Версия для печати 2818 Материалы по теме
Верные друзья

На протяжении тех десяти лет, что издается журнал «Бюджет», работа региональных финансовых органов была одной из основных наших тем. За этот период у нас появились постоянные авторы, настоящие друзья, которые регулярно делятся опытом, поднимают актуальные проблемы, рассказывают о своих планах и наработках. По публикациям в журнале можно проследить, как развивалась ситуация в том или ином субъекте. Сегодня мы хотим вспомнить, какие регионы были наиболее ярко представлены в журнале и о чем в разные годы писали наши самые активные авторы.

Волгоградская область

Бюджетная и социально-экономическая политика в регионе (январь, 2003 г.)

«В результате изменения нормативов отчислений от федеральных налогов бюджеты субъектов РФ потеряли значительные суммы своих доходов. Например, выпадающие доходы консолидированного бюджета Волгоградской области за 1999–2002 годы составили 4,9 млрд руб. В связи с изменением порядка зачисления акцизов по табачным изделиям в бюджет области в 2003 году не поступят 850 млн руб.» — С. П. САЗОНОВ, заместитель главы администрации, начальник Главного финансово-казначейского управления Волгоградской области

Практическая реализация Федерального закона № 131-ФЗ в Волгоградской области (апрель, 2007 г.)

«Особенностью бюджетной политики Волгоградской области в прошлом году стала практическая реализация с 1 января 2006 года положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“. Созданы необходимые правовые основания для реализации бюджетного процесса в условиях двухуровневой системы местного самоуправления, статус муниципального образования — поселения приобрели 453 территории» — А. В. ДОРЖДЕЕВ, заместитель главы администрации Волгоградской области, председатель комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства

Трехлетний бюджет Волгоградской области: дорогу осилит идущий (сентябрь, 2007 г.)

«Волгоградская область 31 июля 2007 года приняла в окончательном чтении закон „Об областном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года“. Непосредственно процесс рассмотрения и принятия бюджета в областной Думе занял ровно два месяца — июнь и июль — время совместной конструктивной работы исполнительной, законодательной власти, Контрольно-счетной палаты области» — А. В. ДОРЖДЕЕВ, Д. Ю. ЗАВЬЯЛОВ, заместитель председателя комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, начальник управления межбюджетных отношений

Социальные эффекты бюджетной реформы: оценка результативности на местном уровне (январь, 2008 г.)

«Статусные преобразования коснулись и системы местного самоуправления. Введение двухуровневой системы, формирование бюджетов на районном и на поселковом уровнях изменило характер взаимодействия органов местного самоуправления. Новые поселковые администрации, главы поселений уже не подчинены по должности администрации муниципального района. Поселения приобрели большую самостоятельность, муниципальные районы и городские округа освобождены от выполнения ряда задач местного значения: социальной защиты населения, оказания специализированной медицинской помощи, организации среднего специального образования и т. д., а муниципальные районы — и от решения вопросов в сфере ЖКХ и благоустройства. В результате районы и городские округа в состоянии сосредоточить усилия на оставшихся задачах, а в рамках поселковых образований появилась возможность оперативно решать отдельные локальные (уровня небольшого населенного пункта или его части) вопросы» — А. В. ДОРЖДЕЕВ, Д. Ю. ЗАВЬЯЛОВ

Формирование межбюджетных отношений (в соответствии с Концепцией межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года) (январь, 2010 г.)

«В современных условиях финансового кризиса оптимизация механизмов межбюджетного регулирования, закрепленных в Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, является важной составляющей дальнейшей антикризисной политики государства» — А. В. ДОРЖДЕЕВ

Повышение уровня финансовой грамотности населения (май, 2011 г.)

«Проблема развития финансового образования и повышения уровня финансовой грамотности населения является относительно новой, очень интересной и чрезвычайно сложной для нашего региона. Волгоградская область начала решение указанной проблемы с разрозненных инициатив различных ведомств и заинтересованных сторон, однако пришло время придать этому процессу организованный характер» — А. В. ДОРЖДЕЕВ

Калужская область

Векторы экономического развития региона (февраль, 2003 г.)

«Как показали результаты последнего рейтингового исследования агентства „Эксперт РА“, Калужская область вошла в перечень наиболее динамично развивающихся регионов России по приросту инвестиционного потенциала. Область также вошла в двадцатку регионов с минимальным инвестиционным риском в 2001–2002 годах (с 26-го места переместилась на 20-е)» — Н. Е. ШУБИН, директор департамента регионального развития Калужской области

Цель экономической стратегии — социальное благополучие калужан (октябрь, 2008 г.)

