От уровня подготовки нового поколения профессиональных кадров для органов государственной и муниципальной власти различного уровня напрямую зависит будущее нашей страны. Растят госслужащих многие вузы, и методика и качество преподавания в каждом из них свои. Чем отличаются образовательные программы в учебных заведениях, готовящих кадры для органов государственной и муниципальной власти? Смогут ли выпускники после окончания института трудоустроиться? Вопросов много. Ведь от качества полученных в вузе знаний зависит не только востребованность выпускника на рынке труда, но и дальнейший его карьерный рост.
В сегодняшней беседе за «круглым столом» принимают участие первые проректоры Высшей школы экономики — профессор, член коллегии московского Комитета образования РФ Лев ЛЮБИМОВ и профессор, заведующий кафедрой государственного управления и экономики общественного сектора Высшей школы экономики Лев ЯКОБСОН.
— Какое место Высшая школа экономики занимает в системе подготовки финансовых работников? Чем ваша образовательная программа отличается от программ, например, Российской академии государственной службы (РАГС), Финансовой академии при правительстве РФ или Российской экономической школы (РЭШ)?
Лев ЯКОБСОН: В ГУ-ВШЭ в течение ряда лет готовятся кадры для федеральных органов исполнительной власти — прежде всего для Минэкономразвития России. Немало выпускников работает в Минфине, ЦБ и других государственных органах. Подготовка собственно финансистов в
ГУ-ВШЭ не осуществляется. Университет выпускает экономистов широкого профиля. Однако имеются специализации и магистерские программы по государственным финансам, а также по финансам и фондовому рынку. В сравнении с традиционными учебными заведениями программы ГУ-ВШЭ отличаются, в частности, более высоким удельным весом теоретических и экономико-математических дисциплин, углубленной языковой подготовкой и сопоставимостью с программами ведущих западноевропейских университетов. Так, основные курсы магистерской программы «Государственные и муниципальные финансы» аккредитованы в университете Сорбонны (Пантеон — Париж-1). В то же время, по сравнению с РЭШ, программы ГУ-ВШЭ более насыщены конкретным российским материалом и в большей степени ориентированы на выпуск высококвалифицированных аналитиков для бизнеса и госорганов, чем на подготовку к академической карьере.
Лев ЛЮБИМОВ: ГУ-ВШЭ занимает в этой системе, вероятно, такое же место, как и ФА при правительстве РФ. В ВШЭ есть магистерская программа «Государственные и муниципальные финансы», специальность «Финансы и кредит». С 2003 года будет открыт факультет государственного управления. В РЭШ вообще нет магистерских программ по финансам. А РАГС — это учебное заведение дополнительного образования.
— Чем отличается система подготовки в ВШЭ от системы подготовки в традиционных учебных заведениях — например, на экономическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова, в Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, МГИМО?
Л.Л.: От МГУ ВШЭ отличается в меньшей степени, чем от РЭА или МГИМО. Скажем, ВШЭ и МГУ — это университеты в традиционном смысле этого слова. Но в ВШЭ «университетского» даже больше, чем в МГУ. Университетское образование предполагает его фундаментализацию. Это означает следующее: во-первых, в ВШЭ, как и в МГУ, очень развита теоретическая подготовка экономистов. Но в ВШЭ объем часов, отведенных на теорию, больше. Во-вторых, в ВШЭ велик объем математической подготовки (в МГУ он тоже значителен, но все же меньше, чем в ВШЭ), без этого современный экономист обойтись не может. И, в-третьих, в ВШЭ объем языковой подготовки в несколько раз превышает то, что предусмотрено госстандартом. Эти и другие «расширения» госстандарта требуют существенно большего учебного времени. Поэтому в ГУ-ВШЭ значительная часть студентов учится не 5, а 6 лет (4 года в бакалавриате плюс два года в магистратуре). К тому же применяемая в ВШЭ модульная система организации учебного процесса обеспечивает 42–43 учебных недели в год, что на 8–9 недель больше, чем в других вузах, и, следовательно, дает дополнительный учебный год. Главное в ВШЭ то, что мы готовим не «линейного» специалиста, а аналитика с соответствующим объемом знаний. Поэтому и спрос на наших выпускников всегда остается высоким.
