Версия для печати 4693 Материалы по теме
Без пошлин не значит  без проблем

Габолаев
К взаимопониманию и сотрудничеству призывает все заинтересованные стороны генеральный директор Евразийской ассоциации владельцев магазинов беспошлинной торговли и поставщиков товаров для магазинов беспошлинной торговли Владимир Сергеевич ГАБОЛАЕВ. Нам этот бизнес больше известен под брендом Duty Free.

— Владимир Сергеевич, для чего замышлялась созданная с вашим участием ассоциация?

— Если быть откровенным, то ассоциация создавалась без моего участия. Ее создали руководители десятка активно действующих фирм, которые почувствовали потребность в объединении усилий для отстаивания своих интересов в нашем непростом мире бизнеса и конкуренции. Деятельность в рамках ассоциации включает в себя, в частности, обмен опытом по внедрению прогрессивных элементов инфраструктуры торговых услуг, организацию семинаров по вопросам международно-правового регулирования, развитие связей с заинтересованными российскими и иностранными объединениями аналогичного профиля. Меня пригласили присоединиться уже на завершающей стадии создания ассоциации, за что я признателен коллегам.

— Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее об этом специфическом и даже экзотическом бизнесе — Duty Free.

— Формат нашей сегодняшней беседы не позволяет подробно остановиться на глубинных основах этого вида коммерческой деятельности, активно развивающейся в настоящее время в большинстве стран мира. Существуют различные версии истории его возникновения, но это и не так важно. Главное, что он доказал свою жизнестойкость и объективную необходимость. Кстати, самый большой, по моим сведениям, подобный магазин расположен на границе между США и Мексикой.

Магазины беспошлинной торговли уже давно стали неотъемлемой частью той палитры торговых услуг, которые вошли в нашу жизнь с переходом от командно-административного уклада к рыночному. Люди стали путешествовать, выезжать за границу по несколько раз в год. Это и деловые поездки, и летние отпуска, и новогодние каникулы, и майские праздники, и внеочередные уик-энды на пару-тройку дней с учетом накопившихся отгулов. Не только иностранные граждане, но и россияне привыкли быть постоянными клиентами многочисленных магазинчиков и бутиков Duty Free в аэропортах и на пограничных переходах. Возможность покупки товаров в этих торговых точках позволяет им не думать о заблаговременном приобретении сувениров, товаров первой необходимости во время путешествий, парфюмерии и косметики, а приобретать все это попутно, не загружая заранее свой багаж всякой мелочью.

И проблема качественного алкоголя сегодня известна каждому — еще свежи в памяти трагические события, связанные с отравлением некачественным алкоголем туристов в Турции и Чехии. Что касается качества, то это, я считаю, главный наш козырь. Пожалуй, мало где есть такой контроль качества, который налажен в рамках магазинов беспошлинной торговли. Причем речь идет не только об алкоголе, но и о другой продукции, продаваемой в магазинах беспошлинной торговли.

Этот удобный вид шопинга прочно вошел в нашу жизнь и до последнего времени неплохо себя чувствовал. Однако клиентам, пользующимся услугами магазинов беспошлинной торговли, невдомек, с какими трудностями приходится сталкиваться тем людям, которые несут на себе всю тяжесть проблем, связанных с этим нелегким бизнесом. Причем проблемы эти далеко не всегда возникают по объективным причинам.

— Что вы имеете в виду?

— В первую очередь серьезно усложнившиеся в последнее время бюрократические процедуры, требующие колоссальных усилий, времени, бумаги и нервов. Многочисленные отчеты, проверки и перепроверки различных инстанций, зачастую дублирующие друг друга. Мы находимся под неусыпным оком органов таможни, что вполне естественно, так как магазины расположены на подконтрольной им территории, однако другие контролирующие органы, например Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, далеко не всегда учитывают специфику нашего положения, предъявляя требования весьма и весьма трудновыполнимые.

— О каких именно требованиях идет речь?

— Попробую сформулировать их коротко. Магазины беспошлинной торговли являются специальными субъектами алкогольного рынка, деятельность которых регулируется помимо прочего таможенным законодательством. Это означает, что они имеют право осуществлять только розничную реализацию товаров, помещенных под таможенную процедуру, и исключительно физическим лицам. Иные виды деятельности магазинам беспошлинной торговли запрещены. Таким образом, предъявление к данному виду коммерческой деятельности требования о получении «оптовой» лицензии представляется нам нелогичным и несправедливым. Это и подобные ему требования не учитывают особенности нашей деятельности и ведут к тому, что соблюдать их в полном объеме крайне затруднительно, а иногда и попросту невозможно.

— Вы можете привести примеры ограничений, которые, по вашему мнению, наиболее нелогичны?

— Пожалуйста! Как можно расценить положение Федерального закона № 171-ФЗ (п. 6 ст. 16), устанавливающее обязанность организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, иметь складские помещения общей площадью 50 квадратных метров? Указанное требование явно не учитывает особенностей розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в поездах дальнего следования, включая вагоны-рестораны, на морском и речном транспорте, на бортах воздушных судов, где очевидна невозможность его выполнения.

— Магазины Duty Free на самом деле очень удобны. Можно как-то расширить этот вид услуг, не ограничивая его только столичными аэропортами?

— Можно выделить хотя бы такое направление. Во многих регионах России в пунктах пропуска через государственную границу в аэропортах и на международных вокзалах отсутствуют магазины беспошлинной торговли и пассажиры лишены возможности приобретать товары без уплаты таможенных пошлин, налогов. В первую очередь это относится к железнодорожным вокзалам, где на сегодняшний день рынок беспошлинной торговли находится в начальной стадии развития. То же самое можно сказать о большинстве портов. Преобразования в данном направлении требуют внесения изменений в Закон № 171-ФЗ, а именно в его положения, касающиеся организации торговли на транспортных средствах дальнего следования (борта воздушных судов, поезда, морские и речные суда).

Мы предполагаем, что внесение таких изменений наряду с повышением уровня обслуживания пассажиров будет также способствовать развитию конкурентной среды. Имеется в виду устранение существующего преимущества авиаперевозчиков перед железнодорожным и водным транспортом. Перевозчики на железнодорожном и водном транспорте смогут предлагать дополнительную услугу — возможность приобретения товаров в магазинах беспошлинной торговли на вокзале перед поездкой, а также непосредственно в пути следования. Внесение предлагаемых изменений будет способствовать и общему развитию инфраструктуры железнодорожного и водного транспорта, в первую очередь в тех регионах России, где данный вид транспорта является основным и на него приходится большая часть международных перевозок.

— Хотелось бы, чтобы вы подвели итоги всему сказанному...

— Проблем много. Однако руководство ассоциации во главе с президентом — известным экономистом Р. С. Гринбергом — смотрит в будущее с оптимизмом. Справедливость и здравый смысл должны побеждать.

Поделиться