Версия для печати 6283 Материалы по теме
львы
История Российского казначейства начиналась еще в XV веке. Достижения воссозданного 10 лет назад Федерального казначейства сегодня во многом базируются на накопленном отечественном опыте. Особую гордость казначеев Санкт-Петербурга составляет то, что во многих лучших начинаниях и традициях, сформированных на казначейском этапе развития системы бюджетного финансирования России, они принимали самое непосредственное участие.
Деятельность Федерального казначейства Санкт-Петербурга в составе Министерства финансов РФ началась в мае 1993 года. Тогда казначейские органы были созданы только в 17 субъектах Федерации. В соответствии с приказом Минфина РФ от 03.03.1993 года № 144л было создано Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу, которое непосредственно подчинялось ГУФК Минфина РФ.
Деятельность районных подразделений Федерального казначейства в Санкт-Петербурге началась практически с 1994 года, поскольку они были созданы в IV квартале 1993 года. Организационные мероприятия по созданию органов Федерального казначейства в Санкт-Петербурге проводились поэтапно. Вначале структура территориального органа включала в себя само Управление и 24 подразделения в районах и городах — в соответствии с административным делением территории Санкт-Петербурга.
В связи с изменением административного деления города в 1994 году была проведена реорганизация ряда подразделений путем их слияния, и число подведомственных отделений уменьшилось до 20.
С 1994 года созданные органы Федерального казначейства Санкт-Петербурга занялись учетом и распределением федеральных доходов на базе программных средств, разработанных силами сотрудников Управления. Для учета поступающих федеральных налогов органами казначейства были открыты в кредитных организациях пассивные счета: 40102 «Доходы федерального бюджета» и 40101 «Налоги, распределяемые органами Федерального казначейства».
В том же году Федеральное казначейство Санкт-Петербурга приступило к выполнению возложенных на него функций по финансированию расходов и федеральных программ. С этой целью Управлению и отделениям Федерального казначейства в коммерческих банках были открыты счета 40105 «Средства федерального бюджета Российской Федерации».
Уже на первых этапах своего существования федеральное казначейство Санкт-Петербурга сумело показать серьезность и результативность своей работы. В ходе первых же проверок соблюдения бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса были выявлены серьезные нарушения. Самыми распространенными среди них оказались следующие: несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление и зачисление средств в доход федерального бюджета и из федерального бюджета на счета получателей, размещение бюджетных средств на депозитных счетах банков и приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи и получения за счет этого доходов. При установлении подобных фактов полученный доход взыскивался в пользу федерального бюджета. На сумму нецелевого использования уменьшалось последующее финансирование, накладывались штрафные санкции, направлялись ходатайства в Главное управление Центрального банка РФ о лишении ряда банков лицензии на право ведения банковской деятельности. Все эти меры привели к ужесточению платежной дисциплины, сокращению числа злоупотреблений, уменьшению сроков прохождения платежей и в целом — к минимизации нарушений бюджетного законодательства
Необходимо отметить, что на начальном этапе создания органов Федерального казначейства имело место непонимание необходимости перевода бюджетных финансовых потоков под казначейский контроль со стороны участников бюджетного процесса, а также сопротивление со стороны коммерческих банков, из оборота которых изымались миллиардные государственные денежные ресурсы.
В 1997 году федеральное казначейство Санкт-Петербурга приступило к финансированию расходов распорядителей ассигнований федерального бюджета и осуществлению кассовых расходов с лицевых счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства. В 1998 году во всех отделениях были укомплектованы и технически оснащены операционные залы для осуществления расчетно-кассового обслуживания бюджетополучателей. В период с 1997 года по 2000 год имел место рост числа бюджетополучателей, переведенных на финансирование через лицевые счета — с 640 до 980.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств на территории Санкт-Петербурга с 1997 года реализована схема финансирования расходов федерального бюджета за счет доходов, собранных на территории нашего города. За период с 1997 года по 2001 год объем доходов, направленных на финансирование расходов, увеличился в 2,5 раза, в 2002 году за счет доходов было профинансировано 55% произведенных расходов.