«Позитивные тенденции в развитии области в значительной мере обусловлены увеличением инвестиционных потоков. В целом в 2007 году в региональную экономику вложено более 26 млрд руб. инвестиций, что в 1,4 раза больше, чем в предыдущем году» — А. Д. АРТАМОНОВ, губернатор Калужской области

Калужская область: диверсификация инвестиционной политики (сентябрь, 2010 г.)

«География внешнеэкономических связей Калужской области постоянно расширяется. На сегодняшний день более 40 мировых производителей уже разместили свой бизнес в нашем регионе. Одними из первых стали заводы Stora Enso (Швеция — Финляндия), SAB Miller Rus (ЮАР). Успешный опыт этих предприятий доказал, что на территории области можно вести бизнес. Деловая репутация региона значительно укрепилась с приходом Samsung (Южная Корея), Volkswagen (Германия), Nestle (Швейцария), Volvo (Швеция)» — Р. А. ЗАЛИВАЦКИЙ, министр экономического развития Калужской области

Когда говорят про феномен Калужской области, это приятно (октябрь, 2010)

«До конца 2010 года у нас будут открыты еще более 10 новых предприятий. Этот факт свидетельствует о том, что вложение денег в инфраструктуру — самое выгодное дело. Мы подсчитали, что 1 рубль, вложенный в инфраструктуру, приносит более 15 рублей» — В. В. ПОТЕМКИН, вице-губернатор Калужской области

Создание регионального сегмента интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» (июнь, 2012 г.)

«Министерство финансов Калужской области пошло по пути развития собственного программного обеспечения и информационных систем согласно основным принципам концепции для дальнейшей интеграции с федеральной системой „Электронный бюджет“» — В. И. АВДЕЕВА, министр финансов Калужской области

Вологодская область

Цель реформ — повышение эффективности (март, 2003 г.)

«По итогам реализации первого этапа программы реформирования системы управления финансами Вологодская область из федерального Фонда реформирования региональных финансов получила в 2002 году грант в размере 105,5 млн руб.» — Г. С. ИЗОТОВА, первый заместитель губернатора Вологодской области

Впереди — новые цели (сентябрь, 2007 г.)

«Вологодская область занимает заметное место в экономике страны, что подтверждается не только количественными показателями, но и экспертными оценками. С 2000 года регион является донором. В соответствии с рейтингом Минфина по уровню бюджетной обеспеченности область находится на шестом месте в Российской Федерации. Международные агентства оценивают регион как надежного заемщика (рейтинг кредитоспособности — „очень высокий“), что делает область инвестиционно привлекательной. Ключевые отрасли — черная металлургия и химическая промышленность — работают стабильно. По выплавке стали и производству проката область занимает второе место в стране. В регионе производится каждая девятая тонна российских минеральных удобрений» — В. Е. ПОЗГАЛЕВ, губернатор Вологодской области

Актуальные проблемы, связанные с исполнением бюджетов в кризисной ситуации (декабрь, 2009 г.)

«Поступление за 10 месяцев текущего года собственных доходов по сравнению с прошлым годом сократилось на 45 %. По уровню падения налоговых и неналоговых поступлений регион занимает четвертую позицию среди субъектов РФ» — С. С. ТУГАРИН, начальник департамента финансов, первый заместитель губернатора Вологодской области

Вологодчина: политика в области доходов (апрель, 2010 г.)

«В силу особенностей экспортно ориентированной экономики Вологодской области, преобладающей доли продукции черной металлургии и химической промышленности в объеме промышленного производства и высокой зависимости доходов областного бюджета от поступлений налога на прибыль наполнение нашего бюджета имеет существенные циклические риски. Ослабление деловой активности крупнейших налогоплательщиков региона приводило к снижению доходов областного бюджета в 2001 и 2005 годах. С учетом этого политика в сфере доходов ориентировалась на антициклические меры, включающие использование консервативного сценария социально-экономического развития региона, наличие финансового резерва и усиление балансирующей роли капитальных расходов» — А. А. ГОЛОВИН, заместитель начальника департамента финансов Вологодской области

Вологодская область: особенности формирования и исполнения бюджета (декабрь, 2010 г.)

«Последствия мирового финансового кризиса, серьезно повлиявшие на доходную часть консолидированного бюджета Вологодской области, вызвали необходимость возврата к формированию бюджета на один финансовый год» — В. И. АРТАМОНОВА, заместитель начальника департамента финансов Вологодской области

Ивановская область

Личная ответственность и искоренение социального иждивенчества (ноябрь, 2007 г.)

