Версия для печати 4674 Материалы по теме
Приморский край:  инвестиции и налоги

Колесникова
Федеральный бюджет на 2013–2015 годы составлен с учетом новых бюджетных правил. Он уже не ориентирован на доходы от нефтегазового комплекса и должен формироваться в большей степени по иным источникам. На первый план выходит правильная оценка налоговой базы (потенциала) региона. Рассматривая потенциал Приморского края как максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, обязательно следует принимать во внимание социально-экономические особенности региона. Галина Васильевна КОЛЕСНИКОВА, руководитель Управления ФНС России по Приморскому краю, государственный советник РФ 3-го класса

В статье «Об основных аспектах расчета налоговой базы», опубликованной в «Налоговом вестнике» еще в 1999 году, ее авторы Р. А. Саакян и А. Д. Мельник писали, что в расчет налоговой базы должны в первую очередь включаться показатели, оказывающие ключевое влияние на ее формирование, такие как:

  • место и роль региона в общей системе хозяйства России;
  • специализация региона по отраслям хозяйства, особенности размещения и функционирования основных отраслей хозяйства;
  • численность населения региона, доля городского населения (коэффициент урбанизации);
  • валовой региональный продукт в разрезе основных отраслей;
  • объем выпуска промышленной продукции в физическом и денежном выражении в разрезе основных отраслей промышленности;
  • финансово-экономическое состояние предприятий основных отраслей региона, количество прибыльных и убыточных предприятий;
  • уровень и динамика заработной платы (информация о задолженности по заработной плате позволяет определить выпадающие доходы бюджета по подоходному налогу);
  • крупнейшие налогоплательщики региона;
  • объемы экспортных поставок в разрезе отраслей экономики региона (для прогноза сумм возмещения НДС предприятиям-экспортерам).

Инвестиционные проекты Приморья

Не в последнюю очередь на налоговый потенциал влияют создание новых производств и развитие экономики региона в целом. На сегодняшний день в России четко оформилась государственная политика, направленная на ускоренное развитие Дальнего Востока и Прибайкалья, подкрепленная значительными финансовыми ресурсами и сформулированная в документе «Стратегия развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года».

В Приморском крае реализуются 69 инвестиционных проектов общей стоимостью более 100 млрд долл. В крае определены инвестиционные приоритеты по шести направлениям: газонефтехимический, энергопроизводственный, морской и транспортно-логистический кластеры, формирование Владивостокской агломерации, развитие секторов экономики. В газонефтехимическом секторе компания «Роснефть» ведет строительство нефтехимического комплекса, который включает производство моноэтиленгликоля, полиэтилена, полипропилена, альфа-олефинов. Стоимость проекта оценивается в 173,2 млрд руб. ОАО «Газпром» планирует приступить к строительству газотранспортной системы «Якутия — Хабаровск — Владивосток», что предусматривает строительство заводов по переработке и сжижению природного газа. Общая стоимость инвестиций оценивается в 500 млрд руб.

В рамках развития энергопроизводственного сектора предлагаются проекты строительства Находкинской (на природном газе) и Уссурийской (на буром угле) ТЭЦ общей стоимостью около 40 млрд руб. В морском секторе — создание судостроительных верфей (на базе ОАО «Дальневостосточный завод „Звезда“» совместно с корейской судостроительной компанией реализуется проект создания верфи по производству крупнотоннажных танкеров ледового класса). Стоимость проекта в стадии уточнения. В рамках транспортно-логистического кластера реализуются проекты по модернизации автомобильных дорог, развитию воздушного транспорта (в г. Владивостоке построен международный аэропорт), морского фасада (включая портовые сооружения и портовую инфраструктуру). Общая их стоимость составляет 31,7 млрд руб. В рамках формирования Владивостокской агломерации действует программа «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Программой предусмотрены строительство и реконструкция объектов, обеспечивающих возможность проведения крупных международных мероприятий, в том числе саммита АТЭС; развитие транспортной, коммунальной, социальной инфраструктуры; перебазирование соединений Министерства обороны РФ с территории, вводимой под гражданские нужды.

Администрация Приморского края выступает государственным заказчиком 17 объектов транспортной, коммунальной, социальной инфраструктуры саммита АТЭС с общим объемом финансирования на весь период реализации программы 83,9 млрд руб. Три объекта введены в эксплуатацию в 2010 году, четыре сданы в 2011 году, десять — в 2012 году.

В направлении развития секторов экономики активно идет модернизация отраслей агропромышленного, лесного, рыбохозяйственного комплексов. Здесь действуют две программы. Первая — «Развитие сельскохозяйственного производства в Приморском крае на 2008–2012 годы». Объем ее финансирования составляет 14,2 млрд руб. В настоящее время в крае ведется строительство нескольких животноводческих комплексов общей стоимостью 4,5 млрд руб. Вторая — «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009–2013 годах». В рамках ее реализации ведется строительство, реконструкция и модернизация рыбохозяйственного комплекса. Объем финансирования составляет 61,8 млрд руб.

Размер иностранных инвестиций, привлеченных в экономику края за 2011 год, составил 114,8 млн долл., что составляет 100,5 % к уровню 2010 года. Успешные проекты с участием иностранных инвесторов реализуются в разных секторах. В лесоперерабатывающей отрасли ОАО «Тернейлес» при участии японской компании «Сумимото Корпорэйшн» построены и введены ЗАО «СТС Текновуд», ЗАО «ПТС Хардвуд», обеспечивающие поставки отделочных и клееных пиломатериалов для домостроения. В автомобилестроении активно продолжается реализация проекта SOLLERS. Как известно, автомобили Mazda уже выпускаются, сейчас монтируется конвейер и завозятся комплектующие для завода Toyota. В сфере туризма реализуется крупнейший проект — интегрированная развлекательная зона, предполагаемый объем инвестиций в которую составляет не менее 55 млрд руб.

Инвестиции как фактор роста налоговой базы

Выполнение всех этих программ требует повышенного внимания со стороны налоговых органов, и на первый план выходит задача полноты учета налоговой базы, в частности ее прироста от вложения инвестиций в расширение или создание новых производств. Как минимум инвестиции должны давать бюджету прирост налога на прибыль, НДС и налога на имущество. Инвесторы, расширяющие, развивающие новые производства и вводящие основные фонды, увеличивают налоговые платежи в бюджеты, в том числе краевой. Это позволяет, в частности, финансировать социальные программы.

Так, например, за 2010 год поступления от налога на имущество организаций в краевой бюджет составили 3,5 млрд руб., за 2011 год — 4 млрд руб., что на 14 % больше по отношению к предыдущему году. Это объясняется увеличением налоговой базы в связи с приобретением плательщиками имущества, а также вводом в эксплуатацию объектов капитального строительства (для проведения саммита АТЭС). За десять месяцев 2012 года в краевой бюджет поступило 3,7 млрд руб. налога на имущество организаций, что на 8 % больше аналогичного периода прошлого года (за десять месяцев 2011 года было собрано 3,4 млрд руб.). За 2011 год поступления платежей в консолидированный бюджет по строительной отрасли составили 7,9 млрд руб. (12,9 % от общего объема поступлений), что выше поступлений 2010 года на 14 % (в 2010 году поступило около 7 млрд руб.). Таким образом, реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие Дальнего Востока и Приморского края, приводит не только к увеличению рабочих мест, но и повышает налоговый потенциал региона.

Поделиться