Версия для печати 11281 Материалы по теме
В январском номере журнала «Бюджет» в рубрике «Госзакупка» мы начали знакомить наших читателей  с системой государственных закупок в России, ее основными положениями и возможными перспективами. Рассказали о деятельности Института госзакупок при Высшей школе экономики, упомянули  о существовании региональных  центров, занимающихся подготовкой квалифицированных кадров для системы государственных закупок.
Учитывая интерес к теме и ее актуальность, в этом номере редакция расширяет рубрику «Госзакупка», открывая «журнал в журнале». Тем самым на страницах нашего издания вы можете более подробно знакомиться с развитием системы закупок, направленных на удовлетворение государственных нужд; с изменениями в системе и сопутствующими проблемами. Немаловажно и то, что мы даем возможность выступить всем руководителям региональных центров, а специалистам — выразить свое мнение по поводу системы государственных закупок.
 
В ближайшие несколько лет России предстоит перейти к организации государственных закупок на базе Интернета и других современных информационных технологий. Создание системы электронных торгов по закупке продукции для государственных нужд чрезвычайно актуально для сегодняшней России. Преимущества, которые несут с собой электронные торги, достаточно очевидны.
Прежде всего, публикация в сети Интернет исчерпывающей информации о проводимых конкурсных торгах и их результатах делает этот важнейший сектор деятельности государства открытым для каждого гражданина страны. Выход в Интернет позволяет привлечь к конкурсам государственных закупок самый широкий круг поставщиков. Компьютеризация повышает эффективность и надежность всех этапов проведения конкурса. В частности, существенно удешевляются, ускоряются и упрощаются процедуры получения конкурсной документации, подачи и приема конкурсной заявки, передачи уточняющих вопросов в конкурсную комиссию и получения ответов на них. Наконец, внедрение электронных торгов для государственных нужд — необходимый шаг на пути становления России в качестве полноправного участника стремительно формирующейся сейчас мировой системы электронной коммерции.
Российские электронные государственные закупки разворачиваются, разумеется, не на пустом месте. Уже накоплен весьма заметный опыт за рубежом, да и у нас в стране сделаны первые важные шаги в нужном направлении. В России сложились определенные предпосылки развертывания отечественной системы электронных торгов для государственных нужд. Наиболее существенными из них можно назвать следующие: российский Интернет, становление российского электронного правительства, российская электронная коммерция и существующие элементы электронных торгов для государственных нужд.
 
Интернет в России
Важнейший девиз торгов для государственных нужд — открытость. Этот девиз однозначно подсказывает, что именно надлежит выбрать в качестве связующей среды для проведения электронных закупок. Конечно же, это интернет-среда, обеспечивающая всем и каждому доступ к размещаемой в ней информации!
В настоящее время Россия занимает 15-е место в списке стран, лидирующих по охвату населения сетью Интернет. В стране функционирует около полумиллиона web-серверов, где размещено около 70 млн различных документов. По разным оценкам, Интернет-аудитория в России составляет 15–18 млн человек. Около 5 млн пользователей в России обращаются к Интернету ежедневно.
Приведенные цифры позволяют уверенно заключить, что российский поставщик — потенциальный участник электронных торгов для государственных нужд — как представитель наиболее активной части российского общества, скорее всего, уже имеет выход в Интернет. Сегодня подключение к сети Интернет по коммутируемому телефонному каналу не составляет особого труда, а абонентская плата не превышает 10–15 долл. в месяц.
 
