28 ноября мы рассматриваем сразу два бюджета — бюджет на
Главная особенность
Особенность данного бюджета состоит в том, что его расходы формировались исходя из бюджетных правил, устанавливающих базовую цену на нефть, которая ложится в основу расчета показателей федерального бюджета. Причем для каждого года базовая цена устанавливается своя. Так, для 2013 года базовой ценой является средняя цена на нефть за пять лет, для 2014 года — за шесть лет, для 2015 года — за семь лет. В дальнейшем предлагается ежегодно увеличивать период определения базовой цены на нефть на один год до достижения десяти лет.
При этом прогнозная цена может существенно отличаться от базовой цены. Для 2013 года базовая цена на нефть составит 91 долл. за бочку, а прогноз цены — 97 долл., для 2014 и 2015 годов базовая цена 92 и 93 долл., прогноз соответственно 101 и 104 долл. (рис. 1). При превышении базовой цены на нефть доходы от превышения будут направляться в Резервный фонд, и так до достижения им нормативной величины 7 % ВВП.
Почему я так подробно останавливаюсь на этом? Во-первых, меняется концепция формирования расходной части бюджета — она напрямую не зависит от цены на нефть. Во-вторых, в случае превышения прогнозной цены над базовой мы имеем возможность формирования суверенных фондов (Фонда национального благосостояния и Резервного фонда) в необходимых объемах.Правда, сами бюджетные правила, по которым сформирован бюджет, пока еще не приняты. Проект закона о внесении соответствующих изменений в Бюджетный кодекс принят Государственной думой в первом чтении еще 6 июля 2012 года, но второе и третье чтения откладываются. (19 декабря 2012 года Совет Федерации одобрил бюджетные правила. — Прим. редакции). Принимая для расчета базовую цену, мы тем самым, формируя бюджет, хоть как-то страхуемся от падения цены на нефть. Кроме того, и это тоже важно, мы возобновляем накопления Резервного фонда, нашу так называемую подушку безопасности.
Доходы и расходы
Если сравнить 2013 год с относительно благополучным 2008 годом, то можно говорить о достаточно ощутимом увеличении доходов бюджета (почти на 40 %). Сейчас мы не можем, да и никто не может точно спрогнозировать цену на нефть. А ведь точность прогноза цены на нефть имеет большое значение для формирования доходной базы бюджета.
Итак, при прогнозной цене на нефть 97 долл. за бочку нефти в
В 2013 году планируется небольшое снижение доходов на 0,4 % (рис. 3). Это происходит после их ежегодного поступательного увеличения с 2009 года: в 2011 году рост доходов достигал почти 40 %, в 2012 году — 11,6 %. В 2014 и 2015 годах прогнозируется положительная динамика роста доходов на уровне
Дефицит и резервы
Бюджет, как и в прошлые годы, сформирован с дефицитом (рис. 5). В 2013 году он составит 521,4 млрд руб. (0,8 % ВВП), в 2014 году — почти 144 млрд руб. (0,2 % ВВП), в 2015 году — 10,8 млрд руб. (0,01 % ВВП). В 2012 году дефицит планируется на уровне 42,7 млрд руб. Правительство могло бы сформировать и бездефицитный бюджет, но, во-первых, дефицит у нас небольшой (по сравнению с другими странами), а во-вторых, сегодня у государства есть серьезные задачи, в том числе социальные, решение которых требует увеличения расходов. Основными источниками финансирования дефицита будут государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности.
Объем Резервного фонда увеличится с 3,2 трлн руб. (это 4,8 % ВВП) в 2013 году до 4,7 трлн руб. в
Объем Фонда национального благосостояния на конец 2015 года составит 2,85 трлн руб., или 3,4 % ВВП. По сравнению с 2012 годом он увеличится на 88,1 млрд руб. Совокупный объем государственного долга в трехлетнем периоде увеличится на 2,4 трлн руб. и достигнет к концу 2015 года чуть больше 11 трлн руб. (13,4 % ВВП), при этом доля внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга достигнет почти 75 % при соответствующем снижении доли внешнего долга. Мы считаем, что, несмотря на увеличение размера государственного долга, долговая нагрузка на федеральный бюджет остается в пределах, позволяющих государству своевременно и в полном объеме выполнять свои долговые обязательства.
Приоритеты финансирования
Приоритетными направлениями расходов федерального бюджета на
В расходах также учтена индексация оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания судей и прокурорских работников, федеральных государственных служащих, стипендий для обучающихся в федеральных учебных заведениях и других публичных нормативных и приравненных к ним обязательств.
Межбюджетные отношения
Более подробно хотел бы остановиться на межбюджетных отношениях в
Все говорят, что нужно развивать регионы. А что делается для этого? Методику предоставления финансовой помощи постоянно совершенствуем, поощряем регионы за развитие налогового потенциала, а ситуация в большинстве субъектов остается сложной. Поэтому встает вопрос, в каком направлении следует развивать межбюджетные отношения. Регионам нужны дополнительные и постоянные источники доходов, которые позволяли бы им развиваться.
Вопрос доходной базы субъектов РФ — один из ключевых вопросов их развития. Вот и в бюджете 2013 года встала проблема финансового обеспечения регионами полномочий. Планируется сокращение объема межбюджетных трансфертов (рис. 7) и увеличение доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ (собственные доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в
Но мы считаем, что с увеличением доходов субъектов все не так однозначно. Не в полной мере учтены выпадающие доходы регионов в связи с созданием консолидированных групп налогоплательщиков (КГН), отменой льгот по налогу на имущество организаций естественных монополий и введением льготы на вновь вводимое движимое имущество. Есть тенденция снижения темпов роста налога на прибыль. Кроме того, регионы должны формировать свои бюджеты с учетом расходов на повышение заработной платы бюджетников. Такая задача была поставлена Президентом России.
Объем дополнительных расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ только на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы составляет в 2013 году 367,7 млрд руб., в 2014 году — 557,0 млрд руб., а в 2015 году — 789,0 млрд руб. Между тем на реализацию указов Президента РФ от 7 мая 2012 года в
Долги регионов
Еще одним острым вопросом при обсуждении проекта федерального бюджета на
Учитывая большую закредитованность регионов, мы считаем, что вопрос о реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных бюджетам субъектов РФ на частичное покрытие дефицитов бюджетов, финансирование строительства и реконструкцию региональных дорог, поддержку моногородов, ликвидацию последствий стихийных бедствий, засухи, остался открытым и требует дальнейшего обсуждения в ходе исполнения федерального бюджета
Понимая, что ситуация в регионах будет достаточно сложной, мы провели совещание, в котором участвовали многие члены Совета Федерации во главе с заместителем председателя СФ С. Ю. Орловой, первый заместитель министра финансов Т. Г. Нестеренко, представители регионов. Было решено, что, во-первых, Минфин проведет с регионами консультации (по графику) для согласования расчетов по выпадающим доходам, дополнительным расходам, потому что разногласия есть и Минфин это подтвердил; во-вторых, было принято решение по итогам первого полугодия 2013 года провести мониторинг выпадающих доходов и уточнить размеры дополнительных средств для оказания субъектам финансовой помощи. Часть выпадающих доходов 2013 года можно компенсировать в 2012 году, так как в бюджете есть 3,7 млрд руб., которые не распределены.
Наш комитет рекомендовал одобрить Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» и продолжить работу над ним в ходе его исполнения.