Версия для печати 4295 Материалы по теме
лубенец
Николай ЛУБЕНЕЦ, президент Ассоциации ЗАТО, руководитель Администрации города Трехгорный

Как и во всех городах Минатома, у нас было создано градообразующее предприятие, вокруг которого образовалась бюджетная сфера и сфера обслуживания. В 1991 году появились серьезные проблемы с госзаказом. Пришлось урезать расходы на социальную сферу. В 1995-1996 годах был зафиксирован почти 10-процентный уровень безработицы. Жители города задавали вопросы: «Куда мы денемся?», «Где будут работать наши дети?». Ведь никакой другой работы кроме государственного центра по стратегическим ракетам подводного старта на территории города не было. Городской совет, депутаты задумались о том, что же делать дальше, и пришли к выводу, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих».
Правительство РФ того времени правильно оценило ситуацию и приняло закон «О закрытом административно-территориальном образовании», благодаря которому мы и смогли развиваться. Наметив инвестиционную программу и программу социально-экономического развития, шаг за шагом мы начали их реализовывать. Направления были выбраны самые разные. Принцип один: «яйца в одну корзину не складывать».
Все социальные вопросы мы пытались решать с помощью созданных предприятий. Где-то получалось лучше, где-то хуже... Но сегодня мы сделали так, чтобы город мог успешно функционировать независимо от наличия государственного заказа. По крайней мере уже четвертый год мы работаем без дотаций и успешно выплачиваем федеральную часть налога. Мы никому не должны, независимы и твердо стоим на ногах.
Конверсии как таковой у нас не было. Предприятие Минатома существовало и существует само по себе. Мы сократили объемы производства и параллельно начали создавать предприятия в совершенно других сферах деятельности. Первым был создан «Ростелеком». В 1993 году вступила в эксплуатацию цифровая подводная волоконно-оптическая линия связи Дания — Россия, а спустя два года была введена в действие транссибирская цифровая радиорелейная линия связи Москва — Хабаровск. Так было замкнуто кольцо глобальной цифровой линии связи, проходящей через четыре континента — Америку, Европу, Азию, Австралию — и три океана — Атлантический, Тихий, Индийский. С 1998 по 2000 год успешно реализовывались программы обеспечения современной цифровой связью удаленных и труднодоступных регионов России.
За эти годы мы создали более 40 предприятий. В их числе, например, предприятие по изготовлению обуви. Начинали с нуля, поскольку мы никогда не занимались обувью. Не скажу, что это прибыльный бизнес, доходов он не приносит. Но таким образом более сотни женщин были обеспечены рабочими местами. В городе успешно функционирует авиакомпания «Уралавиатранс», в ведении которой находятся два тяжелых многоцелевых вертолета «Ми-26». Эти гиганты (размах лопасти — 32 м, грузоподъемность — 20 т) могут работать в любых климатических условиях, тушить пожары, перевозить крупногабаритные грузы на внешней подвеске, их можно использоваться для монтажа сложных конструкций — вплоть до телебашен и буровых вышек. Для сравнения: аналогичный американский геликоптер может поднимать груз не более 13 т. Предприятие заключило контракты, согласно которым огромные «железные стрекозы» с гербом Трехгорного на борту монтируют ветряные мельницы в Швеции, помогают в работе миротворческих миссий ООН в Африке.
Российско-канадское предприятие «Nordtel» — тоже наше детище. Мы выпускаем современные телефонные станции, которые высоко котируются на международном рынке. Также на мировом уровне работает инновационно-производственное объединение ЗАО НПО «Трехгорный пластик» — завод по изготовлению высокотехнологичных изделий из полипропилена под торговой маркой ЗАТОПЛАСТ. Продукцию этой марки можно встретить на уральском, московском, нижегородском, казахстанском строительных рынках. Проектные институты закладывают нашу продукцию в проекты новостроек.
Разумеется, мы не забываем и о социальных объектах. Четыре года назад, когда все еще играли в большой теннис, мы начали создавать горнолыжный комплекс. Сегодня это — курорт высшего класса. Гостиничный комплекс на 350 мест с радостью принимает всех любителей горных лыж. Работают 4 подъемника. Недавно Вячеслав Фетисов лично оценил красоты нашего края. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. В ближайшем будущем планируем усовершенствовать лыжные трассы так, чтобы одновременно с наших гор могли кататься 12 тыс. человек. Общая протяженность трасс составит порядка 60 км, подъемников — порядка 40 километров.
Мы являемся совладельцами автозаправочных комплексов в 12 субъектах Федерации. У нас действует очень интересное предприятие по применению промышленных алмазов в электронной промышленности — «Уралалмазинвест». А объединение, изготавливающее покрытия по металлу (тонкая пленка золоталибо сплав титана), участвовало в нанесении покрытий на купола храма Христа Спасителя в Москве. Благодаря нашим покрытиям больше 400 храмов в России радуют прихожан сверкающими на солнце золочеными куполами.
Все перечисленные предприятия и составляют бюджет города. Производственные площади и конверсионная программа позволяют выпускать продукцию гражданского назначения — медицинскую технику, аппаратуру для энергетического и нефтегазового комплекса, товары народного потребления. А оборонное предприятие продолжает работать и остается градообразующим. Оно решает государственные задачи, выполняет свои функции. Но не могут все жители города быть занятыми на одном предприятии. К тому же численность работающих на нем значительно сократилась. Раньше это предприятие формировало бюджет города на 87%. Теперь оно приносит в бюджет города всего 20%, а 80% в доходную часть городского бюджета приносят предприятия, создавать которые мы начали 10 лет назад.

Журнал «Бюджет» №1 январь 2003 г.

Поделиться