Российская экономическая школа (РЭШ) отпраздновала
Участников и гостей конференции приветствовал первый заместитель председателя Правительства РФ И. И. Шувалов. Он отметил, что за два десятилетия выросло целое поколение граждан, которые не помнят перестройку и какой была страна в то время. «Я вижу основной результат в том, что сегодня нет запроса на то, чтобы вовремя платили пенсию, чтобы вовремя платили зарплату. Запросы совсем другие», — сказал он. По мнению первого вице-премьера, за этот период вряд ли кому-то удалось добиться большего, чем Россия. «Необходимо обеспечить преемственность базовых составляющих нынешнего курса, — заявил Шувалов. — Россия не может переживать еще раз разворот в левую сторону, например к массовой национализации и подобным вещам».
Перспективы экономического образования в негосударственных высших учебных заведений стали предметом обсуждения на круглом столе, который вел заместитель министра образования и науки РФ И. И. Федюкин. Он сразу заметил, что такие вузы находятся в очень непростой ситуации, причем не только в России.
Не секрет, что сейчас в качестве источника финансирования высшего образования доминирует государство. Как взаимодействовать с ним, не теряя самостоятельности? Своим опытом с российскими коллегами поделились профессор Принстонского университета (США) С. Коткин, основатель Китайского центра экономических исследований Пекинского университета Д. Лин и директор создающейся Африканской школы экономики (Бенин) Л. Вонтчекон.
Американские университеты и фонды начиная с
Китай начинал с масштабных инвестиций в инфраструктуру, а непосредственно на образование в
Центр экономических исследований Пекинского университета был основан в 1993 году, и численность его сотрудников возросла с тех пор с шести до 35 человек. Модернизация развивающихся стран связана именно с образованием, однако труд ученых не всегда востребован, так как вложения в инновации всегда связаны с риском, констатировал выступающий. Его коллега из Бенина поделился с аудиторией своим опытом, подчеркнув, что в Африке нет недостатка в одаренных людях, но проблема состоит в том, как передать им успешный опыт. И здесь выход видится как раз в создании негосударственных университетов, деятельность которых базировалась бы на международных стандартах. Л. Вонтчекон, в частности, рассчитывает на партнерство с Принстоном, Барселонской экономической школой, Тулузским университетом и РЭШ, а также надеется на то, что Африканская школа экономики в перспективе сможет влиять на государственную политику у себя на родине.
Ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге О. В. Хархордин начал свое выступление с шутки. Чтобы попасть в мировой топ-30, надо быть американским университетом, сказал он. Перейдя затем на серьезный тон, российский ректор изложил свое видение ситуации: международные стандарты экономического образования необходимо адаптировать к нашим условиям, «креативно приземлить» их. При этом важно придерживаться двух основных принципов — академической свободы и смешанного управления (shared government). Последнее означает, что в негосударственных вузах не может быть бесконтрольного использования средств, должен быть контроль одних коллег за другими. Бизнес-корпорации и госуниверситеты не практикуют ничего подобного по определению. А в Европейском университете ректор и попечители делегируют многие свои права факультетам и даже отдельным преподавателям.
Негосударственный вуз — это коллективный стиль руководства, притом что окончательные решения по важнейшим вопросам принимают все-таки попечители, считает Хархордин. Деканы и ректор наделяются большими полномочиями по распределению бюджетов, вместе с тем должны реально действовать принципы их подотчетности и ротации. Управлять должны лучшие, а отнюдь не все, тогда мы и станем выигрывать конкуренцию на международном уровне, подытожил докладчик. Вообще университет — не компания, которая борется за прибыль, он, если вспомнить основной принцип Гарварда, формирует будущее. Поэтому ректор дал свое, образное определение университета: «Это машина по розливу смысла жизни каждому человеку, хотя бы по 50 граммов».
В завязавшейся дискуссии С. Коткин сказал, что, на его взгляд, в сфере высшего образования в России есть проблема управления. Это самая большая проблема, добавил он, и, кроме того, большое значение имеет качество среднего образования. «Не уверен, что оно находится на том же уровне, что несколько поколений назад», — дипломатично заметил гость из США. По словам О. В. Хорхордина, он рекомендовал министру образования и науки РФ Д. В. Ливанову отправить 100 российских ректоров на год в Гарвард — изучить, что такое shared governments. Хотя внедрение подобной практики в России, признал он, является трудной задачей.