За прошедший с 2009 года период произошли значительные изменения как в федеральном, так и в региональном бюджетном законодательстве, в связи с чем ранее сделанные краевой властью шаги по укреплению доходов муниципальных бюджетов дополнительными стабильными источниками в виде отчислений от НДФЛ и налога на имущество организаций пришлось отменять из-за смещения нагрузки по перераспределенным расходным полномочиям с муниципального уровня на региональный бюджет. Тем не менее положительный опыт произведенного ранее закрепления единых нормативов за бюджетами муниципальных районов (городских округов) было решено возобновить при формировании бюджета на
Поселения
В целях определения оптимального соотношения нормативов отчислений от тех или иных налогов в бюджеты муниципальных образований министерством финансов Пермского края были произведены многовариантные расчеты. Рассматривалась возможность передачи дополнительных налоговых источников и на уровень муниципальных районов, городских округов, и в бюджеты поселений. Следует признать, что процесс выравнивания бюджетов поселений как посредством распределения дотации из регионального фонда, так и посредством закрепления на региональном уровне единых нормативов отчислений малоэффективен. Так, показатель индекса налогового потенциала поселений Пермского края варьируется от 0,04 до 1,7 (разрыв более чем в 42 раза). В связи с этим в регионе на данном этапе развития межбюджетных отношений выравнивание бюджетной обеспеченности поселений осуществляется муниципальными районами посредством распределения районных фондов финансовой поддержки поселений. С краевого уровня в бюджеты поселений поступает лишь незначительная подушевая дотация.
В процессе поиска оптимального варианта закрепления налогов за бюджетами поселений была рассмотрена возможность передачи на уровень поселений нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц и транспортному налогу. Аргументами в пользу закрепления за бюджетами поселений части транспортного налога послужили:
- более или менее равномерное распределение налогооблагаемой базы транспортного налога (количество транспортных средств) между поселениями;
- опыт закрепления данного налога за поселениями отдельными муниципальными районами, показавший повышение собираемости транспортного налога на местах;
- наибольший выравнивающий эффект от закрепления транспортного налога — расчетное сокращение разрыва подушевых доходов бюджетов десяти наиболее обеспеченных и десяти наименее обеспеченных поселений на 69 %.
Следует также отметить, что в бюджетах поселений НДФЛ обеспечивает от 1 до 78 % собственных доходов, что подтверждает высокую дифференциацию данного налога. Закрепление за бюджетами поселений единых нормативов отчислений такого налога менее эффективно с точки зрения выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. На наш взгляд, можно вернуться к обсуждению вопроса закрепления НДФЛ за бюджетами поселений на региональном уровне в случае корректировки налогового законодательства Российской Федерации в части изменения порядка уплаты НДФЛ (по месту проживания конкретного жителя, а не по месту регистрации его работодателя).
Муниципальные районы, городские округа
С целью укрепления налогового потенциала муниципальных районов (городских округов) были проанализированы различные варианты закрепления нормативов отчислений от НДФЛ. Воспользовавшись изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс в части возможности закрепления дополнительных нормативов отчислений от налогов за бюджетами муниципалитетов в зависимости от их типа, принято решение с 2013 года передать следующие нормативы отчислений от НДФЛ:
- в бюджеты городских округов — 5 %;
- бюджеты муниципальных районов — 15 %.
Увеличенный дополнительный норматив отчислений от НДФЛ в бюджеты муниципальных районов (по отношению к городским округам) позволит компенсировать потери муниципальных районов от передачи 50 % транспортного налога на уровень поселений и сократит разрыв в уровне бюджетной обеспеченности городских округов и муниципальных районов края.
Благодаря дополнительному закреплению нормативов от НДФЛ в 2013 году обеспечен рост расчетных консолидированных бюджетов муниципальных районов (городских округов) края в среднем на 119 % по отношению к аналогичным показателям 2012 года. Указанный рост муниципальных бюджетов послужит основой для обеспечения исполнения указов Президента РФ по вопросам повышения оплаты труда работников социальной сферы и решения остро стоящей проблемы нехватки мест в муниципальных дошкольных учреждениях Пермского края. В завершение следует отметить желание Пермского края и далее следовать по пути укрепления финансовой самостоятельности местных бюджетов для повышения эффективности местного самоуправления в регионе.