Судебная система№12 Декабрь 2012 — 13 декабря 2012

Проблемы правоприменения информационного права в деятельности Федерального казначейства

Версия для печати 6467 Материалы по теме
Проблемы правоприменения информационного права в деятельности Федерального казначейства

сауль
В настоящее время исполнение Федеральным казначейством возложенных на него государственных функций невозможно без использования современных интегрированных информационных и автоматизированных систем, а также без широкого внедрения информационных технологий, электронного взаимодействия с клиентами и соответствующего электронного документооборота. В связи с этим Федеральное казначейство участвует в правоотношениях, регулируемых не только бюджетным и гражданским законодательством, но также нормами и положениями информационного права. Светлана Николаевна САУЛЬ, начальник Юридического управления Федерального казначейства

Как известно, предметом правового регулирования информационного права являются отношения, возникающие при осуществлении процессов производства, поиска, сбора, обработки, накопления, хранения, передачи, распространения и потребления информации. С точки зрения бюджетного процесса наибольший интерес представляет публично-правовой аспект информационных отношений, связанных с необходимостью обеспечения государственного управления информационными процессами формирования и использования государственных информационных ресурсов, создания и применения государственных информационных и автоматизированных систем и средств их обеспечения, а также средств и механизмов информационной безопасности.

Необходимость применения информационного права в практической деятельности Федерального казначейства вытекает из того факта, что уже сегодня ведомство все чаще сталкивается с отношениями, которые регулируются информационным законодательством. Это отношения, связанные с электронным взаимодействием участников бюджетного процесса посредством электронного документооборота и электронной подписи, отношения по выдаче сертификатов ключей электронных подписей участникам государственных информационных систем и др.

Электронный документооборот

В Федеральном казначействе электронный документооборот (электронные документы и электронные подписи) применяется при осуществлении таких функций, как:

  • обеспечение исполнения федерального бюджета;
  • кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • открытие и ведение лицевых счетов;
  • ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  • ведение реестра государственных контрактов;
  • обеспечение пользователей общероссийского официального сайта для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг сертификатами ключей ЭЦП;
  • обеспечение размещения информации (сведений) о государственных (муниципальных) учреждениях на официальном сайте в Интернете и др.

Отношения, связанные с электронным документооборотом, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», приказами Минфина России, Мин­экономики России, Федерального казначейства в соответствии с установленной компетенцией и договорами об обмене электронными документами. При этом основным регулятором указанных отношений является договор. Примерная форма такого договора, а также правила электронного документооборота в системе Федерального казначейства установлены приказами ведомства.

В связи с активным использованием электронного документооборота возникает задача обеспечения его юридической значимости. Поскольку согласно ч. 4 ст. 11 Закона № 149-ФЗ и ч. 3 ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ статус электронного документа, подписанного ЭЦП, приравнен к документу на бумажном носителе, то при направлении клиентом электронного документа в орган Федерального казначейства возникают юридически значимые действия и правовые последствия. К таким правовым последствиям можно отнести:

  • моменты исчисления сроков;
  • доказательство (подтверждение) совершения (несовершения) действий;
  • подлинность документа и подписи на нем.
  • При этом риски, которые могут возникнуть в указанных случаях, связаны с оспариванием:
  • факта отправления и (или) получения электронного документа;
  • времени отправления и (или) получения электронного документа;
  • содержания отправленного/полученного электронного документа;
  • подлинности электронного документа;
  • целостности электронного документа;
  • идентичности лица, заверившего электронный документ ЭЦП;
  • полномочий лица, заверившего электронный документ ЭЦП.

В настоящее время эти вопросы урегулированы в той или иной форме соответствующим договором об обмене электронными документами, заключаемым Федеральным казначейством и его органами с клиентами. Такое регулирование предусмотрено Законом № 149-ФЗ, где договорное регулирование при обмене электронными документами приравнивается к законному.

Вместе с тем при договорном регулировании всегда имеется риск разной трактовки конкретных положений договора его сторонами, что в случае возникновения судебного спора приведет к необходимости изучения судом технических особенностей указанного в договоре электронного документооборота. И здесь ключевую роль будет играть построение обоснованной правовой позиции, для чего необходима доказательная база с целью подтверждения или опровержения определенного факта, действия (бездействия), которые состоялись в процессе информационного взаимодействия или электронного документооборота, в рамках работы информационных и автоматизированной систем Федерального казначейства.