«В структуре доходов областного бюджета налоговые и неналоговые доходы за девять месяцев 2007 года составили 40 %, межбюджетные трансферты — 52,3 %, а доля доходов от платных услуг, оказанных областными государственными учреждениями за этот период, равна 7,7 %» — А. П. ГРУЗНОВ, заместитель председателя правительства Ивановской области, начальник департамента финансов

Реформа общественных финансов Ивановской области: промежуточные итоги (май, 2009 г.)

«Ежегодно не менее 20 субъектов и 20 муниципальных образований оказываются вовлеченными в масштабные процессы реформирования региональных и муниципальных финансов. Проведение таких реформ требует решения нетривиальных задач по созданию инструментов и институтов, обеспечивающих повышение эффективности общественных финансов» — А. П. ГРУЗНОВ

Итоги реформирования общественных финансов в Ивановской области (декабрь, 2009 г.)

«Реформа региональных финансов относится к разряду институциональных преобразований, когда в первую очередь меняются институты — нормы, правила, требования и т. д. Эффекты от их изменения практически никогда не наступают в краткосрочной перспективе, да и в последующем трудно поддаются оценке из-за комплексного характера социально-экономических явлений» — А. П. ГРУЗНОВ

Алтайский край

Чем больше будет профессионалов в органах власти, тем лучше (ноябрь, 2002 г.)

«Бюджет текущего года исполняется очень напряженно, и основная проблема заключается в существенном росте расходов на заработную плату. После повышения заработной платы работникам бюджетной сферы в 1,8 раза в прошлом году бюджет края тратит на заработную плату больше половины своих расходов» — В. Г. ПРИТУПОВ, заместитель главы администрации Алтайского края, председатель комитета по финансам, налоговой и кредитной политике

Под знаком 70-летия края (август, 2007 г.)

«Конечно, главным событием 2007 года можно назвать 70-летие Алтайского края: под знаком празднования и подготовки к нему проходит весь год. Но оно ассоциируется скорее не с эйфорией от предстоящего праздника, когда забывается повседневная, рутинная работа, а с мобилизацией всех ресурсов, имеющихся в регионе» — А. Б. КАРЛИН, глава администрации Алтайского края

Система размещения заказов — в процессе непрерывного развития (апрель 2008 г.)

«В январе 2006 года Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края утвердило орган, уполномоченный заниматься размещением заказов на товары, работы, услуги для обеспечения государственных нужд, — для реализации поставленных задач было создано управление государственного заказа численностью 10 человек» — М. П. ЩЕТИНИН, заместитель губернатора, начальник Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края

Алтайский край: год спустя (июль, 2008 г.)

«На 2009–2010 годы запланирован рост доли налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов краевого бюджета — на 49 и 51 % соответственно. Структура собственных доходов в 2009–2010 годах будет аналогичной 2008 году. Доля дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности и в 2009 году, и в 2010 году предусмотрена на уровне 37 %» — В. Г. ПРИТУПОВ

70 лет представительной (законодательной) власти Алтайского края (февраль, 2010 г.)

«Первые выборы в Алтайский краевой Совет депутатов трудящихся были проведены в декабре 1939 года после уточнения границ Алтайского края и его административно-территориальных образований» — И. И. ЛООР, председатель Алтайского краевого Законодательного собрания

Липецкая область

Почему именно Липецкая область? (август, 2003 г.)

«По данным за 2002 год внешнеторговый оборот области составил порядка 1,5 млрд долл., в том числе 80 % — экспорт. В текущем году наблюдается небывалый рост внешнеторгового оборота. По итогам первого полугодия он приблизился к одному млрд долл., что на 45 % выше аналогичного периода прошлого года» — О. П. КОРОЛЕВ, губернатор Липецкой области

Казначейское исполнение: иной альтернативы нет (октябрь, 2004 г.)

«Учитывая, что начиная с 2006 года у бюджета субъекта будут взаимоотношения с бюджетами „поселенческих“ муниципалитетов, уже сегодня мы приступили к внедрению третьей фазы автоматизации исполнения бюджета — на уровне поселений (по типу исполнения районных бюджетов)» — В. М. ЩЕГЛЕВАТЫХ, начальник управления финансов Липецкой области

Итоги работы поселений Липецкой области в 2006 году (апрель, 2007 г.)

«В Липецкой области насчитывается 331 муниципальное образование, в том числе 311 поселений (6 городских и 305 сельских). С 1 января 2006 года все поселения области перешли на реализацию Федерального закона № 131-ФЗ, самостоятельно составляют и исполняют свои бюджеты и до 1 января 2007 года утвердили свои бюджеты на 2007 год» — В. М. ЩЕГЛЕВАТЫХ

Стратегия «точек роста» (октябрь, 2009 г.)

