Виктор ПРОКОПЕНКО, заместитель начальника отдела Аппарата президента РФ
10 лет назад в действие вступил Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании», определивший правовой статус закрытых населенных пунктов, особенности организации местного самоуправления, а также меры социальной защиты проживающих в них граждан.
В настоящее время на территории Российской Федерации в соответствии с указанным законом образованы и функционируют 42 закрытых административно-территориальных образования, в которых проживают более 1,5 млн человек.
Следует отметить, что принятие закона было весьма своевременным. В переломный момент реформирования экономики он должным образом урегулировал общественные отношения и создал правовые основы для обеспечения функционирования и поддержания жизнедеятельности закрытых административно-территориальных образований.
Наиболее ярко заложенные в закон регулятивные возможности были продемонстрированы 6-7 лет назад — в кризисные годы, когда государство из-за крайне тяжелого экономического положения с большими трудностями могло выполнять соответствующие функции. Используя заложенную в статье 5 закона норму, органы местного самоуправления смогли привлечь в закрытые административно-территориальные образования дополнительные инвестиции, развить рыночный сектор экономики и увеличить поступления в местные бюджеты. Это позволило обеспечить социальные гарантии проживающему населению, включая решение проблемы занятости квалифицированного персонала, высвобождающегося в результате сокращения государственного оборонного заказа и реформирования Вооруженных сил РФ.
В 1997-1999 годы, в результате предоставления некоторым из органов местного самоуправления дополнительных налоговых льгот, отдельные ЗАТО стали превращаться в оффшорные зоны, угрожающие экономической безопасности страны. Это потребовало внесения необходимых дополнений в закон, а в последние годы федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год приостанавливается действие норм, в соответствии с которыми в бюджет ЗАТО поступали все налоги и сборы с его территории.
Вместе с тем, учитывая государственную важность вопроса обеспечения безопасного и стабильного функционирования закрытых административно-территориальных образований в соответствии с законодательством в полной мере обеспечивается сбалансированный бюджет указанных ЗАТО и из средств федерального бюджета финансируются программы их развития. В этой связи в настоящее время вопрос создания новых производств и обеспечение бездотационного функционирования актуален только для закрытых образований, подлежащих упразднению.
Деятельность всех структур ЗАТО должна быть ориентирована на решение вопросов обеспечения жизнедеятельности градообразующих предприятий и объектов. Это в полной мере касается и деятельности органов местного самоуправления. Если город разрастается, а объемы продукции и численность населения, занятого в обеспечении функционирования градообразующего предприятия или объекта, оказываются значительно меньше, чем аналогичные показатели структур рыночной экономики, то объективно деятельность органов местного самоуправления будет отражать интересы большей части населения и не всегда соответствовать выполнению возложенной на закрытое административно-территориальное образование функции.
В целом Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» остается реально действующим, сохраняет свое предназначение, в большей части адаптивен к установившимся общественным отношениям и соответствует законодательству.
Вместе с тем, ЗАТО функционируют в изменяющихся условиях окружающей действительности. Стабилизируется политическое и экономическое положение России, осуществляется законотворческая деятельность, происходит изменение внешнеполитической обстановки, заключаются международные договора и соглашения. Тем или иным образом происходящие в стране изменения оказывают свое воздействие на закрытые административно-территориальные образования. Однако причины и задачи, для решения которых были созданы ЗАТО, не изменились.
В целях совершенствования федерального законодательства 21 июня 2001 года указом №741 президента РФ была создана специальная комиссия по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В настоящее время в правительстве уже осуществляется проработка представленного комиссией пакета законов, завершается работа над проектом федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Журнал «Бюджет» №1 январь 2003 г.
10 лет назад в действие вступил Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании», определивший правовой статус закрытых населенных пунктов, особенности организации местного самоуправления, а также меры социальной защиты проживающих в них граждан.
В настоящее время на территории Российской Федерации в соответствии с указанным законом образованы и функционируют 42 закрытых административно-территориальных образования, в которых проживают более 1,5 млн человек.
Следует отметить, что принятие закона было весьма своевременным. В переломный момент реформирования экономики он должным образом урегулировал общественные отношения и создал правовые основы для обеспечения функционирования и поддержания жизнедеятельности закрытых административно-территориальных образований.
Наиболее ярко заложенные в закон регулятивные возможности были продемонстрированы 6-7 лет назад — в кризисные годы, когда государство из-за крайне тяжелого экономического положения с большими трудностями могло выполнять соответствующие функции. Используя заложенную в статье 5 закона норму, органы местного самоуправления смогли привлечь в закрытые административно-территориальные образования дополнительные инвестиции, развить рыночный сектор экономики и увеличить поступления в местные бюджеты. Это позволило обеспечить социальные гарантии проживающему населению, включая решение проблемы занятости квалифицированного персонала, высвобождающегося в результате сокращения государственного оборонного заказа и реформирования Вооруженных сил РФ.
В 1997-1999 годы, в результате предоставления некоторым из органов местного самоуправления дополнительных налоговых льгот, отдельные ЗАТО стали превращаться в оффшорные зоны, угрожающие экономической безопасности страны. Это потребовало внесения необходимых дополнений в закон, а в последние годы федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год приостанавливается действие норм, в соответствии с которыми в бюджет ЗАТО поступали все налоги и сборы с его территории.
Вместе с тем, учитывая государственную важность вопроса обеспечения безопасного и стабильного функционирования закрытых административно-территориальных образований в соответствии с законодательством в полной мере обеспечивается сбалансированный бюджет указанных ЗАТО и из средств федерального бюджета финансируются программы их развития. В этой связи в настоящее время вопрос создания новых производств и обеспечение бездотационного функционирования актуален только для закрытых образований, подлежащих упразднению.
Деятельность всех структур ЗАТО должна быть ориентирована на решение вопросов обеспечения жизнедеятельности градообразующих предприятий и объектов. Это в полной мере касается и деятельности органов местного самоуправления. Если город разрастается, а объемы продукции и численность населения, занятого в обеспечении функционирования градообразующего предприятия или объекта, оказываются значительно меньше, чем аналогичные показатели структур рыночной экономики, то объективно деятельность органов местного самоуправления будет отражать интересы большей части населения и не всегда соответствовать выполнению возложенной на закрытое административно-территориальное образование функции.
В целом Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» остается реально действующим, сохраняет свое предназначение, в большей части адаптивен к установившимся общественным отношениям и соответствует законодательству.
Вместе с тем, ЗАТО функционируют в изменяющихся условиях окружающей действительности. Стабилизируется политическое и экономическое положение России, осуществляется законотворческая деятельность, происходит изменение внешнеполитической обстановки, заключаются международные договора и соглашения. Тем или иным образом происходящие в стране изменения оказывают свое воздействие на закрытые административно-территориальные образования. Однако причины и задачи, для решения которых были созданы ЗАТО, не изменились.
В целях совершенствования федерального законодательства 21 июня 2001 года указом №741 президента РФ была создана специальная комиссия по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В настоящее время в правительстве уже осуществляется проработка представленного комиссией пакета законов, завершается работа над проектом федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Журнал «Бюджет» №1 январь 2003 г.