— Каким образом осуществляется программа подготовки и переподготовки служащих органов государственного управления?
Л.Я.: В составе ГУ-ВШЭ имеются два института, специализирующихся на повышении квалификации государственных служащих. Один из них ориентирован на программы широкого профиля, другой, созданный в порядке реализации соответствующего постановления правительства, является головным в общенациональной системе обучения процедурам государственных закупок.
Л.Л.: Программы могут быть любыми: это может быть повышение квалификации (около 70 часов), краткосрочная переподготовка (более 100 часов), глубокая переподготовка (более 500 часов). Для МЭРТ и Минпромнауки, где всегда была велика доля служащих с инженерным образованием, самой эффективной формой оказалось введенное нами в 1996 году второе высшее (экономическое или, в меньшем объеме, правовое) образование. Правда, сделать это по многим причинам было очень непросто.
— Ведут ли дисциплины в Высшей школе экономики преподаватели, приглашенные из-за рубежа?
Л.Л.: Да, ежегодно у нас читают курсы лекций и принимают экзамены на разных факультетах и в филиалах ВШЭ не менее 30 профессоров Лондонского университета, Сорбонны (Пантеон — Париж–1), Эразмусского университета и других постоянных партнеров ВШЭ.
Л.Я.: Однако в университете принято, что читаемые ими курсы постепенно перенимаются российскими преподавателями, а зарубежные профессора переключаются на чтение новых курсов.
— Велик ли процент ваших выпускников, связавших свою жизнь с деятельностью в сфере управления федеральными, региональными или муниципальными финансами?
Л.Л.: По вполне понятным причинам не очень велик. Бизнес предлагает стартовые зарплаты, превышающие жалование госслужащих даже очень высокого ранга.
Л.Я.: Но ГУ-ВШЭ имеет прочные связи с рядом крупных работодателей, среди которых федеральные органы исполнительной власти.
— Сколько в среднем мест ежегодно обеспечивается бюджетным финансированием?
Л.Л. : Свыше 1000, плюс 500 в филиалах.
— Каковы различия в преподавании на факультетах экономики и мировой экономики?
Л.Л.: На факультете мировой экономики огромен объем языковой подготовки, из-за чего мы несколько снижаем объем теоретической и математической подготовки, хотя он остается выше стандартного университетского уровня. Одновременно здесь большой объем подготовки по международному праву. Естественно, что специальные дисциплины отличаются «международным» уклоном.
— А вы помогаете своим выпускникам в трудоустройстве?
Л.Л.: Нет. Но есть Центр карьеры, который помогает в трудоустройстве, есть Институт корпоративного предпринимательства, где вне сетки учебного плана студенты ведут собственные проекты под руководством предпринимателей, а затем остаются работать в их компаниях.
— Можно ли говорить о том, что диплом ВШЭ имеет мировой стандарт?
Л.Я.: Если имеется в виду признание наших дипломов за рубежом или, например, возможность поступить с дипломом ГУ-ВШЭ в аспирантуру престижного западного вуза, ответ, безусловно, положительный.
Л.Л.: Раз наши студенты учатся в ВШЭ и могут при этом сдать экзамены комиссиям ведущих европейских университетов и защитить свои дипломы и магистерские диссертации перед этими комиссиями, то, вероятно, это служит материальным (а не рекламным) свидетельством международного уровня диплома ВШЭ. Сегодня у нас даже есть выпускники, получившие по три диплома с отличием (все магистерские) — ВШЭ, Университета Эразмус (Голландия) и Сорбонны. Подчеркнем еще раз: студенты учились в ВШЭ, но получили еще и дипломы ведущих европейских университетов. Прошу обратить внимание на эти два слова — «ведущие» и «университеты».
— В 2003 году в ВШЭ открывается факультет государственного и муниципального управления. На что прежде всего нацелена программа этого факультета? В каких сферах (организациях, предприятиях) смогут трудиться выпускники?
Л.Я.: Как уже отмечалось, ГУ-ВШЭ не первый год готовит кадры для сферы государственного управления. Однако только теперь мы подошли к созданию специализированного факультета. Принятый в ГУ-ВШЭ принцип «программы должны быть сопоставимыми с лучшими зарубежными и реализовываться на высоком качественном уровне» предполагает, что открытию факультета предшествует серьезная наработка ноу-хау. Наш факультет будет отличать, в частности, существенно более глубокая экономическая подготовка студентов — по сравнению с той, что дают другие вузы, выпускающие кадры по специальности «государственное и муниципальное управление».
