Министерства финансов больше нет серьезных претензий к регионам по вопросам их долговых обязательств. Об этом на прошедшем 3 декабря «круглом столе», посвященном региональным заимствованиям, заявила заместитель министра финансов РФ Белла Златкис. По ее словам, за последние год-полтора ситуация на рынке субфедеральных заимствований кардинально изменилась. Большинство субъектов-заемщиков, за исключением одного-двух, на сегодняшний день рассчитались по своим долгам или реструктурировали их. И ни один из субъектов сегодня не нарушает нормативов Бюджетного кодекса настолько, чтобы применять к нему соответствующие санкции. Практически полностью погашены или реструктурированы долги по агрооблигациям 1992-1994 годов выпуска, долгое время являвшихся основной головной болью Минфина и субъектов. Как видно, региональные администрации все же в состоянии вести нормальный диалог с инвесторами и договариваться с ними о форме и сроках возврата долгов. Но вряд ли сегодняшняя ситуация, вызывающая столь положительные эмоции Минфина, сложилась благодаря чудесному прозрению региональных администраций и тотальному покаянию в грехах. Видимо, дело в другом.
ЦБ, слышишь, рубит? А я отвожу
Минфин уже давно жалуется на избыток рублей на рынке. Цены на нефть высоки, положительное сальдо платежного баланса страны растет, валюта течет в Россию рекой, а чтобы не дать внутреннему курсу доллара обвалиться, Центробанк активно печатает рубли и скупает «лишние» доллары. При этом наша экономика до сих пор не в состоянии переварить все эмитируемые рубли. Поэтому Минфин и Центробанк вынуждены активно выводить избыточную рублевую массу с рынка путем привлечения их на депозиты или в государственные ценные бумаги, чтобы, не дай бог, инфляция не разгулялась. В октябре 2002 года на V Всероссийской конференции профессиональных участников рынка ценных бумаг Белла Златкис заявила, что с проблемой «лишних» денег в экономике правительство живет уже полгода и еще будет жить. Одному Минфину бороться с этой проблемой тяжеловато. И помощь регионов как заемщиков на внутреннем рынке пришлась бы очень кстати. Еще тогда Белла Ильинична выразила надежду, что региональные и местные администрации в ноябре-декабре окажут министерству существенную помощь в борьбе с избытком рублей, заняв около 10-15 млрд руб.
Однако тогда на конференции замминистра жаловалась на существование проблемы надежности регионов и муниципалитетов как эмитентов долговых обязательств, проблемы сбалансированности их бюджетов и рисков, которые принимают на себя инвесторы этого сектора. В числе причин называлось недостаточно четко прописанные в законодательстве финансовое и бюджетное планирование и ответственность субъектов Федерации.
Бери больше — кидай дальше
Действительно, сегодняшняя ситуация с избыточной рублевой ликвидностью на рынке привела к тому, что инвесторы скупают, как горячие пирожки, практически все подряд предлагаемые им долговые обязательства, в том числе — и субфедеральные. Что касается государственных ценных бумаг, то реальная доходность по ним уже давно стала отрицательной. Кроме того, в последнее время на рынке наблюдается тенденция, при которой «длинные» бумаги начинают очень быстро расти в цене, образуя самый ликвидный сектор рынка. Доходность бумаг с погашением в 2006 и 2008 году составляет уже менее 14% годовых. Одновременно правительству удается постепенно, но уверенно снижать инфляцию в стране. Устойчивый спрос на государственные долговые инструменты и успехи властей на монетарном фронте навели Минфин и Центробанк на мысль, которая сегодня может показаться революционной: чем «длиннее» бумага, тем ниже должна быть ее доходность. Между тем, пока что рынок просит за более долгосрочные инструменты более высокую премию, расценивая фактор времени как все еще значительный риск. Однако в Минфине собираются изменить сознание инвесторов: «Мы с вами живем в эпоху улучшения монетарных показателей, когда предполагаем, что в ближайшие два-три года инфляция будет снижаться на 1-2% в год», — заявила на круглом столе Белла Златкис. Она также предупредила, что исходя из новой логики будет строиться заемная политика правительства, и что к этому теперь должен приспосабливаться и рынок займов субъектов Федерации. По прогнозу замминистра, в последующие годы «при удачном раскладе событий и ответственном поведении регионов», субъекты Федерации смогут занимать деньги на 5-6 лет под ставку «инфляция плюс 2-3%».