Наиболее значимым — с точки зрения внедрения казначейских технологий, исполнение которых на территории Санкт-Петербурга позволило повысить эффективность использования государственных финансовых ресурсов — можно назвать 1999 год. Именно в этот период был введен жесткий контроль над обязательствами бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета в соответствии с постановлением правительства РФ от 15 июля 1999 года № 806 «О порядке учета территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета». Основная цель введения контроля над обязательствами бюджетных учреждений по оплате коммунальных услуг — стабилизация задолженности бюджета, а затем и сокращение этой задолженности. В результате внедрения данной казначейской технологии на территории Санкт-Петербурга этой цели удалось достичь уже в конце 1999 года. Так, в начале 2000 года в установленном порядке были переучтены не все обязательства бюджета, которые остались неисполненными в 1999 году, а только 30% из них.
В период 2000 — 2001 годы кредиторская задолженность по оплате потребленных коммунальных услуг со стороны организаций, финансируемых из федерального бюджета, снижена более чем в 10 раз и в настоящее время ее объем не превышает 50 — 60 млн руб. (данные Петербургкомстата). Причем, в данный объем входит и задолженность бюджетных учреждений за потребленные коммунальные услуги, обязательства по оплате которых они приняли и за счет внебюджетных средств, а не только за счет средств федерального бюджета.
За тот же период задолженность за потребленные коммунальные услуги перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов учреждений, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга, увеличилась в 4 раза и составляет почти 2,5 млрд руб., что в 50 раз превышает задолженность федерального бюджета.
Приведенные статистические данные достаточно наглядно демонстрируют эффективность применения казначейской технологии учета бюджетных обязательств на территории Санкт-Петербурга.
В этот же период был внедрен порядок учета на лицевых счетах бюджетополучателей объемов дополнительного финансирования за счет сдачи в аренду федерального недвижимого имущества.
В соответствии с поставленными задачами перед органами Федерального казначейства Российской Федерации в 2001 году имело место значительное расширение функций, выполняемых территориальными органами Федерального казначейства Санкт-Петербурга: это учет и распределение доходов, поступивших в уплату единого социального налога (взноса); учет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на лицевых счетах, открытых бюджетным учреждениям в органах Федерального казначейства; перевод подразделений Минобороны РФ на казначейскую систему исполнения федерального бюджета; исполнение отдельных видов расходов бюджета Санкт-Петербурга — как субъекта Российской Федерации — в виде субвенций, выделенных из федерального бюджета на капитальные вложения, а также субвенций и субсидий, направляемых из Фонда компенсаций; взыскание на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета.
В результате исполнения вышеуказанных функций в 2001 году, по сравнению с 2000 годом, резко возрос объем платежных операций, выполненных территориальными органами Федерального казначейства Санкт-Петербурга: по доходам — в 2,8 раза, по расходам — в 3,8 раза без увеличения численности государственных служащих. Необходимо отметить, что в этих условиях обеспечение стабильной работы казначейства во многом базировалось на высокой квалификации, ответственности и энтузиазме кадров.
В настоящее время федеральному казначейству нашего города поручено финансирование более 900 бюджетных учреждений, подведомственных 66-ти министерствам и ведомствам Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства, выполняя свою работу по обеспечению бесперебойного и своевременного финансирования расходов федерального бюджета на территории Санкт-Петербурга, вносят заметный вклад в обеспечение достойных условий жизни для горожан.
К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, который отмечается в 2003 году, приурочена федеральная целевая программа «Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга». Под контролем Федерального казначейства в рамках программы осуществляется реконструкция и реставрация памятников истории и архитектуры — таких как историко-культурный заповедник «Петропавловская крепость», Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии, Ботанический институт, особняк Шувалова, Шереметевский дворец и другие.
Опыт ведущих стран мира показывает, что обязательным условием эффективного управления бюджетными средствами является создание единого счета в центральном банке.
Наш регион одним из первых в России приступил к внедрению элементов единого казначейского счета в рамках схемы финансирования расходов федерального бюджета. В соответствии с распоряжением ГУФК МФ РФ от 27 ноября 1998 года № 47 был утвержден «Уточненный временный порядок финансирования распорядителей и получателей средств федерального бюджета с единого счета Управления Федерального казначейства по Санкт-Петербургу», который введен в действие на территории Санкт-Петербурга с 1 декабря 1998 года.