Журнал «Бюджет» №1 январь 2003 г.
В сегодняшней беседе за «круглым столом» принимают участие первые проректоры Высшей школы экономики — профессор, член коллегии московского Комитета образования РФ Лев ЛЮБИМОВ и профессор, заведующий кафедрой государственного управления и экономики общественного сектора Высшей школы экономики Лев ЯКОБСОН.
— Какое место Высшая школа экономики занимает в системе подготовки финансовых работников? Чем ваша образовательная программа отличается от программ, например, Российской академии государственной службы (РАГС), Финансовой академии при правительстве РФ или Российской экономической школы (РЭШ)?
Лев ЯКОБСОН: В ГУ-ВШЭ в течение ряда лет готовятся кадры для федеральных органов исполнительной власти — прежде всего для Минэкономразвития России. Немало выпускников работает в Минфине, ЦБ и других государственных органах. Подготовка собственно финансистов в
ГУ-ВШЭ не осуществляется. Университет выпускает экономистов широкого профиля. Однако имеются специализации и магистерские программы по государственным финансам, а также по финансам и фондовому рынку. В сравнении с традиционными учебными заведениями программы ГУ-ВШЭ отличаются, в частности, более высоким удельным весом теоретических и экономико-математических дисциплин, углубленной языковой подготовкой и сопоставимостью с программами ведущих западноевропейских университетов. Так, основные курсы магистерской программы «Государственные и муниципальные финансы» аккредитованы в университете Сорбонны (Пантеон — Париж-1). В то же время, по сравнению с РЭШ, программы ГУ-ВШЭ более насыщены конкретным российским материалом и в большей степени ориентированы на выпуск высококвалифицированных аналитиков для бизнеса и госорганов, чем на подготовку к академической карьере.
Лев ЛЮБИМОВ: ГУ-ВШЭ занимает в этой системе, вероятно, такое же место, как и ФА при правительстве РФ. В ВШЭ есть магистерская программа «Государственные и муниципальные финансы», специальность «Финансы и кредит». С 2003 года будет открыт факультет государственного управления. В РЭШ вообще нет магистерских программ по финансам. А РАГС — это учебное заведение дополнительного образования.
— Чем отличается система подготовки в ВШЭ от системы подготовки в традиционных учебных заведениях — например, на экономическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова, в Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, МГИМО?
Л.Л.: От МГУ ВШЭ отличается в меньшей степени, чем от РЭА или МГИМО. Скажем, ВШЭ и МГУ — это университеты в традиционном смысле этого слова. Но в ВШЭ «университетского» даже больше, чем в МГУ. Университетское образование предполагает его фундаментализацию. Это означает следующее: во-первых, в ВШЭ, как и в МГУ, очень развита теоретическая подготовка экономистов. Но в ВШЭ объем часов, отведенных на теорию, больше. Во-вторых, в ВШЭ велик объем математической подготовки (в МГУ он тоже значителен, но все же меньше, чем в ВШЭ), без этого современный экономист обойтись не может. И, в-третьих, в ВШЭ объем языковой подготовки в несколько раз превышает то, что предусмотрено госстандартом. Эти и другие «расширения» госстандарта требуют существенно большего учебного времени. Поэтому в ГУ-ВШЭ значительная часть студентов учится не 5, а 6 лет (4 года в бакалавриате плюс два года в магистратуре). К тому же применяемая в ВШЭ модульная система организации учебного процесса обеспечивает 42–43 учебных недели в год, что на 8–9 недель больше, чем в других вузах, и, следовательно, дает дополнительный учебный год. Главное в ВШЭ то, что мы готовим не «линейного» специалиста, а аналитика с соответствующим объемом знаний. Поэтому и спрос на наших выпускников всегда остается высоким.
— Каким образом осуществляется программа подготовки и переподготовки служащих органов государственного управления?
Л.Я.: В составе ГУ-ВШЭ имеются два института, специализирующихся на повышении квалификации государственных служащих. Один из них ориентирован на программы широкого профиля, другой, созданный в порядке реализации соответствующего постановления правительства, является головным в общенациональной системе обучения процедурам государственных закупок.
