В ходе семинара был проведен обзор поправок к бюджетному законодательству, принятых в 2012 году и планируемых к принятию в 2013 году, рассмотрены особенности финансового обеспечения деятельности учреждений на основе государственных (муниципальных) заданий, передовые методики контроля, мониторинга и оценки качества финансового менеджмента учреждений. Участниками предложены новые оптимальные решения для постепенного перехода к программному бюджетированию, не осталась без внимания и тема электронного бюджета.
Об изменениях в бюджетном законодательстве в 2013 году рассказала заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов РФ Т. В. Саакян. Она отметила новый механизм перечисления в бюджеты субъектов РФ из федерального бюджета субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, обозначила планируемые изменения в законодательстве, связанные с совершенствованием методологии формирования перечней государственных и муниципальных услуг и установлением федеральных полномочий по формированию Единого регистра государственных и муниципальных услуг (работ).
Заместитель генерального директора компании БФТ Н. В. Гвоздева посвятила свой доклад нормативному финансированию учреждений как инструменту управления бюджетной сетью. В качестве примера она привела финансирование учреждений дополнительного образования. По ее словам, при их укрупнении высвобождаются средства, необходимые для дальнейшей работы. Таким образом, нормативы могут стимулировать учреждения к объединению, и в ряде случаев оно может быть полезно и эффективно. При этом мониторинг их деятельности, по мнению Гвоздевой, должен проводиться не реже одного раза в год и включать в себя как промежуточную оценку, так и обязательный контроль по итогам года. Это позволит повысить качество управления сетью учреждений и сократить трудозатраты на сбор и свод отчетности.
Элементы электронного бюджета
В ходе семинара были изучены основные вопросы внедрения на федеральном и региональном уровнях государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Данная тема была раскрыта экспертами БФТ на примере г. Москвы, где основные элементы концепции «Электронный бюджет» внедрены на основе создания автоматизированной системы управления государственными финансами (АСУ ГФ). Учитывая высокую актуальность данной темы, на семинаре были детально рассмотрены одни из основных и на сегодняшний день мало апробированные элементы регионального сегмента электронного бюджета: централизованный бюджетный учет и создание открытого портала бюджетной системы «Открытый бюджет».
Организация централизованного бухгалтерского учета учреждений нашла свое отражение в соответствующем программном продукте БФТ — «АЦК-Бюджетный учет», который позволяет решать такие задачи, как формирование достоверной отчетности, снижение затрат на ведение учета, управление обязательствами и активами, мониторинг финансового состояния публично-правового образования. Единые методологические стандарты учета для всех учреждений и единая нормативно-справочная информация, предусмотренные в «АЦК-Бюджетный учет», позволяют автоматизировать процесс формирования отчетности и сопоставить учетные данные на региональном уровне. Были продемонстрированы главные преимущества системы: создание единого информационного пространства в области бюджетного учета за счет укрупнения бухгалтерских служб и интеграции с продуктовой линейкой АЦК.
Одно из главных требований при создании регионального сегмента «Электронный бюджет» является обеспечение публичности и доступности для населения информации о бюджетной системе региона. На современном этапе считанное количество регионов реализовало данное требование. Для остальных же этот вопрос остается на повестке дня. В связи с чем на семинаре вниманию слушателей был представлен информационно-аналитический портал «АЦК-Открытый бюджет», который является действенным инструментом создания единого информационного пространства для информирования населения и бизнес-сообщества о ходе бюджетного процесса субъекта РФ, проведения публичной экспертизы государственных программ, а также для повышения прозрачности проводимой бюджетной политики и формирования положительного имиджа власти.
Новые программные продукты
Семинар стал не только эффективной площадкой для обсуждения наиболее актуальных вопросов современной бюджетной системы, но и позволил участникам ознакомиться с рядом новых программных продуктов для реализации последних законодательных новаций в организации бюджетного процесса как на региональном, так и муниципальном уровне. Были продемонстрированы новые программные модули учета наличных на банковских картах, сопоставления кассовых операций с данными Федерального казначейства, контроля за деятельностью учреждений, мониторинга деятельности учреждений.
Особый интерес вызвали новые возможности системы «АЦК-Планирование»: контроль выполнения графика разработки проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период в части соблюдения сроков выполнения основных этапов подготовки проекта бюджета, а также аналитическое распределение бюджетных ассигнований по программам. Не осталась без внимания тема программно-целевого бюджетирования — в качестве одного из вариантов безболезненного перехода муниципальных образований к программно-целевому принципу формирования бюджета было представлено новое решение БФТ «Поэтапный переход к программному бюджету».
В ходе семинара была организована работа круглых столов, посвященных вопросам управления бюджетной сетью учреждений и эксплуатации информационных систем семейства АЦК, где участники семинара смогли получить ответы на все интересующие вопросы.
Комментарий
А. Н. Моносов, генеральный директор компании «Бюджетные и Финансовые Технологии»С каждым годом перед финансистами встают новые, сложные и вместе с тем интересные задачи. Ежегодно мы собираемся с финансовым сообществом регионов и муниципалитетов в рамках семинаров БФТ — обсуждаем, дискутируем, находим оптимальные решения поставленных задач, приходим к новым идеям. Мы были рады в очередной раз увидеть наших постоянных участников и, конечно, познакомиться с новыми слушателями.
За довольно короткий срок мы смогли обсудить с представителями финансовых органов вопросы совершенствования систем управления бюджетным процессом, проблемы повышения эффективности бюджетных расходов, повышения прозрачности и публичности региональной бюджетной системы, охватить огромный массив информации, касающейся предстоящих в 2013 году изменений.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех читателей с наступающим Новым годом и Рождеством. Новый год для каждого из нас — новая страница в жизни, новый опыт и знания, новые достижения и победы. Желаю вам в новом году отличного настроения, энергии, творческого вдохновения и ярких впечатлений от каждого дня!