«Сейчас уже можно с полной уверенностью сказать, что особая экономическая зона промышленно-производственного типа „Липецк“ — перспективный проект, значение которого трудно переоценить. С 2006 по 2008 год в ее развитие из областного и федерального бюджетов вложено 4,5 млрд руб.» — О. П. КОРОЛЕВ, глава администрации Липецкой области

Чувашская Республика

Не следует бояться реформ, но проводить их надо аккуратно (январь, 2003 г.)

«Разработана Программа социально-экономического развития республики на 2002–2005 годы. Рост ВВП в 2003 году прогнозируется на 4 %, объем производства возрастет на 4,4 %. Усиление экономических возможностей позволит ежегодно повышать реально располагаемые доходы населения на 5–6 %. Консолидированный бюджет Чувашской Республики по доходам прогнозируется в сумме 10,2 млрд руб., по расходам — 10,7 млрд руб.» — Н. В. СМИРНОВ, первый заместитель председателя Кабинета министров Чувашской Республики, министр финансов

Единая казначейская система — это реальность (апрель — май, 2003 г.)

«На 1 января текущего года Управление казначейства и финорганы республики обслуживают 3150 учреждений, организаций, открыто 3514 лицевых счетов. Кроме того, по средствам от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений открыто 1157 лицевых счетов» — Н. В. СМИРНОВ

Чувашская Республика: система управления общественными финансами — самая прозрачная в стране (сентябрь, 2006 г.)

«По перспективному финансовому плану на 2007–2009 годы планируется увеличить доходы республиканского бюджета по сравнению с 2005 годом в 1,54 раза, доведя их до 18,45 млрд руб. Собственные доходы должны возрасти в 1,61 раза, безвозмездные перечисления из федерального бюджета — в 1,45 раза» — Н. В. СМИРНОВ

Бюджет Чувашии: положительная динамика (январь, 2011 г.)

«Бюджет Чувашской Республики на 2010 год был сформирован по итогам проведения антикризисных мер. Несмотря на глубокое падение реального сектора экономики, объем бюджета республики за прошлый год не только сохранен, но и превысил первоначальные значения, составив 102,8 процента» — Н. В. СМИРНОВ

Главный ориентир — качество жизни (май, 2012 г.)

«Чувашская Республика в 2011 году по итогам конкурса, проведенного Минфином России, единственная среди регионов ПФО вошла в число 15 субъектов РФ, достигших наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и получила грант-субсидию на реализацию региональной программы повышения эффективности бюджетных расходов в размере 57,5 млн руб.» — М. Г. НОЗДРЯКОВ, заместитель председателя Кабинета министров, министр финансов Чувашской Республики

Республика Мордовия

Основные макроэкономические показатели Республики Мордовия за 2000–2005 годы (сентябрь, 2006 г.)

«Изменение валового регионального продукта Мордовии за период с 1999 по 2005 год характеризуется устойчивой положительной динамикой. По предварительным расчетам, реальный объем ВРП в 2005 году увеличился по сравнению с 1999 годом в 1,6 раза. Темпы роста значения этого показателя в 2005 году в республике (8,3 %) выше, чем рост ВВП по России в целом (6,4 %). Соответственно вырос и объем ВРП на душу населения: в 2005 году данный показатель составил 72,6 тыс. руб., увеличившись относительно уровня 1999 года в 4,9 раза» — Н. И. МЕРКУШКИН, глава Республики Мордовия

Ставка на эффективность (август, 2008 г.)

«По предварительной оценке, валовой региональный продукт республики в 2007 году увеличился на 10,6 % и достиг 74,2 млрд руб. В этот период ВВП России вырос на 8,1 %. В 2008 году рост ВРП Мордовии оценивается в 11,2 % по отношению к предыдущему году (ВВП России — 7,6%), в суммарном выражении он составит более 95 млрд руб. Объем ВРП в расчете на душу населения в 2007 году составил 88 тыс. руб., увеличившись по сравнению с 2006 года на 32,1 %» — Н. И. МЕРКУШКИН

Политика активного стимулирования дает свои плоды (апрель, 2012 г.)

«В 2011 году Правительством Республики Мордовия была реализована 71 целевая программа, в том числе 1 государственная, 19 федеральных, 41 республиканская и 10 ведомственных. Бюджетные ассигнования на финансирование программных мероприятий сложились в сумме 14,3 млрд руб., что составляет в общем объеме расходной части республиканского бюджета 38 %» — Н. В. ПЕТРУШКИН, первый заместитель председателя Правительства, министр финансов Республики Мордовия

Поделиться