Российское электронное правительство
Властные структуры России обратили внимание на Интернет относительно недавно. В законодательных актах первое существенное упоминание об Интернете встречается в октябре 2000 г., когда в Госдуму был внесен законопроект, регулирующий использование Интернета федеральными органами государственной власти. На его основе внесены поправки в федеральные законы «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы РФ» и «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». Предусматривается, что деятельность федерального органа государственной власти должна достаточно полно отражаться на его сервере, открытом для свободного доступа через Интернет.
Пока лишь 20% федеральных министерств и ведомств имеют свои интернет-представительства, но следует ожидать достаточно быстрого роста их числа. Несомненная удача — сайт правительства РФ www.government.ru.
Наконец, в апреле 2001 г. на сайте Минэкономразвития (www.economy.gov.ru) был опубликован проект федеральной целевой программы «Электронная Россия на 2002–2010 гг.», а в январе 2002 г. эта программа была утверждена. Немало места в программе отведено проблематике электронного правительства России. Встречаются там и положения, непосредственно касающиеся электронных торгов для государственных нужд. Например, «предусматривается реализация комплекса мер по повышению открытости государства на федеральном, региональном и местном уровнях, основными принципами которой должны стать: открытость процедур и результатов государственных закупок, продаж, что предусматривает обязательную публикацию (в сети Интернет) сообщений об условиях и результатах проводимых тендеров и конкурсов на закупку товаров и услуг, продажу государственного имущества, предоставление квот и лицензий на разработку, добычу и экспорт природных ресурсов и др.».
Соответствующий раздел целевой программы «Электронная Россия на 2002-2010 гг.» предусматривает ряд мер по скорейшему созданию отечественной системы электронных государственных закупок (ЭГЗ). В ней справедливо указано, что «нецелесообразно ждать чужих разработок передовых технологий, а затем догонять или закупать их».
Программа определяет следующие цели системы ЭГЗ:
— снижение затрат на проведение государственных закупок продукции;
— повышение прозрачности государственных закупок продукции и уменьшение злоупотреблений при расходовании бюджетных средств;
— увеличение конкуренции при получении государственных заказов;
— ускорение процедур проведения конкурсных торгов;
— постепенное вхождение России в глобальную мировую систему электронной торговли.
 
Российская электронная коммерция
В свою очередь, электронная коммерция в России достаточно интенсивно набирает обороты. Приведем несколько характерных примеров действующих проектов.
Давно освоили Интернет российские биржи. Существует уже около 100 компаний, предоставляющих возможность вести онлайн операции с ценными бумагами. Так, например, в 2000 г. приступил к работе сайт www.nettrader.ru. Клиент сайта получает одновременный доступ на крупнейшие российские биржи (РТС, ММВБ), ему круглосуточно доступны все основные виды приказов, котировки, отслеживание портфеля в реальном времени, оперативные новости агентства Reuters.
Функционирует значительное число интернет-магазинов. Только в области книжной торговли их насчитывается несколько десятков. Ассортимент ведущих книжных интернет-магазинов ничуть не хуже (а в отдельных разделах и заметно богаче), чем у таких лидеров традиционной книжной торговли, как магазины Библио-Глобус или Московский дом книги. Цены на книги в интернет-магазинах, как правило, ниже, чем в традиционных, а, скажем, доставка книг на дом по Москве обходится покупателю интернет-магазина Болеро (www.bolero.ru) в достаточно скромную сумму — 40 руб.
Заслуженной популярностью пользуется сайт www.price.ru, где собраны сведения о товарах и ценах нескольких сотен фирм Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и Минска, торгующих компьютерами и комплектующими. Покупателю теперь нет необходимости звонить по множеству телефонов, выясняя, где можно приобрести требующиеся комплектующие — перед ним появляется список фирм, располагающих данным товаром, с указанием цен на него. Информация на сайте оперативно обновляется, достаточно точно отражая текущее состояние рынка компьютерных комплектующих.
В 1999 г. объем сделок в российском Интернете составил 250 млн долл., в 2000 г. — 460 млн долл., в 2001 г. — 900 млн долл. Таким образом, электронной коммерцией охвачен уже заметный сектор российской экономики, и темпы роста этого сектора внушают уверенный оптимизм.
 
