Финансы№1 январь 2003 — 20 января 2003

Внешний долг и финансовый резерв: проблемы и перспективы

Версия для печати 7585 Материалы по теме
белый дом
На 1 октября 2002 года государственный долг России составлял менее 120 млрд долл., или около 40% ВВП. Для сравнения, в 1999 году его величина была на уровне 160 млрд долл. и превышала 100% ВВП.
Общая сумма выплат России по внешнему долгу в 2002 году составила 14,2 млрд долл., из них больше половины пришлось на платежи еще по долгам бывшего СССР. Сейчас все выплаты осуществляются в срок и не влекут за собой никаких чрезвычайных событий в российской финансовой системе.
Снижение процентов по новым российским займам напрямую связано с повышением кредитного рейтинга России. После того, как Михаил Касьянов объявил об обмене коммерческой задолженности бывшего СССР на еврооблигации, правительство объявило, что в ближайшее время рейтинг России увеличится на две ступени, а в 2003 году дойдет до «инвестиционного уровня». Вместе с тем премьер-министр отметил, что кредитный рейтинг не всегда реально отражает рыночную ситуацию. По его словам, котировки российских государственных облигаций в иностранной валюте «в некоторых случаях выше, чем котировки бумаг стран», опережающих Россию по показателю кредитного рейтинга.
Пики платежей по внешнему долгу приходятся на 2003, 2005 и 2008 годы, причем на будущий год выпадает крупнейший из этих пиков — выплаты в 2003 году должны составить более 17,5 млрд долл. Это примерно 30% расходов федерального бюджета, или 7% годового ВВП. Более того, платежи в наступившем году в основном концентрируются в пределах двух-трех месяцев (мае-июне). Именно с прохождением этого пика российское правительство связывает радикальное повышение кредитного рейтинга России.
Но сможет ли Россия преодолеть этот пик безболезненно? Крайне неблагоприятной для российских долгов является динамика курса доллара по отношению к евро. По оценкам Германа Грефа, если курс евро повышается на один цент, то внешний долг России увеличивается на 100 млн долл. Остается только гадать, в какой степени этот фактор повлияет на финансовое благополучие России.
Важнейшим средством относительно безболезненно пройти пик платежей в 2003 году считается формирование в рамках госбюджета финансового резерва. Из доходов последних двух лет формируется специальный денежный фонд, который в 2003 году будет использован на платежи по внешнему долгу. На начало 2002 года финансовый резерв составлял 88,8 млрд руб., хотя предполагалось, что к этому времени он достигнет 197,4 млрд. Однако недобор налогов привел к тому, что к октябрю резерв вырос всего на 7,6 млрд и достиг 96,4 млрд руб.
В первом квартале 2002 года бюджет испытывал серьезные проблемы с недобором налогов. Поэтому в начале прошлого года Минфин был вынужден истратить половину имевшегося тогда у государства «неприкосновенного» финансового резерва. Все опрошенные «Бюджетом» эксперты сошлись на том, что без новых заимствований сформировать финансовый резерв в запланированной сумме невозможно. Правда, по расчетам Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Минфина, для выполнения всех обязательств государства в 2003 году достаточно будет резерва в 175 млрд руб., но и его накопить трудно, учитывая текущее невыполнение плана по приватизации. (К 1 ноября, по оценкам ЭЭГ, размеры финансового резерва достигли примерно 120 млрд руб. По оценкам главы бюджетного комитета Госдумы Александра Жукова, финансовый резерв не превысит 150 млрд руб.)
Впрочем, как заверил корреспондента «Бюджета» глава ЭЭГ Евсей Гурвич, даже если финансовый резерв не будет полностью сформирован, у государства остаются шансы выполнить свои долговые обязательства. Во-первых, серьезно пополняет бюджет приватизация «Славнефти». Во-вторых, всегда сохраняется возможность новых заимствований. В бюджете-2003 Минфин оговорил за собой право выпуска еврооблигаций на сумму 1,25 млрд долл. А поскольку сейчас ожидается повышение суверенного кредитного рейтинга
России, то и проценты по этим облигациям будут пониже. В-третьих, курс рубля в 2003 году, по оценкам ЭЭГ, может оказаться выше, чем запланировано в бюджете. Наконец, можно увеличить объемы внутреннего долга. В то же время Гурвич не исключил того, что резкое падение цен на нефть может оказаться для нашей финансовой системы фатальным.