Неравноценная замена
В общем, молодцы регионы, что так быстро исправились и пришли на выручку правительству, борющемуся с лишними деньгами. И, мол, так держать — дальше занимать будет еще интереснее и дешевле. Однако оптимизм Минфина по поводу рынка субфедеральных заимствований разделяют далеко не все. Так, например, председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Сергей Васильев отмечает, что деньги регионами сегодня привлекаются на покрытие увеличивающихся расходов. «Регион, пользуясь благоприятной конъюнктурой, наращивает объем заимствований и раздувает бюджет, что рано или поздно приведет к дефолту», — предупреждает Васильев. Хотя скорее речь идет не столько о растущих расходах, сколько о сокращающихся доходах. Так, например, бюджет Ленинградской области долгое время на 10% обеспечивался акцизами на табачные изделия, которые на 100% поступали в его доходную часть. С 2003 года их забирают в федеральный бюджет. По словам председателя Москомзайма Сергея Пахомова, прекращение функционирования дорожного фонда сократило бюджетные доходы Москвы на 38 млрд руб. — инвестиционный ресурс, который целиком шел на дорожное строительство. «Сокращение инвестиционного ресурса ложится на займы. У нас очень серьезный дефицит бюджета в 2002 году, не менее серьезный планируется и на 2003 год. Городу необходимо решать множество инфраструктурных проблем — в области жилищного, дорожного, транспортного строительства», — отмечает Пахомов. Если уж такие богатые регионы как Москва вынуждены замещать выпавшие бюджетные доходы займами, то что уж говорить о других. Как отмечает представитель Ханты-Мансийского автономного округа в Совете Федерации Геннадий Олейник, бюджеты регионов сегодня не растут в той мере, в какой устанавливаются процентные ставки по займам. Поэтому когда придет срок возвращать деньги, их либо может не оказаться в бюджете, либо придется ужимать бюджеты.
Бесцельные инвестиции
Нагрузка на них ложится двойная — одновременно со снижением налогов происходит и их перераспределение в пользу федерального центра. Да тут еще и реформа бюджетной системы началась. При этом, по словам Васильева, из проектов законодательных актов совершенно непонятно, как после реформы проводить муниципальные заимствования. Естественно, в такой ситуации регионам и городам резко понадобилось занимать — тем более, конъюнктура благоприятствует. Так, например, по словам генерального директора инвестиционной компании «АВК» Ирины Малышевой, два года назад средняя доходность облигаций Санкт-Петербурга составляла 30% годовых. Сегодня за дисконтные бумаги сроком обращения до года инвесторы просят 14% и ниже, а за 9-летние — всего 16%. Однако цели этих заимствований остаются весьма туманными, скрываясь за стандартной формулировкой «на покрытие бюджетного дефицита». Дело в том, что, по мнению участников «круглого стола», законодательная база в стране пока не позволяет эффективно привлекать целевые займы на развитие той же инфраструктуры городского хозяйства. Так, например, по словам Сергея Пахомова, большую потребность в крупных инвестициях сегодня испытывает московский «Водоканал». Москомзайм мог бы выпустить целевые облигации на его развитие, обеспеченные соответствующим тарифным потоком и субсидией города. Однако сделать этого сегодня не может — законодательство не позволяет выделить эти потоки из бюджета. Да и распределение ответственности сторон по целевым займам в наших законах, как считают некоторые участники рынка, прописано так плохо, что инвесторов таких проектов найти будет очень нелегко.
Обо всем плохом я подумаю завтра
Совершенно ясно, что правительству надо решать проблему 2003 года, поэтому и налоги перенаправляются в федеральное русло. Также ясно, что регионам это сильно осложнило жизнь, и они вынуждены компенсировать выпадающие доходы новыми займами. Понятно и стремление правительства при поддержке региональных администраций путем размещения на рынке государственных и субфедеральных облигаций стерилизовать избыточную рублевую массу, которая не переваривается экономикой и создает угрозу раскручивания инфляции. Параллельно и экономику надо стимулировать, а для этого — снижать налоги. В общем, сегодня Минфин не заинтересован в том, чтобы регионы держали себя в руках и оставались в стороне от рынка. Поэтому в будущем, видимо, объем размещения субфедеральных займов будет только увеличиваться. По сведениям АК&М, сегодня готовится к размещению около 30 региональных облигационных выпусков. Такая активность, безусловно, поможет снять текущую напряженность. Однако вопрос последствий столь массовых региональных заимствований «на покрытие бюджетного дефицита» до сих пор остается открытым. Сумеют ли администрации субъектов Федерации за счет займов адекватно процентным ставкам увеличить поток бюджетных поступлений — вопрос второй. Первый — а задумываются ли они об этом вообще?