Первые шаги электронных государственных закупок
В российском Интернете уже функционирует ряд сайтов, обслуживающих торги для государственных нужд.
Следует упомянуть интернет-версию газеты «Конкурсные торги» — www.bob.ru. «Бумажное» издание «Конкурсных торгов» законодательно закреплено в качестве основного печатного органа, публикующего извещения о проводимых конкурсах госзакупок. Небольшая часть опубликованных на бумаге сведений о госзакупках доступна на сайте бесплатно. Для получения остальной информации надо оформить подписку (одновременно и на бумажное, и на интернет-издание). Стоимость подписки довольно высока — 360 руб. в месяц.
Сходная ситуация сложилась в Москве. Здесь издается ежемесячный журнал «Московские торги» и приложение к нему — бюллетень оперативной информации, выходящий дважды в месяц. В этих изданиях публикуются официальные объявления об открытых тендерах и торгах, организуемых городскими службами; сведения об их результатах; информационные и аналитические статьи. Существует и электронная версия журнала — torgi.mos.ru. Но в свободном доступе на сайте лежат лишь номера двухгодичной давности, едва ли способные вызвать заметный интерес у поставщиков. А чтобы получать через Интернет свежую информацию, на нее надо подписаться, что обойдется в 540 руб. в месяц.
Рассмотренные сайты делают чрезвычайно полезное дело — готовят российских участников торгов к переводу их деятельности на электронные рельсы. Однако в дальнейшем, по-видимому, кое-что тут придется поменять. Целесообразно сделать интернет-объявления бесплатными для потенциальных поставщиков, финансируя их исключительно за счет бюджета и/или госзаказчиков. Такое решение могло бы заметно расширить круг участников торгов.
Очень неплохо представлена в Интернете российская нормативно-правовая база государственных закупок. Располагающему выходом в Интернет участнику торгов нет необходимости накапливать у себя горы брошюр и юридических справочников: к его услугам html-библиотеки сайтов «ИНФОГОЗ» (infogoz.vimi.ru), «Государственный заказ» (www.statetenders.ru), «Городской заказ Санкт-Петербурга» (www.gz-spb.ru), а также богатое собрание документов в формате MS Word на сайте Института госзакупок (www.hse.ru/2high/ppi).
 
От бумажных торгов — к электронным
Сложившаяся в настоящее время в России система госзакупок в известной мере отвечает требованиям рыночной экономики. Крупные закупки производятся, как правило, посредством объявления открытого конкурса поставщиков. Простейшая схема проведения открытого конкурса выглядит следующим образом.
Прежде всего государственный заказчик разрабатывает конкурсную документацию и публикует в специализированных изданиях краткое извещение о проводимом конкурсе. Согласно существующему законодательству, от момента публикации объявления до окончания представления конкурсных предложений должно пройти не менее 45 дней. В течение всего этого срока госзаказчик раздает (точнее, как правило, продает) поставщикам конкурсную документацию и принимает от них конкурсные заявки.
Для поставщика участие в конкурсе начинается с того, что он знакомится с извещением и, если оно его заинтересовало, приобретает у госзаказчика конкурсную документацию, где условия конкурса освещаются более детально. Далее он вправе направить госзаказчику запрос на уточнение неясных для него позиций конкурсной документации. Госзаказчик обязан в фиксированные сроки отвечать на подобные запросы. Более того, ответ рассылается не только поставщику, задавшему вопрос, но и всем остальным участникам конкурса.
Приняв решение об участии в конкурсе, поставщик составляет конкурсную заявку по форме, предложенной в конкурсной документации. Заявка подается в запечатанном конверте, который не может быть вскрыт до истечения срока конкурса. Таким образом, ни поставщики, ни госзаказчик до последнего момента (до публичного вскрытия конвертов) не знают не только содержания конкурсных предложений, но и состава участников конкурса.
Госзаказчик обязан оповестить всех участников конкурса, где и когда будет происходить вскрытие конвертов. Обычно конверты вскрываются в тот момент, когда оканчивается время приема конкурсных заявок. Вскрытие конвертов проводится публично, на этой процедуре имеют право присутствовать представители всех участников конкурса.
Вскрыв конверты, госзаказчик анализирует поступившие заявки и определяет победителя конкурса. С победителем заключается государственный контракт на поставку продукции. Информация о результатах конкурса высылается всем его участникам.
Существующее законодательство предполагает, что все перечисленные выше действия по проведению конкурса опираются исключительно на «бумажный» документооборот. Сложившаяся практика также в основном ориентирована на бумажные потоки документов, циркулирующих между госзаказчиком и поставщиками. Однако, как видно из вышеуказанных материалов, отдельные элементы электронных торгов постепенно пробивают себе дорогу.
Но необходимо двигаться дальше: отказ от бумажного документооборота и перевод всех процедур открытого конкурса в электронную сферу сулит весьма значительный выигрыш — как в плане экономии трудозатрат госзаказчика и поставщиков, так и в плане привлечения к конкурсу более широкого круга участников.
 
