Финансы№1 январь 2003 — 20 января 2003

«Роль программ развития в формировании социально-экономической политики ЗАТО»

Версия для печати 3877 Материалы по теме
Объем субвенций на программы развития согласно закону «О федеральном бюджете на 2002 год» определен в 1,0 млрд руб., что составляет 10% от предусмотренного программами развития.
Субвенции на программы развития в 2002 году предусмотрены всем ЗАТО, кроме ЗАТО Снежинск. На 1 октября 2002 года программы профинансированы из федерального бюджета на сумму 495 млн руб., из них освоено 373 млн руб. В федеральном бюджете на 2003 год на программы развития ЗАТО предусмотрено 1110,0 млн руб.
Порядок утверждения перечней мероприятий программ развития, финансируемых из федерального бюджета, остается таким же, как и в 2002 году.
Вынужден еще раз обратить внимание руководства ЗАТО на качество справочной квартальной информации о ходе реализации программ развития, которую ЗАТО должны представлять в Минэкономразвития, в Минфин и федеральные органы. Нужно иметь в виду, что они являются важным элементом контроля со стороны федерального центра за ходом реализации программ. Также напомню, что в начале 2003 года администрации ЗАТО для подготовки доклада правительству РФ должны будут представить в адрес Минэкономразвития развернутый отчет о реализации программы развития в 2002 году.
Как показывает практика использования программного метода применительно к экономике ЗАТО, он дает — кроме прочих важных ориентиров — возможность органам местного самоуправления сконцентрироваться на решении наиболее острых проблем ЗАТО, а федеральным органам исполнительной власти оценить направления этих усилий и с учетом стоящих перед градообразующими организациями задач поддержать эти усилия или скорректировать их. По мнению Минэкономразвития, есть необходимость усиления роли программ развития в формировании социально-экономической политики ЗАТО.
С этой целью министерство планирует обратиться в правительство с предложением о включении в программы развития всех объектов, строительство которых осуществляется на территории ЗАТО за счет субвенций из федерального бюджета. В настоящее время это предложение согласовывается с Минфином России.
Учитывая, что программы развития утверждены на срок до 2004 года, Минэкономразвития полагает целесообразным начать в 2003 году работу по подготовке программ развития ЗАТО на период с 2005 по 2008 год.
На мой взгляд, закон о ЗАТО не требует кардинального изменения, а лишь нуждается в осторожной корректировке отдельных статей и положений. Причем вносимые изменения должны соответствовать базовому законодательству в данной области.
Если вносится изменение в части, касающейся полномочий органов местного самоуправления, то такое изменение должно опираться на действующие статьи закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так же как изменения, касающиеся медицинского обеспечения в ЗАТО, должны основываться на статьях, скажем, закона «О медицинском страховании в Российской Федерации».
Процесс законотворчества применительно к закону «О ЗАТО» представляет собой не самостоятельный процесс, а является производным от изменений в базовом законодательстве.
И все-таки ЗАТО — это искусственное муниципальное образование, созданное в целях предоставления исполнительной власти благоприятных условий для решения проблем оборонно-стратегического характера. В связи с этим законодательная инициатива в вопросах функционирования ЗАТО принадлежит правительству РФ.
Это, конечно, не означает, что представительная власть должна оставаться в стороне. Но работа над изменениями и дополнениями в закон о ЗАТО будет неэффективной без участия представителей исполнительной власти.

Журнал «Бюджет» №1 январь 2003 г.

Поделиться