят вопросы, связанные с финансовыми рынками. Удачным ли оказалось такое совмещение сфер ответственности?

— Год был переходным для комитета, и оценивать его следует именно в этом качестве. У председателя Комитета по бюджету и финансовым рынкам три первых заместителя и три направления деятельности четко разделены между собой. Бюджет курирует В. А. Петров, финансовый контроль — С. П. Иванов, банки и финансовые рынки — Д. Н. Ананьев. У нас каждое направление работы является самостоятельным, но при этом все мероприятия и аппарат общие. Это удобно, помогает экономить, но, может быть, через год мы и придем к каким-то переменам. А пока все работают с точки зрения результативности так же, как три комитета.

— Какие важные вопросы собираетесь рассмотреть в 2013 году?

— Собираемся рассмотреть все, что связано с системой платежных терминалов, на данную тему поступает много обращений от граждан. Будем менять законодательство, чтобы облегчить людям процесс оплаты различных услуг. Есть также предложения по налоговой политике, в том числе по модернизации налога на землю, введению налога на недвижимость...

Из доклада Е. В. Бушмина на заседании Совета Федерации 28 ноября

Если сравнить 2013 год с относительно благополучным 2008 годом, то можно говорить о достаточно ощутимом увеличении доходов бюджета (почти на 40 %). При прогнозной цене на нефть 97 долларов в 2013–2015 годах прогнозируется рост ВВП. В 2013 году он составит 3,7 %, в 2014–2015 годах — 4,3 и 4,5 % соответственно. Для экономического прорыва рост очень скромный. Но при этом прогнозируется превышение темпов роста российской экономики над темпами роста мировой в 2013 году на 0,2 %, в 2014-м — на 0,4 %, в 2015 году — на 0,5 %.

Прогнозируется снижение уровня инфляции с 5–6 % в 2013 году до 4–5 % в 2015-м. Темпы прироста расходов составляют в 2013 году 3,3 %, в 2014-м — 6,1 % и в 2015 году — 10,0 %. В реальном выражении расходы растут только в 2014 и 2015 годах соответственно на 1,1 и 4,8 %. По сравнению с 2012 годом расходы федерального бюджета вырастут в 2015 году почти на 20 %.

Объем Резервного фонда увеличится с 3,2 трлн руб. (4,8 % ВВП) в 2013 году до 4,7 трлн руб. в 2015-м (5,7 % ВВП). Использование его средств в 2013–2015 годах не предусматривается. Объем Фонда национального благосостояния на конец 2015 года составит 2,85 трлн руб. (3,4 % ВВП). По сравнению с 2012 годом он увеличится на 88,1 млрд руб.

Бюджет, как и в прошлые годы, сформирован с дефицитом. В 2013 году он составит 521,4 млрд руб. (0,8 % ВВП), в 2014-м — почти 144 млрд руб. (0,2 % ВВП), в 2015 году — 10,8 млрд руб. (0,01 % ВВП). В текущем году дефицит планируется на уровне 42,7 млрд руб. Правительство могло бы сформировать и бездефицитный бюджет, но, во-первых, дефицит у нас небольшой (по сравнению с другими странами), а во-вторых, сегодня у государства есть серьезные задачи, в том числе социальные, решение которых требует увеличения расходов.

Наш комитет рекомендовал одобрить Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» и продолжить работу над ним в ходе его исполнения.

Поделиться