Головной сервер торгов
Архитектура системы электронных торгов достаточно очевидна. Центральным звеном системы является головной сервер торгов.
Головной сервер прежде всего должен служить отправной точкой для поиска информации о проводимых в стране конкурсах государственных закупок. Сюда стекаются сведения об объявляемых конкурсах от государственных заказчиков. Здесь эти сведения систематизируются, что позволяет поставщику использовать разнообразные механизмы поиска: классификаторы, ключевые слова, контекстный поиск и т. д. Кроме того, сервер ведет базу данных поставщиков, где отражены их интересы. Благодаря такой базе госзаказчик, публикуя на сервере извещение о конкурсе, может дополнительно разослать адресные приглашения наиболее перспективным поставщикам.
 
Алгоритм конкурса
 
Российское законодательство предусматривает несколько различных способов организации конкурса госзакупок. Чтобы получить представление об их программной реализации, вполне достаточно остановиться на одном из них — одноэтапном открытом конкурсе по закупке товаров для государственных нужд без предварительного квалификационного отбора поставщиков.
Проведение конкурса начинается с составления конкурсной документации и извещения о конкурсе.
Извещение о конкурсе имеет относительно устоявшуюся структуру, что позволило разработать для него электронный шаблон. Заполняя шаблон извещения (рис. 2), заказчик конкретизирует около 40 основных параметров объявляемого конкурса. Шаблон не даст упустить из виду какой-либо из важных параметров. Кроме того, применение единого шаблона позволяет выдержать извещения о различных конкурсах в одном и том же стиле, что заметно облегчает восприятие этих данных поставщиками. Наконец, электронный шаблон создает предпосылки для автоматического обслуживания конкурса головным сервером торгов.
Наряду с документами, регламентирующими процедуру конкурса, в комплект подготавливаемой документации входит форма конкурсной заявки, которую, в свою очередь, имеет смысл представить в виде электронного шаблона, предназначенного для заполнения поставщиком. Все преимущества шаблона, перечисленные выше применительно к извещению о конкурсе, в равной мере относятся и к шаблону заявки.
Подготовленная конкурсная документация переправляется на сервер по каналам Интернета. Проверив корректность и полноту переданных данных, госзаказчик выполняет операцию «публиковать». В результате информация о новом конкурсе закупок становится видна поставщикам–посетителям сервера.
Вслед за публикацией конкурсной документации сервер открывает процесс получения заявок на участие в объявленном конкурсе.
Поставщик находит на головном сервере торгов извещение о конкурсе, знакомится с конкурсной документацией, заполняет шаблон конкурсной заявки и передает сформированную заявку на головной сервер. Головной сервер проверяет, не истек ли срок подачи заявок, и высылает поставщику либо сообщение, объясняющее причину отклонения заявки, либо квитанцию, подтверждающую принятие заявки для участия в конкурсе. В последнем случае головной сервер, кроме того, высылает заказчику уведомление о поступлении очередной заявки.
Наконец, объявленный в конкурсной документации срок подачи заявок истекает. В этот момент головной сервер прекращает прием новых заявок и в строгом соответствии с регламентом конкурсной документации в заданный день и час открывает госзаказчику доступ к содержанию полученных заявок (рис. 3). В этот же день и час головной сервер публикует в Интернете и/или высылает всем участникам конкурса информацию обо всех поступивших на конкурс заявках в объеме, предусмотренном действующим законодательством.
Далее к работе приступает конкурсная комиссия, которая и выявляет победителя конкурса. В соответствии с действующим законодательством информация о победителе должна быть опубликована. Сейчас под публикацией подразумевается размещение уведомления об итогах конкурса в традиционном печатном издании. Опубликовать информацию о победителе наиболее естественно на страницах все того же головного сервера торгов, для чего конкурсная комиссия посылает серверу в оговоренные законом сроки соответствующее уведомление.
Выявив победителя конкурса, госзаказчик заключает с ним контракт и затем контролирует выполнение заключенного контракта.
Как уже упоминалось, одноэтапный открытый конкурс по закупке товаров для государственных нужд без предварительного квалификационного отбора поставщиков — не единственный допускаемый российским законодательством способ организации госзакупок. Тем не менее, этот способ достаточно представителен: на разобранном выше примере перевода этого конкурса на электронные рельсы видны практически все требующиеся и для остальных видов конкурсов алгоритмические решения.
Итак, можно констатировать, что движение по направлению к российским электронным торгам для государственных нужд уже началось. Однако сделаны лишь первые шаги, и в ближайшее время здесь потребуются достаточно энергичные, радикальные решения — как в организационно-правовой сфере, так и в плане создания специализированного программного обеспечения.
 
