Версия для печати 6022 Материалы по теме
Региональный  Электронный бюджет

Олег Иванов
Олег Анатольевич ИВАНОВ, первый заместитель генерального директора НПО Криста

Начиная с 2011 года Министерством финансов РФ проводится масштабная работа по созданию интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», которая подразумевает разработку и реализацию к 2016 году требований к функциональным, техническим и информационным характеристикам автоматизации в сфере общественных финансов. Во многих субъектах Федерации к настоящему времени проделана большая работа по автоматизации регионального и муниципального сегментов управления общественными финансами. В отдельных случаях используемые в процессе управления региональными финансами комплексные решения обеспечивают до 90 % заявленных в рамках «Электронного бюджета» функциональных возможностей. Поэтому уже сейчас такие решения можно назвать региональными сегментами «Электронного бюджета», которые обеспечивают основные принципы, провозглашенные Министерством финансов РФ:

  • открытость, прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного и муниципального управления;
  • создание условий для наиболее эффективного использования бюджетных средств и активов публично-правовых образований.

Обобщив положительный опыт регионов и муниципальных образований, успешно использующих в практике управления финансами комплексные решения НПО Криста, и обозначив перспективы их развития в рамках интеграции с федеральным сегментом «Электронного бюджета» в части реализации стандартов бизнес-процессов, классификаторов и формуляров, которые Министерство финансов РФ планирует разработать в 2012–2014 годах, мы подготовили Концепцию развития региональных систем управления финансами в рамках создания Регионального электронного бюджета.

Информационно-аналитическая поддержка

Региональный Электронный бюджет — комплексное решение НПО Криста, обеспечивающее информационно-аналитическую поддержку процессов управления общественными финансами за счет:

  • формирования единого информационного пространства, обеспечивающего возможность использования юридически значимого документооборота. В рамках функционирования Регионального Электронного бюджета формируется единое информационное пространство с применением электронной подписи между органами государственной власти, местного самоуправления и государственными и муниципальными учреждениями, обеспечивающее единство принципов работы и унификацию бизнес-процессов для всех участников процесса управления финансами;
  • комплексности решения. Региональный Электронный бюджет охватывает все бизнес-процессы цикла управления финансами: стратегическое планирование, программно-целевое планирование и исполнение бюджета, управление доходами, управление нефинансовыми активами, управление долгом, управление закупками, бухгалтерский и управленческий учет и отчетность, мониторинг и оценка результативности и эффективности исполнения бюджета;
  • синтеза методологии и автоматизации процессов управления финансами. Единство методологического и информационно-аналитического обеспечения процессов управления финансами позволяет сократить время на внедрение всего комплекса мероприятий за счет использования специально разработанных под автоматизацию порядков, регламентов и методик расчета;
  • применения передовых технологий и мобильных устройств. Рабочий ритм современного руководителя обязывает иметь всю информацию всегда под рукой, поэтому все большей популярностью пользуются мобильные устройства, позволяющие оперативно получать необходимую информацию в удобном для принятия решений виде. Для этих целей в составе Регионального Электронного бюджета разработаны удобные web-приложения и приложение для мобильных устройств «iМониторинг».

Децентрализованная и централизованная схемы

Множественность и иерархичность системы управления финансами определяют условия организации и функционирования данного механизма и предопределяют использование двух схем построения единого информационного пространства:

1) децентрализованная схема (клас­сическая);

2) централизованная схема (бюджет как услуга).

рис
Децентрализованная (классическая) схема построения единого информационного пространства региона (рис. 1) предполагает наличие мини-центра обработки данных у каждого участника процесса управления финансами (off-line-клиента), обеспечивающего унификацию основных процессов и специфику выполнения отдельных операций, и возможность консолидации информации по определенным правилам на уровне муниципального образования и региона в целом. Данную схему в настоящее время используют большинство субъектов РФ.

Централизованная (бюджет как услуга) схема построения единого информационного пространства региона (рис. 2) предполагает наличие единого центра обработки данных для всех участников процесса управления финансами, обеспечивающего унификацию всех процессов и операций, а также хранение всех первичных данных и настроек в едином интегрированном хранилище данных региона. Данная SaaS-модель (Software as a Service) создает целый ряд преимуществ, среди которых можно выделить отсутствие необходимости установки специализированного программного обеспечения на рабочих местах, ускорение процесса развертывания системы, улучшение качества технического обслуживания.

Состав Регионального Электронного бюджета

Обеспечение комплексности автоматизации всех бизнес-процессов управления региональными и муниципальными финансами является основной задачей Регионального Электронного бюджета. Функциональные решения Регионального электронного бюджета соответствуют выделенным в рамках его проектирования подсистемам. Центральным элементом здесь является Аналитический центр руководителя, в который стягивается информация обо всех направлениях финансового и социально-экономического состояния субъекта Федерации. Это своеобразный мозговой центр региона, обеспечивающий его руководство оперативной, достоверной, визуально понятной информацией для принятий решений.

В состав Регионального Электронного бюджета входят законченные решения (рис. 3), которые могут быть применены как в комплексе, так и для решения отдельных задач.

Решение 1. Аналитический центр руководителя.

Решение 2. Стратегическое планирование. Программно-целевой бюджет.

Решение 3. Бюджетное планирование.

Решение 4. Исполнение бюджета.

Решение 5. Управление доходами.

Решение 6. Управление имуществом.

Решение 7. Управление долгом и финансовыми активами.

Решение 8. Управление закупками.

Решение 9. Бухгалтерский и управленческий учет.

Решение 10. Паспортизация учреждений. Консолидация информации в соответствии с приказом Минфина России № 86н.

Решение 11. Консолидированная отчетность.

Решение 12. Местное самоуправление.

Решение 13. Электронные услуги. МФЦ.

Каждое решение может состоять из одной или нескольких информационных систем. Такая модульность решений позволяет формировать различные функциональные комбинации для обеспечения индивидуальных потребностей каждого участника процесса управления финансами. Целевая архитектура Регионального электронного бюджета — это новый уровень интеграции бизнес-процессов и информационных ресурсов, в основе которых находится единая система справочников, классификаторов и формуляров, интегрированная с классификаторами и формулярами федерального сегмента «Электронного бюджета».

Применение облачных технологий позволит унифицировать бизнес-процессы как субъекта Федерации, так и муниципальных образований региона, обеспечив оптимальное использование программно-технических, людских и финансовых ресурсов. Обеспечение принципа прозрачности и открытости бюджетной сферы предполагает создание и расширение существующих ресурсов размещения аналитической информации для доступа широкого круга лиц. Создание портала «Открытый бюджет», iPad и iPhone-приложения с аналитическими выкладками будут способствовать укреплению доверия граждан к органам государственной власти и местного самоуправления.

панорама
Немаловажным аспектом функционирования Регионального Электронного бюджета является его информационное взаимодействие с федеральным сегментом «Электронного бюджета» и внешними системами. Предполагается, что к 2016 году удастся создать единое пространство доверия, обеспечив интерактивное взаимодействие органов власти, учреждений, населения и бизнеса с применением единых средств электронной подписи, выдаваемых удостоверяющими центрами.

Поделиться