Внедрение электронного документооборота между всеми участниками бюджетного процесса позволило в период с 1 сентября по
1 ноября 2002 года осуществить беспрецедентный для России переход всей системы Федерального казначейства нашего города на качественно новые казначейские технологии исполнения федерального бюджета в соответствии с концепцией единого казначейского счета, утвержденной распоряжением правительства РФ 23 января 2000 года №107-р. Уникальность этого перехода связана с кратчайшими сроками его реализации и большим объемом платежных документов, обрабатываемых сотрудниками Федерального казначейства Санкт-Петербурга. Так, среднее число расчетных документов плательщиков по перечислению налогов, сборов и платежей, обрабатываемых в течение операционного дня, составляет более 30 тысяч, а в отдельные дни их число превышает 50 тысяч. Число платежных документов, учитываемых на едином казначейском счете для централизованного проведения безналичных операций со средствами федерального бюджета, в среднем составляет около 2000 за операционный день.
В Управлении Федерального казначейства по Санкт-Петербургу ежемесячно формируется отчет об исполнении федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Преимущества внедрения технологии единого казначейского счета общеизвестны. Однако хотелось бы остановиться на проблемах, без решения которых невозможно обеспечить эффективное функционирование казначейской системы исполнения бюджетов:
1. Существующая нормативная база, регулирующая вопросы бухгалтерского учета исполнения бюджетов и смет доходов и расходов бюджетных учреждений, не учитывает в полной мере изменения, связанные с введением за последние два-три года новых казначейских технологий. В этой связи назрела необходимость принятия новой инструкции по бюджетному учету, включающей новый единый план счетов бюджетного учета, объединяющий план счетов по исполнению бюджетов, план счетов бюджетных учреждений и бюджетную классификацию.
2. В настоящее время отсутствуют нормативные документы, позволяющие обеспечить введение обязательного контроля со стороны кредитных учреждений за правильностью заполнения расчетных документов плательщиками налогов, сборов и платежей, а также самими кредитными учреждениями. В условиях электронного документооборота процедура контроля реализуется непосредственно в органах Федерального казначейства средствами используемого программного комплекса «Казна». В результате в настоящее время наблюдается рост объема невыясненных поступлений, которые составляют около 8% от общего числа поступивших расчетных документов.
3. Существующие нормативные документы не позволяют обязать кредитные учреждения обеспечить в полном объеме перечисление налогов, сборов и платежей плательщиков-клиентов данных учреждений в виде электронных полноформатных документов. В настоящее время поступление расчетных документов в сокращенном формате составляет от 5% до 16,4% от общего числа расчетных документов, поступивших за день.
4. В настоящее время остро стоит вопрос о переходе на централизованный интегрированный программный продукт, удовлетворяющий всем требованиям исполнения федерального бюджета в условиях единого казначейского счета как по доходам, так и по расходам. Используемые в настоящее время программные комплексы «Казна» и «Cмета-F» не обеспечивают необходимую производительность и оперативность.
Выполнить задачи, поставленные перед федеральным казначейством, способны только профессионально подготовленные кадры. Численность сотрудников органов Федерального казначейства Санкт-Петербурга составляет более 1000 человек. В настоящее время почти 600 сотрудников имеют высшее финансовое и экономическое образование, 7 из них имеют ученую степень кандидата наук. Более 300 человек прошли за последние 5 лет переподготовку и повысили квалификацию. Кроме того, более 130 сотрудников обучаются в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга.
Важно отметить, что для людей, работающих в системе Федерального казначейства Санкт-Петербурга, характерны высокий профессионализм и преданность порученному государственному делу. Около 60% сотрудников работают в органах Федерального казначейства более 5 лет. Их многолетний, самоотверженный труд достойно оценен Министерством финансов РФ –128 человек удостоены наград. В том числе двум сотрудникам присвоено звание «Заслуженный экономист Российской Федерации», 13 человек награждены Почетной грамотой Минфина РФ, 103 человека — нагрудным знаком «Отличник финансовой работы».

Справка «Бюджета»
КАРЕТИН Вячеслав Николаевич.
Родился в 1953 году. Окончил Ленинградский инженерно-экономический институт им. П. Тольятти. Работал на руководящих должностях в системе Леноблтранса, Главленавтотранса, в Исполкоме Ленсовета. С 1993 года возглавляет Управление федерального казначейства Минфина РФ по Санкт-Петербургу.
Женат, имеет двоих дочерей. Увлекается горными лыжами и велоспортом.

Журнал «Бюджет» №1 январь 2003 г.

Поделиться