Л.Л.: Программы могут быть любыми: это может быть повышение квалификации (около 70 часов), краткосрочная переподготовка (более 100 часов), глубокая переподготовка (более 500 часов). Для МЭРТ и Минпромнауки, где всегда была велика доля служащих с инженерным образованием, самой эффективной формой оказалось введенное нами в 1996 году второе высшее (экономическое или, в меньшем объеме, правовое) образование. Правда, сделать это по многим причинам было очень непросто.
— Ведут ли дисциплины в Высшей школе экономики преподаватели, приглашенные из-за рубежа?
Л.Л.: Да, ежегодно у нас читают курсы лекций и принимают экзамены на разных факультетах и в филиалах ВШЭ не менее 30 профессоров Лондонского университета, Сорбонны (Пантеон — Париж–1), Эразмусского университета и других постоянных партнеров ВШЭ.
Л.Я.: Однако в университете принято, что читаемые ими курсы постепенно перенимаются российскими преподавателями, а зарубежные профессора переключаются на чтение новых курсов.
— Велик ли процент ваших выпускников, связавших свою жизнь с деятельностью в сфере управления федеральными, региональными или муниципальными финансами?
Л.Л.: По вполне понятным причинам не очень велик. Бизнес предлагает стартовые зарплаты, превышающие жалование госслужащих даже очень высокого ранга.
Л.Я.: Но ГУ-ВШЭ имеет прочные связи с рядом крупных работодателей, среди которых федеральные органы исполнительной власти.
— Сколько в среднем мест ежегодно обеспечивается бюджетным финансированием?
Л.Л. : Свыше 1000, плюс 500 в филиалах.
— Каковы различия в преподавании на факультетах экономики и мировой экономики?
Л.Л.: На факультете мировой экономики огромен объем языковой подготовки, из-за чего мы несколько снижаем объем теоретической и математической подготовки, хотя он остается выше стандартного университетского уровня. Одновременно здесь большой объем подготовки по международному праву. Естественно, что специальные дисциплины отличаются «международным» уклоном.
— А вы помогаете своим выпускникам в трудоустройстве?
Л.Л.: Нет. Но есть Центр карьеры, который помогает в трудоустройстве, есть Институт корпоративного предпринимательства, где вне сетки учебного плана студенты ведут собственные проекты под руководством предпринимателей, а затем остаются работать в их компаниях.
— Можно ли говорить о том, что диплом ВШЭ имеет мировой стандарт?
Л.Я.: Если имеется в виду признание наших дипломов за рубежом или, например, возможность поступить с дипломом ГУ-ВШЭ в аспирантуру престижного западного вуза, ответ, безусловно, положительный.
Л.Л.: Раз наши студенты учатся в ВШЭ и могут при этом сдать экзамены комиссиям ведущих европейских университетов и защитить свои дипломы и магистерские диссертации перед этими комиссиями, то, вероятно, это служит материальным (а не рекламным) свидетельством международного уровня диплома ВШЭ. Сегодня у нас даже есть выпускники, получившие по три диплома с отличием (все магистерские) — ВШЭ, Университета Эразмус (Голландия) и Сорбонны. Подчеркнем еще раз: студенты учились в ВШЭ, но получили еще и дипломы ведущих европейских университетов. Прошу обратить внимание на эти два слова — «ведущие» и «университеты».
— В 2003 году в ВШЭ открывается факультет государственного и муниципального управления. На что прежде всего нацелена программа этого факультета? В каких сферах (организациях, предприятиях) смогут трудиться выпускники?
Л.Я.: Как уже отмечалось, ГУ-ВШЭ не первый год готовит кадры для сферы государственного управления. Однако только теперь мы подошли к созданию специализированного факультета. Принятый в ГУ-ВШЭ принцип «программы должны быть сопоставимыми с лучшими зарубежными и реализовываться на высоком качественном уровне» предполагает, что открытию факультета предшествует серьезная наработка ноу-хау. Наш факультет будет отличать, в частности, существенно более глубокая экономическая подготовка студентов — по сравнению с той, что дают другие вузы, выпускающие кадры по специальности «государственное и муниципальное управление».
Журнал «Бюджет» №1 январь 2003 г.