Материал подготовила Ирина Спиридонова
Журнал «Бюджет» №1 январь 2003 г.
ЦБ, слышишь, рубит? А я отвожу
Минфин уже давно жалуется на избыток рублей на рынке. Цены на нефть высоки, положительное сальдо платежного баланса страны растет, валюта течет в Россию рекой, а чтобы не дать внутреннему курсу доллара обвалиться, Центробанк активно печатает рубли и скупает «лишние» доллары. При этом наша экономика до сих пор не в состоянии переварить все эмитируемые рубли. Поэтому Минфин и Центробанк вынуждены активно выводить избыточную рублевую массу с рынка путем привлечения их на депозиты или в государственные ценные бумаги, чтобы, не дай бог, инфляция не разгулялась. В октябре 2002 года на V Всероссийской конференции профессиональных участников рынка ценных бумаг Белла Златкис заявила, что с проблемой «лишних» денег в экономике правительство живет уже полгода и еще будет жить. Одному Минфину бороться с этой проблемой тяжеловато. И помощь регионов как заемщиков на внутреннем рынке пришлась бы очень кстати. Еще тогда Белла Ильинична выразила надежду, что региональные и местные администрации в ноябре-декабре окажут министерству существенную помощь в борьбе с избытком рублей, заняв около 10-15 млрд руб.
Однако тогда на конференции замминистра жаловалась на существование проблемы надежности регионов и муниципалитетов как эмитентов долговых обязательств, проблемы сбалансированности их бюджетов и рисков, которые принимают на себя инвесторы этого сектора. В числе причин называлось недостаточно четко прописанные в законодательстве финансовое и бюджетное планирование и ответственность субъектов Федерации.
Бери больше — кидай дальше
Действительно, сегодняшняя ситуация с избыточной рублевой ликвидностью на рынке привела к тому, что инвесторы скупают, как горячие пирожки, практически все подряд предлагаемые им долговые обязательства, в том числе — и субфедеральные. Что касается государственных ценных бумаг, то реальная доходность по ним уже давно стала отрицательной. Кроме того, в последнее время на рынке наблюдается тенденция, при которой «длинные» бумаги начинают очень быстро расти в цене, образуя самый ликвидный сектор рынка. Доходность бумаг с погашением в 2006 и 2008 году составляет уже менее 14% годовых. Одновременно правительству удается постепенно, но уверенно снижать инфляцию в стране. Устойчивый спрос на государственные долговые инструменты и успехи властей на монетарном фронте навели Минфин и Центробанк на мысль, которая сегодня может показаться революционной: чем «длиннее» бумага, тем ниже должна быть ее доходность. Между тем, пока что рынок просит за более долгосрочные инструменты более высокую премию, расценивая фактор времени как все еще значительный риск. Однако в Минфине собираются изменить сознание инвесторов: «Мы с вами живем в эпоху улучшения монетарных показателей, когда предполагаем, что в ближайшие два-три года инфляция будет снижаться на 1-2% в год», — заявила на круглом столе Белла Златкис. Она также предупредила, что исходя из новой логики будет строиться заемная политика правительства, и что к этому теперь должен приспосабливаться и рынок займов субъектов Федерации. По прогнозу замминистра, в последующие годы «при удачном раскладе событий и ответственном поведении регионов», субъекты Федерации смогут занимать деньги на 5-6 лет под ставку «инфляция плюс 2-3%».