В конце ноября 2002 года правительство обсуждало исполнение федерального бюджета за 9 месяцев, и тут выяснилось, что у государства все-таки нашелся способ сформировать резерв, не прибегая к займам. Оказывается, лишние деньги образуются не в сфере доходов, а в сфере расходов. Открывая заседание правительства, Михаил Касьянов отметил «низкую эффективность расходной политики правительства и министерств». У главы кабинета министров были все основания сделать такое заявление. За 9 месяцев Минфином перечислено на счета бюджетополучателей 1434,3 млрд руб. Правда, за это время ими истрачено только 1336,1 млрд, что составляет 90,6% уточненной росписи расходов бюджета. Госучреждения не смогли освоить в срок уже выделенные им деньги на сумму около 100 млрд руб.!
Такая история повторяется с нашими госфинансами не первый год. Уже выработался стандартный сценарий того, как чиновники поступают с неизрасходованными деньгами. Государственные учреждения стараются к новогодним праздникам истратить все, что они не истратили в течение года. Это всегда приводит в декабре к неконтролируемому «впрыскиванию» в экономику огромной денежной массы. В результате — всплеск инфляции и скачок курса доллара в январе. Однако истратить все накопившиеся финансовые излишки все равно не удается, и остатки средств переходят на следующий год.
Но в 2003 году этого не будет. Как заявил зампредседателя бюджетного комитета Госдумы Михаил Задорнов, в соответствии с Законом о бюджете на 2003 год остатки неизрасходованных средств будут «конфискованы» и пополнят финансовый резерв. Исключение будет сделано только для финансовых ресурсов, выделенных на проведение зерновых интервенций и на программу жилищных сертификатов для военных. Правда, как минимум половину образовавшихся излишков министерства, видимо, успели пустить в оборот до Нового года. Но не менее 50 млрд руб., по оценке Задорнова, останутся в резерве. Благодаря этим деньгам финрезерв удастся сформировать сравнительно легко. Вопрос заключается в том, сколько неизрасходованных средств осталось в казне к концу года. В 2001 году госучреждения смогли в течение декабря потратить две трети всех неиспользованных за год остатков.
Впрочем, даже если предположить самое худшее и посчитать, что резерв сформирован не будет, а цены на нефть упадут, у России еще остается несколько способов решить свои проблемы. Например, уменьшив бюджетные расходы. Делать это можно официально — через секвестр, а можно и неофициально — через задержки в финансировании бюджетополучателей. Некоторые либеральные экономисты — например, Владимир Мау — считают, что неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура может принести стране большую пользу: она заставит власти ускорить реформы и сократить непроцентные расходы.
Далее, можно все-таки запустить механизм «долги в обмен на собственность» — схему, которую сама Россия в качестве кредитора уже применила по отношению к Армении, а сейчас собирается применять к Молдавии, Украине и Киргизии.
На самый худой конец у нас есть надежный источник в виде золотовалютных резервов (ЗВР) Центробанка. На начало ноября 2002 года объем ЗВР достиг 47 млрд долл., а на начало 2003 года он может превысить 49 млрд.
За год Банк России увеличил свои валютные запасы более чем на четверть. Этих денег с лихвой могло бы хватить на решение финансовых проблем правительства в 2003 году. Однако согласно и международным, и внутрироссийским правовым нормам, Центробанк не отвечает по долгам правительства. Резервы Центрального банка необходимы для поддержания курса рубля, на валютные интервенции в случаях, когда над курсом национальной валюты нависает опасность. Если государство использует резервы национального банка для выплаты внешнего долга, это значит, что оно находится в глубочайшем экономическом и финансовом кризисе. Тем не менее нельзя исключить использование ЗВР как «последней соломинки», за которую хватается утопающий.
Интересно другое. Финансовый резерв в 2003 году, каков бы он ни был, придется полностью истратить, и к началу 2004 года его почти не останется. Профицит бюджета в 2003 году будет небольшим.
В свете сказанного не совсем ясно, как правительство собирается решать проблему довольно значительных выплат по внешнему долгу в 2004 — 2005 годах.

Журнал «Бюджет» №1 январь 2003 г.

Поделиться