В настоящее время в рамках существующего арбитражного и гражданского процессуального законодательства Российской Федерации сложно оценить, что послужит доказательством факта, действия (бездействия) при электронном взаимодействии органов Федерального казначейства с клиентами. В АПК РФ внесены изменения, обусловленные растущим значением информационных технологий, которые позволяют отнести к письменным доказательствам документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием Интернета, а также документы, подписанные электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи. Однако ни АПК РФ, ни законодательство Российской Федерации в целом не дают ответа на вопрос, каким должен быть документ, подтверждающий совершение (несовершение) действий, свершение фактов, подлинность информации при электронном взаимодействии в информационных системах.

Работает или не работает? Оригинал или копия?

Помимо вышеназванных проблем имеется еще ряд вопросов, нуждающихся в урегулировании информационным правом. Практика работы общероссийского официального сайта для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг выявила еще один риск органов Федерального казначейства. Им является оспаривание факта работы указанного сайта. В настоящее время факт работы сайта подтверждается либо опровергается экспертным путем. Вместе с тем вопросы о том, чем должен руководствоваться эксперт в данном случае, а также какие документы будут являться доказательством в суде, законодательством Российской Федерации не урегулированы. Такое положение может стать препятствием для осуществления справедливого правосудия.

Помимо поднятых выше проблем имеется еще ряд вопросов, нуждающихся в урегулировании информационным правом. К ним, в частности, относится один вопрос, связанный с электронным документооборотом.

Несмотря на то что весь документооборот на электронном аукционе является электронным, четкого понимания правового статуса электронного документа в законодательстве Российской Федерации пока нет. Определение понятия «электронный документ», данное Законом № 149-ФЗ, не указывает на его статус. То же самое относится и к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Этот закон установил условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью. Но, несмотря на это установление, статус электронного документа так и остался до конца неопределенным, поскольку без ответа остается вопрос, что считать оригиналом электронного документа, так как любая распечатка электронного документа на бумаге превращает его в копию, которую, кстати, не ясно каким способом надо заверять. Указанная неопределенность может стать в суде непреодолимым препятствием для доказательства в случаях, когда суд в соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 75 АПК РФ потребует представления оригиналов документов, существующих только в электронном виде.

Концепция «Электронный бюджет»

Все обозначенные в этой статье проблемные вопросы информационного права приобретут особую остроту по мере реализации Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»2. Ведь в результате ее реализации доля юридически значимого электронного документооборота в общем объеме документооборота при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности федеральных организаций сектора государственного управления достигнет не менее 70 %, а доля информации, размещаемой на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в режиме реального времени, достигнет 100 %.

При реализации Концепции «Электронный бюджет» приоритетными задачами станут:

перевод всех документов, используемых в процессе создания информации о деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами, в электронный вид через систему формуляров;

  • идентификация пользователей в информационных системах;
  • обеспечение интерактивного взаимодействия пользователей с информационными системами.

При этом для электронного взаимодействия пользователей в системе «Электронный бюджет» необходимо будет обеспечить единое пространство доверия электронной подписи для юридически значимого документооборота с применением средств электронной подписи, в том числе выдаваемых органами Федерального казначейства.

Таким образом, если сегодня участие в электронном взаимодействии носит добровольно-заявительный характер, то в ближайшем будущем оно станет обязательным. При этом, особенно на начальном этапе реализации системы «Электронный бюджет», могут возникнуть соответствующие судебные споры, которые будет трудно разрешить при отсутствии законодательного регулирования поднятых вопросов.

Все это актуально для органов Федерального казначейства, поскольку они как субъекты информационных правоотношений являются одновременно производителями, обладателями (держателями) и потребителями информации. Помимо этого актуальность для органов Федерального казначейства объясняется тем, что для всех субъектов, действующих в информационной сфере, устанавливается гражданско-правовая, административно-правовая и уголовная ответственность за неправомерное поведение в информационной среде.

По мере развития отношений в области информационных технологий с участием публично-правовых образований будет расти информационное законодательство, а поднятые в статье вопросы можно объяснить тем, что информационное право является новой, еще только формирующейся отраслью права, которая, несомненно, будет играть определяющую роль в развитии современного общества.

Поделиться