Неравноценная замена
В общем, молодцы регионы, что так быстро исправились и пришли на выручку правительству, борющемуся с лишними деньгами. И, мол, так держать — дальше занимать будет еще интереснее и дешевле. Однако оптимизм Минфина по поводу рынка субфедеральных заимствований разделяют далеко не все. Так, например, председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Сергей Васильев отмечает, что деньги регионами сегодня привлекаются на покрытие увеличивающихся расходов. «Регион, пользуясь благоприятной конъюнктурой, наращивает объем заимствований и раздувает бюджет, что рано или поздно приведет к дефолту», — предупреждает Васильев. Хотя скорее речь идет не столько о растущих расходах, сколько о сокращающихся доходах. Так, например, бюджет Ленинградской области долгое время на 10% обеспечивался акцизами на табачные изделия, которые на 100% поступали в его доходную часть. С 2003 года их забирают в федеральный бюджет. По словам председателя Москомзайма Сергея Пахомова, прекращение функционирования дорожного фонда сократило бюджетные доходы Москвы на 38 млрд руб. — инвестиционный ресурс, который целиком шел на дорожное строительство. «Сокращение инвестиционного ресурса ложится на займы. У нас очень серьезный дефицит бюджета в 2002 году, не менее серьезный планируется и на 2003 год. Городу необходимо решать множество инфраструктурных проблем — в области жилищного, дорожного, транспортного строительства», — отмечает Пахомов. Если уж такие богатые регионы как Москва вынуждены замещать выпавшие бюджетные доходы займами, то что уж говорить о других. Как отмечает представитель Ханты-Мансийского автономного округа в Совете Федерации Геннадий Олейник, бюджеты регионов сегодня не растут в той мере, в какой устанавливаются процентные ставки по займам. Поэтому когда придет срок возвращать деньги, их либо может не оказаться в бюджете, либо придется ужимать бюджеты.
Бесцельные инвестиции
Нагрузка на них ложится двойная — одновременно со снижением налогов происходит и их перераспределение в пользу федерального центра. Да тут еще и реформа бюджетной системы началась. При этом, по словам Васильева, из проектов законодательных актов совершенно непонятно, как после реформы проводить муниципальные заимствования. Естественно, в такой ситуации регионам и городам резко понадобилось занимать — тем более, конъюнктура благоприятствует. Так, например, по словам генерального директора инвестиционной компании «АВК» Ирины Малышевой, два года назад средняя доходность облигаций Санкт-Петербурга составляла 30% годовых. Сегодня за дисконтные бумаги сроком обращения до года инвесторы просят 14% и ниже, а за 9-летние — всего 16%. Однако цели этих заимствований остаются весьма туманными, скрываясь за стандартной формулировкой «на покрытие бюджетного дефицита». Дело в том, что, по мнению участников «круглого стола», законодательная база в стране пока не позволяет эффективно привлекать целевые займы на развитие той же инфраструктуры городского хозяйства. Так, например, по словам Сергея Пахомова, большую потребность в крупных инвестициях сегодня испытывает московский «Водоканал». Москомзайм мог бы выпустить целевые облигации на его развитие, обеспеченные соответствующим тарифным потоком и субсидией города. Однако сделать этого сегодня не может — законодательство не позволяет выделить эти потоки из бюджета. Да и распределение ответственности сторон по целевым займам в наших законах, как считают некоторые участники рынка, прописано так плохо, что инвесторов таких проектов найти будет очень нелегко.
Обо всем плохом я подумаю завтра
Совершенно ясно, что правительству надо решать проблему 2003 года, поэтому и налоги перенаправляются в федеральное русло. Также ясно, что регионам это сильно осложнило жизнь, и они вынуждены компенсировать выпадающие доходы новыми займами. Понятно и стремление правительства при поддержке региональных администраций путем размещения на рынке государственных и субфедеральных облигаций стерилизовать избыточную рублевую массу, которая не переваривается экономикой и создает угрозу раскручивания инфляции. Параллельно и экономику надо стимулировать, а для этого — снижать налоги. В общем, сегодня Минфин не заинтересован в том, чтобы регионы держали себя в руках и оставались в стороне от рынка. Поэтому в будущем, видимо, объем размещения субфедеральных займов будет только увеличиваться. По сведениям АК&М, сегодня готовится к размещению около 30 региональных облигационных выпусков. Такая активность, безусловно, поможет снять текущую напряженность. Однако вопрос последствий столь массовых региональных заимствований «на покрытие бюджетного дефицита» до сих пор остается открытым. Сумеют ли администрации субъектов Федерации за счет займов адекватно процентным ставкам увеличить поток бюджетных поступлений — вопрос второй. Первый — а задумываются ли они об этом вообще?
Материал подготовила Ирина Спиридонова
Журнал «Бюджет» №1 январь 2003 г.