По мнению авторов программы, внедрение системы электронных закупок требует ее поэтапного встраивания в действующую систему государственных закупок с постепенным вытеснением неэлектронных способов закупок путем замещения отдельных процедур и операций на их электронные аналоги.
Программа предусматривает четырехэтапное создание системы ЭГЗ.
 
Первый этап (2002-2003 гг.) — объединение информации в единую базу данных. Целями данного этапа являются:
— создать условия для координации закупочной деятельности различных государственных заказчиков;
— повысить доступность информации о государственных закупках;
— создать единую базу данных информации о государственных закупках;
— провести анализ сводной информации о государственных закупках;
— создать предпосылки для реализации второго этапа.
Второй этап (2003-2004 гг.) — создание подсистемы электронного документооборота, дополнительной к обычной системе обмена документами. Среди задач данного этапа можно выделить:
— предложить государственным заказчикам альтернативный способ распространения информации о процедурах государственных закупок;
— предложить поставщикам альтернативный способ подачи предложений на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд;
— повысить уровень стандартизации процедур и документации;
— создать предпосылки для реализации третьего этапа.
Цели третьего этапа (2004-2005 гг.) :
— обеспечить проведение закупок простой стандартизированной продукции через электронную систему закупок;
— обеспечить укрупнение и объединение государственного заказа на однородную продукцию;
— обеспечить малому предпринимательству большие возможности по получению государственного заказа;
— обеспечить единые процедуры и документацию по закупкам простой продукции;
— внести соответствующие изменения в законодательную базу осуществления закупок для государственных нужд;
— создать предпосылки для реализации четвертого этапа.
Цели  четвертого этапа (с 2005 г.):
— перевести систему государственных закупок полностью на электронную основу;
— обеспечить единые процедуры и документацию по закупкам продукции для государственных нужд.
 
 
ПОЛЕЗНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ОБЛАСТИ ГОСЗАКУПОК
www.gz-spb.ru сайт фирмы «Петроцентр», выпускающей приложения
 к журналу «Городской заказ Санкт-Петербурга»;
www.gorzakaz.ru сайт Коллегии поставщиков, выпускающей ежемесячный журнал
 «Городской заказ Санкт-Петербурга»;
www.statetenders.ru сайт группы «Альянс-медиа» (московский городской заказ,
 общие вопросы по торгам);
www.fcpf.ru сайт Федерального центра проектного финансирования,
 выпускающего бюллетень «Конкурсные торги»;
www.bob.ru Бюро деловых возможностей Федерального центра проектного
 финансирования (проекты международных финансовых организаций
 в России);
www.concurs.org сайт газеты «Торги и конкурсы» ;
www.torgi/mos.ru сайт газеты «Московские торги»;
www.devbusiness.com газета Development Business — офицальное издание ООН;
www.worldbank.org сайт Всемирного Банка;
www.ebrd.com сайт Европейского банка реконструкции и развития.

Подготовила  Ирина ВОРОНИНА
Журнал «Бюджет» 32 февраль 2003 г.

Поделиться